ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Хайдеггер м. Основные понятия метафизики.
Глава I
1. Несравнимость философии.
а) Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь
Метафизика - центральное учение всей философии,
Философия наука общего характера.
В философии, тем более в метафизике, все шатко, несчетные разные концепции, позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга сомнительная сумятица мнений в сравнении с однозначными истинами и достижениями, с выверенными, как говорится, результатами наук. Философия еще не достигла зрелости науки.
Философия как абсолютная наука высокий непревосходимый идеал, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлинейшего существа.
Истолкование философии как мировоззренческой проповеди ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки.
Философия (метафизика) ни наука, ни мировоззренческая проповедь, нечто самостоятельное, последнее.
б) Философия - не сравнение с искусством и религией.
При всем том сравнение философии с наукой есть неоправданное снижение ее существа, а сравнение с искусством и религией, напротив, оправданное и необходимое приравнивание по существу. Равенство, однако, не означает здесь одинаковости. Существуют трудности, которые сулит этот путь –
посредством новых сравнений не схватишь существо философии, сколь ни близко соседствуют с ней религия и искусство если прежде уже не увидим это существо в лицо.
в) Сущностное определение философии путем историографической ориентировки как иллюзия.
Обращение к истории истории. Философия возникла не вчера. Можно спросить о трех вещах:
-
Откуда идет слово "метафизика" и каково его ближайшее значение?
-
Можно проникнуть в то, что определяется как метафизика.
-
Через определение метафизики можно пробиться к самой названной цели.
2.Определение философии из нее самой по путеводной нити изречения Новалиса.
а) Ускользание метафизики (философствования) как человеческого дела в темноту существа человека.
Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование.
Философия не заурядное занятие, а нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор.
б) Ностальгия как фундаментальное настроение философствования и вопросы о мире, конечности, отъединенности.
Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Новалис: "Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома." Но Новалис -
поэт, а не научный философ и искусство к нему принадлежит. Поэзия – сестра философии. Всякая наука по отношению к философии – служанка.
Тяга философии –когда мы, философствующие, повсюду не дома. Быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это, в целом, есть мир.
Туда, к бытию в целом, тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это напряжение. Мы сами же и есть переход, ни то, ни другое. Конечность – непокой неизменного отказа. Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Мы должны ее сохранить. Ее соблюдение сокровеннейший процесс нашего бытия, то есть нашей сокровеннейшей обращенности к концу. А в этой последней совершается в конечном итоге уединение человека до его неповторимого присутствия. Такое уединение – одиночество, в котором каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру.
Нужен молот понимания таких понятий, которые способны пробить подобный путь. Это понимание и понятие исконного рода. Метафизические понятия для внутренне равнодушной и необязывающей остроты научного ума остаются вечно на замке. Метафизические понятия совсем не то, что можно было бы выучить, повторять человеком, и применять на практике, мы никогда не схватим эти понятия в их понятийной строгости, если заранее не захвачены тем, что они призваны охватить. Этой захваченности служит главное усилие философствования. Захваченность исходит из настроения и пребывает в таковом. Поскольку понимание и философствование не рядовое занятие в числе других, но совершается в основании человеческого бытия, то настроения, из которых вырастают философская захваченность и хватка философских понятий, с необходимостью и всегда суть основные настроения нашего бытия.
3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию.
Предварительное рассмотрение призвано прояснить его целостную установку курса. Стремление быть дома повсюду, т.е. экзистировать в совокупном целом сущего, есть не что иное, как потребность задаться своеобразным вопросом, что значит это, в целом, именуемое нами миром. В нашем вопрошании и искании, в наших метаниях и колебаниях дает о себе знать конечность человека. Это охватывающе-понимающее вопрошание коренится в той захваченности, которая призвана нас определять и на почве которой мы только и обретаем способность всеохватывающего понимания и схватывания того, о чем спрашиваем.
Метафизика – не специализированная наука, где мы с помощью некоей умственной дознаемся до чего-то в ограниченной области, а фундаментальное событие в человеческом бытии, вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос.
Основные понятия метафизики - суть понятия, суть представления, в которых мы представляем себе нечто общее или нечто вообще, нечто в аспекте того универсального, что многие вещи имеют между собой сообща. Основные понятия – не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области, а понятия особого рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Они охватывающие понятия еще и во втором, связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот.
Понятие – некоего рода определяющее представление. Но таковыми основы метафизики и понятия философии вообще явно не будут, т.к. в захваченности мы не делаем представления, но движемся совершенно другим способом, исходно и в принципе отличным от любого научного подхода.
