ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения
Косорукова И.В.
ПОСОБИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
Москва 2011 г.
Бакалов Алексей Сергеевич, Косорукова Ирина Вячеславовна Пособие по дисциплине «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» – М. Московская финансовопромышленная академия. 2011.-147 с.
©Косорукова Ирина Вячеславовна, 2011
©Московская финансово-промышленная академия, 2011
Оглавление
Тема 1. Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса. .................................................. |
4 |
Тема 2. Виды стоимости и принципы оценки бизнеса. ......................................................... |
7 |
Тема 3. Система информации в оценке стоимости предприятия (бизнеса) ...................... |
11 |
Тема 4. Доходный подход в оценке стоимости предприятия (бизнеса) ............................. |
32 |
Тема 5. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса) ................... |
48 |
Тема 6. Затратный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса) ............................ |
62 |
Тема 7. Определение итоговой величины стоимости. Применение премий и скидок ...... |
74 |
Тема 8. Отчет об оценке бизнеса ............................................................................................ |
81 |
Тема 9. Оценка стоимости инвестиционных проектов........................................................ |
85 |
Тема 10. Синтетические методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) ........................ |
88 |
Тема 11. Создание стоимости компании. Оценка бизнеса для целей реструктуризации. |
|
................................................................................................................................................. |
104 |
11.1. Показатели стоимости, используемые в рамках концепции управления стоимостью |
|
компании ................................................................................................................................ |
106 |
11.2.Современные стратегии управления стоимостью компании .................................... |
110 |
11.3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) в рамках слияний и поглощений......... |
121 |
Тема 12. Оценка многопрофильных компаний .................................................................. |
140 |
Список литературы................................................................................................................ |
145 |
Тема 1. Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса.
1.1. Значение оценки и управления стоимостью бизнеса
Современная рыночная экономика не может эффективно существовать без института оценочной деятельности. Сделки купли-продажи, передача имущества в залог, инвестиции в бизнес или какие-либо проекты, оценка эффективности работы менеджмента и бизнеса и другие не менее важные и обязательные случаи оценки влекут за собой обращения к оценщикам за услугами по формированию рыночной или какого-либо другого вида стоимости.
Современная концепция управления бизнесом ориентируется на стоимостной подход в принятии решений. Концепция Value Based Management (VВМ) (стоимостно-ориентированного менеджмента, системы мониторинга и управления стоимостью бизнеса) в качестве основных критериев принятия решений использует такие показатели как рыночная стоимость бизнеса,
добавленная стоимость бизнеса, денежные потоки, риски, цена капитала.
Эти показатели существенно отличаются от до сих пор широко распространенных в России: рентабельности и чистой прибыли.
В Западной Европе и США управление стоимостью входит в систему Value Based Management - менеджмент, нацеленный на создание, управление
иоценку стоимости.
Внастоящее время в западных корпорациях уже не ставится под сомнение необходимость управления стоимостью бизнеса. VВМ, одна из наиболее продуктивных современных концепций управления, рассматривает увеличение стоимости бизнеса как главную цель функционирования компании.
Многие руководители компаний, инвесторы знают о создании и управлении стоимостью в публичных (открытых) компаниях, где цена акций отражает реакцию рынка на результаты бизнеса. Гораздо труднее разработать успешную стратегию и правильно измерить результаты работы, когда рыночного курса акций не существует, т.е. организация является закрытой. В условиях кризиса проблемы управления стоимостью бизнеса никуда не исчезли, наоборот, факторы, позволяющие увеличивать стоимость компаний, еще более тщательно анализируются и используются менеджментом.
Важную роль управление стоимостью играет для предприятий реального сектора экономики. Их недооцененность приводит к проблемам привлечения инвестиций в развитие данных компаний и снижению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Неконкурентоспособность на одном или обоих вышеперечисленных рынках подвергнет серьезной опасности шансы на выживание компании.
Как показывает практика, увеличение стоимости для акционеров не противоречит долгосрочным интересам других заинтересованных сторон.
Успешно действующие организации создают сравнительно больше
стоимости для всех участников – потребителей, работников, государства и поставщиков капитала. Однако есть и другие причины – более концептуальные по своей сути, но не менее убедительные,- по которым следует принять систему, ориентированную на стоимость для акционеров.
Во-первых, стоимость – лучшая из известных мер результатов деятельности. Во-вторых, держатели акций – единственные участники организации, которые, заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других. Данный тезис на текущий момент, наиболее применим, и подтверждается практикой деятельности западных корпораций, в отличие от российской практики, где различные группы акционеров зачастую преследуют различные цели, не создающие, а уменьшающие стоимость. И, наконец, компании, работающие неэффективно, неизбежно столкнутся с утечкой капитала в руки конкурентов.
1.2. Объект оценки
Основу методологии оценки стоимости предприятия составляет представление о предприятии как объекте гражданских прав. В 132 статье Гражданского кодекса раскрывается содержание понятия «предприятие, как имущественный комплекс». Предприятие, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства».
Оценка рыночной стоимости предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая наиболее правильно отражает свойства предприятия как товара, то есть его полезность для потенциального покупателя и затраты, необходимые для получения этой полезности.
