Файл: Предпринемательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список литературы

Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.

Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами препринимателей. //Вопрсы экономики.1994г. №11.

Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997

Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 1996 . -№7 .

Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .

Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.

Камаев В. Д. Экономика и бизнес. –М., 1993.

Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 1991.

Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990.

Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997

Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. -М., 1990.

Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства . Вестник МГУ , сер.6, Экономика . 1996 . - №2.

Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 1996 . -№34 .

Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкур ) // Российский экономический журнал . 1997 . - №5-6,7.

Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с.

Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с.

Введение

Любая деятельность, связанная извлечением прибыли, может быть отнесена к предпринимательской. Несмотря на большой интерес к категории предпринимательства, отдельной теории предпринимательства не выделяется: оно развивается в рамках экономической теории. Но, не смотря на это, возникает потребность изучения особенностей организации предпринимательской деятельности в качестве отдельного направления в области экономики, менеджмента и финансов.

Впервые «предпринимательство» как научный термин появилось в начале ХVIII века. Ввел его в употребление известный английский экономист Ричард Кантильон: он разработал первую концепцию предпринимательства. В своей работе он понимал под предпринимателем человека действующего в условиях риска. Это было связанно с тем, что мелкие собственники (торговцы, ремесленники и пр.) покупали (и/или производили) товар по одной цене, а продавали по цене, заранее им неизвестной.


На сегодняшний день у термина «предпринимательство» нет единого определения. Поэтому, чтобы вникнуть в суть данного термина необходимо понять его суть и ознакомиться с его основными понятиями.

В настоящее врем я Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично -правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства

Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы такого вмешательств а не имеют достаточного теоретического обоснования.

В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование проблем государственно-правового регулирования предпринимательства и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России организ ацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее совершенствование системы безопасности в целом.


Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Повышение эффект ивности деятельности государственных правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства требует усиления их взаимодействия с не-государственными службами без опасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимой правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства: совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ подготовки и переподготовки кадров.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к право вому нигилиз му и незаконным методам ведения деятельности и разреш ения споров.

Методы государственного макроэкономического регулирования включают в себя экономические и административные. Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лиценз ий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).


Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики прои зошли крупномасштабные изменения собственности, и решающи м элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства.

Задача происходящих преобразований в экономической и политической системах, с точки з рения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство из силы, господствовавшей в недалеком прошлом над хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий интересы последнего.При такой постановке вопроса вся совокупность отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно, нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.

Необходимо определить основные функции государства в этой сфере. Оно осуществляет регулирующие функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование предпринимательства достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, правового, организационного характера.

1. Предпринимательская деятельность

1.1 Понятие предпринимательской деятельности

Если говорить в общих чертах, то предпринимательство - это особый вид деятельности, являющийся источником развития экономики, способом реализации индивида и источником получения дохода. В основе предпринимательства лежит инициативная, новаторская деятельность человека, реализующего свои возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои идеи.В разные века предпринимательство определялось по-разному:предпринимательство - коммерческая деятельность (римское право);предпринимательство - деятельность в условиях риска и неопределенности (Р. Кантильон, ХVII в.);предпринимательство - комбинирование факторов производство по усмотрению собственника капитала (А. Смит, ХVIII в.);предпринимательство - деятельность связанная с инновационным подходом (Йозеф Шумпетер, ХIХ в.);предпринимательство - 1) стремление и действие к самостоятельному ведению деловой активности по конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах; 2) искусство ведения деловой активности, реализуемой в форме делового проектирования; 3) умение организовывать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела (А.В. Бусыгин, ХХ в.).


В соответствии с ГК РФ предпринимательство - это особая форма экономической активности, основанная на инновационном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание собственной значимости. Однако, в современной отечественной экономической литературе до сих пор нет четкого определения предпринимательской деятельности. В большинстве случаев сущность данного явления подменяется основной целью предпринимательской деятельности - извлечением дохода. Вообще, среди целей предпринимателя выделяют четыре основных:производство товаров и услуг;получение прибыли;социальные целиразвитие бизнеса.

При этом ни одна из этих целей не может существовать самостоятельно. Получение прибыли не может происходить без производства/реализации товаров или услуг. Производство товаров и услуг бесполезно, если они не являются социальным благом (не достигаются социальные цели). Развитие бизнеса (и даже поддержание его на прежнем уровне) невозможно, если нет прибыли. Если нет прибыли, то невозможно и производство товаров, а оказание услуг теряет свой смысл.

1.2 Факторы предпринимательской деятельности

Среди основных факторов предпринимательской деятельности выделяют следующие:

Идея - это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь определенный товар. Идея может быть основана на интуиции и включать инновационный момент.

Информация. Особенность этого фактора - скорость и форма подачи. Может являться товаром, а также благом высшего порядка.

Капитал - это инвестиционный ресурс, используемый в производстве товаров/услуг и доставке/оказании их потребителю. Капитал включает в себя как материальные, так и нематериальные (человеческий капитал) элементы. Именно он ассоциируется со способностью приносить доход.