Метафизическая мысль – мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.
Глава II.
4. Двусмысленность в философствовании вообще: неуверенность, является или нет философия наукой и мировоззренческой проповедью.
Философия выглядит научным обоснованием и описанием мировоззрения, будучи чем-то иным. Эта двоякая видимость научности и мировоззрения, придаёт философии постоянную неудостоверяемость:
-
Её никогда не удаётся достаточно снабдить научным и опытным познанием + "никогда-не-достаточность" научных познаний в решающий момент всегда оказывается с избытком.
-
Философия требует применять свои познания как бы на практике, претворяя их в фактическую жизнь, но эти нравственные усилия остаются вне философствования.
Философию знают в этом двусмысленном двоящемся облике как науку и как мировоззренческую проповедь:
-
Двуполые образования, которые без мозга, костей и крови влачат литературное существование.
-
Вещь может быть похожа на строго научное исследование, сухое, трудное, безо всяких морализирующих обертонов и мировоззренческих отсылок голой наукой.
Опознать философию может только тот, кто вкладывает в неё все силы.
5. Двусмысленность в нашем философствовании здесь и теперь в позиции слушателей и преподавателя.
Двусмысленность философии всегда обостряется. Теперь философия – дисциплина по которой защищают диссертации; для учащихся – один из общих курсов, они слушают или пропускают его. Жуть в том, что мы этого вообще никогда не ощутим: что с нами вообще впредь ничего не случится, если мы пропустим курс. А если мы не пропускаем, то отпадает ли двусмысленность? Преподаватель бродит в лесах понятий и терминологии – так что бедного слушателя берёт тоска – он комедиант? Противоречиво его начинание: философствование – последнее выговаривание, то предельно, в чём человек уединяется до своего чистого присутствия. Он разглагольствует перед толпой. Этот авторитет держится на том, что нас не понимают. Если мы не философствуем, весь авторитет сам собой разваливается. Философствование присуще каждому человеку. Чтение философских лекций – двусмысленное начинание, чего в науках не бывает.
Что доказуемо?
-
Доказуемо всегда только по существу маловажное.
-
То, что подаётся и соответственно подлежит доказательству, в принципе мало чего стоит.
6. Истина философии и её двусмысленность.
Метафизика – мышление в предельных вбирающих понятиях, спрашивание, которое в каждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о целом. Двусмысленность философии:
-
Двусмысленность вообще
-
Двусмысленность нашего философствования здесь и теперь.
Двусмысленность обостряется, когда мы преподносим нечто как именно философское. Кажимость так не устраняется, а нагнетается. Убеждение, заложенное во всяком преподавании философии, не исчезает когда выдвигается требование сплошного обоснования всего и доказательства как решающего критерия. Заблуждение – в философии, как везде, доказуемое есть вообще существенное.
Вопрос о философской истине ставится редко, он коренится в двусмысленности философии – она соблазняет человека дать философии в союзники здравый смысл, который столь же двусмысленно предписывает, что надо думать о ней и её истине.
Философия – что-то такое, что каждого касается, до каждого доходит, является предельным и высшим.
а) Философия – как нечто всех касающееся и всем доступное.
Философия касается каждого, но повседневное сознание делает вывод: каждого касается, до каждого должно доходить, всё должно быть непосредственно ясно любому человеку с улицы.
Философия для каждого, как каждый естественным образом и считает, а философская истина должна доходить до каждого, в согласии с повседневным критерием доходчивости.
Доходчивость предписывает, что вообще может быть истинным и философская истина в частности.
б) Философия как предельное, высшее.
-
Философская истина под видом абсолютной истины.
Философия – последнее, предельное, её каждый должен иметь и уметь иметь в прочном обладании. То, что доходит до каждого само, должно обладать высшей достоверностью. Например, каждому будет понятно математическое познание (Платон, Декарт, Лейбниц не мыслили философию без математики) – философская истина есть абсолютно достоверная истина, но мы всё же отказываем философии в характере абсолютной науки, всё потому, что идея существа философии предписывается последней на почве её двусмысленности, эта идея подрывает философию в её глубочайшей сути. Возможность превращения философию в абсолютную науку – не есть возможность философии, т.к. математическое познание заключает в себе большое богатство, есть наиболее пустое познание, какое только можно помыслить. Математические познания не обязательно должны опираться на внутреннюю субстанцию человека, они не могут стать мерилом для самого полного и обязывающего философского познания.