На наш взгляд, понимание предприятия, как имущественного комплекса, не совпадает с понятием «бизнес». Принято считать, что бизнес – это действующее предприятие и его стоимость превосходит стоимость имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (налаженные связи и взаимоотношения с клиентами, связи в государственных органах и другие нерегистрируемые (внебалансовые) активы, включая ценность доброго имени (гудвилл)).
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли1. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие.
Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности2.
1В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер, 2002. Стр. 34.
2Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Словарь бизнесмена. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
Именно наличием неосязаемых активов определяется рыночная привлекательность фирм с отрицательным балансовым собственным капиталом.
Но ведь бизнес не является объектом гражданских прав (см. Раздел 1 настоящего пособия и ст. 128 ГК РФ). Что же будет объектом оценки в случае необходимости оценки бизнеса? На наш взгляд, в случае оценки стоимости бизнеса для собственников или менеджеров в качестве объекта оценки стоит использовать вещное право (право собственности или какоелибо другое) на пакет акций (в случае оценки ОАО или ЗАО), на долю учредителя (при оценке ООО), на пай (при оценке кооператива).
Исходя из вышеизложенного, суть методологии, применяемой при оценке рыночной стоимости предприятий, может быть сформулирована следующим образом: стоимость предприятий в условиях рыночной экономики определяется его активами (включая неосязаемые) с учетом привлекательности предприятия для инвестиций. Данная методология реализует системный подход к определению стоимости, когда предприятие рассматривается как сложно организованный объект – система, а его стоимость определяется исходя из системного представления его функционирования, то есть, стоимость предприятия больше суммы стоимостей его элементов на величину так называемого системного эффекта. Реализация данной методологии состоит в анализе данного предприятия как объекта для инвестиций и определении комплекса стоимостных показателей, адекватно отражающих стоимость предприятия.
1.3. Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Как уже отмечалось выше, целью оценки любого объекта оценки является определение его стоимости. Виды стоимости, определяемые в ходе оценки, перечислены в стандартах оценки, обязательных к применению на территории РФ (утверждены Приказом Минэкономразвития № 255 от 20.07.2007г. ФСО №2). К ним относятся:
рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
Кроме рыночной стоимости в стандартах оценки приводится ряд видов стоимости, которые могут применяться для целей оценки:
При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки» (п.8 ФСО №2).
«При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции
объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества» (п.9 ФСО №2).
При определении кадастровой стоимости объекта оценки «…определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения» (п. 10 ФСО №2).
Задачами оценки стоимости предприятия являются:
купля-продажа;
для оценки имущества должника при осуществлении процедуры банкротства;
для оценки имущества должника при осуществлении процедуры банкротства;
в случаях кредитования под залог;
при передаче имущества организаций в аренду;
при определении арендных платежей исходя из стоимости имущества;
при проведении организациями переоценки объектов основных средств;
страхование;
реструктуризация деятельности;
налогообложение;
подготовка планов развития бизнеса и т.д.
Хотелось бы отметить, что существуют и обязательные случаи оценки, связанные с оценкой бизнеса (внесение вклада в уставный капитал неденежными средствами свыше 200 МРОТ, дополнительная эмиссия акций, банкротство предприятия и т.д.).
Тема 2. Виды стоимости и принципы оценки бизнеса.
2.1. Виды стоимости и факторы, влияющие на стоимость предприятия (бизнеса)
Виды стоимости уже были перечислены в предыдущем разделе. Факторы, оказывающие влияние на стоимость предприятия (бизнеса) можно, с одной стороны, поделить на внешние (спрос, курсы валют, темпы инфляции, политическая ситуация) и внутренние (менеджмент, поставщики, кадры, техническое состояние и др.), с другой, на экономические, политические, социальные и географические.
Экономические факторы:
- спрос на объект оценки;
-доход объекта оценки от эксплуатации и перепродажи;
-продолжительность получения доходов;
-риск, связанный с объектом;
-степень контроля над объектом (наличие имущественных прав);
-степень ликвидности объекта оценки;
-ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;
-затраты на создание аналогичных объектов;
-соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты и др.
Социальные факторы:
-наличие и развитость инфраструктуры;
-демографическая ситуация и др.
Политические факторы:
-состояние законодательства в области оценки, собственности, налогообложения и т.д.;
-политико-правовая ситуация в стране.
Географические факторы, местоположение, близость сырья, состояние окружающей среды.
2.2. Принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Теоретической основой процесса оценки является единый набор оценочных принципов.
Принципы оценки могут быть объединены в четыре группы:
1.Принципы, основанные на представлениях собственника (пользователя).
2.Принципы, связанные с эксплуатацией собственности.
3.Принципы, обусловленные действием рыночной среды.
4.Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования.
Кпринципам, основанным на представлениях пользователя относятся:
-полезность;
-замещение;
-ожидание (предвидение).
Принцип полезности - объект обладает стоимостью только в том случае, если он полезен какому-либо потенциальному собственнику. Полезность – это способность собственности удовлетворять потребности пользователя в данном месте и в течение данного периода времени.