ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СВИТЕЧ
Вопрос №1
Наука (science) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Псевдонау́ка (от греч. «ложный» + наука; синоним — лженау́ка близкие по значению термины: паранау́ка, квазинау́ка, альтернати́вная нау́ка, неакадеми́ческая нау́ка) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.
Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».
Среди основных отличий псевдонауки от науки — некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые.
Паранаука (от греч. para — около, возле, при) — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.
Понятие сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.
Самостоятельный тип паранауки представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и др. мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений.
Для паранауке характерно выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий.
Вопрос № 2.
По своей направленности, по отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные науки и прикладные науки. Деление исследований на фундаментальные и прикладные достаточно условно, так как отдельные результаты фундаментальных исследований могут иметь непосредственную практическую ценность, а в результате прикладных исследований могут быть получены научные открытия.
Прикладные исследования – научные исследования, направленные на решение социально-практических проблем. Непосредственная цель прикладных наук – применение фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию.
Вопрос №3 (пространственные рассуждения о сближения науки и журналистики – на примере материалах СМИ: Химкинская газета «Вперед»
Наука и журналистика сближаются. Создаётся новое творческое объединение
По инициативе Cоюза журналистов Подмосковья создаётся объединение журналистов, пишущих о науке и работающих в СМИ подмосковных наукоградов, а также городов, пока не имеющих этого статуса, но с богатым научным потенциалом.
Первым шагом на пути объединения стала организованная Московской областной организацией СЖ поездка группы журналистов в город Дубну, знакомство с работой объединённого института ядерных исследований и проектом «Ника», для воплощения которого задумано строительство российского коллайдера.
Интервью с крупными учёными-физиками, знакомство с лабораторией физики высоких энергий и «центральной фигурой» ОИЯИ – ускорителем, дружеская встреча с коллегами-журналистами из дубненских газет «Площадь Мира» и «Компаньон и К» – небольшая по сроку поездка смогла вместить множество интересных для пишущей братии событий и сделать вывод, что призванная спасти мир красота, сегодня имеет более конкретное имя – наука.
«Журналистика и наука: актуальные проблемы взаимодействия медийного и научного сообществ». В нем участвовали представители российских и зарубежных средств массовой информации, представители научного сообщества г. Новосибирска. Впервые отделение журналистики организовало телемост с представителями СМИ из других стран. Заявленная тема оказалась актуальной для профессиональных сообществ. У молодых журналистов возникают трудности в написании материалов – в частности, в понимании научной информации и адекватном ее изложении.
- Сложно общаться с академиками, – говорит Нина Леонидовна Пашкова, шеф-редактор портала «Сибкрай». – Представьте, что вы берете интервью у человека, превышающего вас уровнем интеллекта и затмевающего вас масштабом своей личности. Приходится держаться на уровне, не стесняться задавать вопросы и даже немного поспорить. Но самая сложная проблема – согласование материалов на научную тему. Вы старались, придумывали метафоры, сравнения – а ученые стремятся перевести текст на научные рельсы. Тут тоже нужно уметь отстаивать свою позицию.
Вопрос №4
Научная парадигма – совокупность идей, теорий, представлений, обозначающих наиболее важные, узловые точки понимания мира, в его бытие, порядке, развитии, а также подразумевает систему общественных и непротиворечивых и нечуждых друг дургу представлений и образов, из которых строится восприятия и объяснения мира.
Научные революции:
Аристотельская – переход от субъективного эгоцентризма к национально топоцентризму.
Ньютоновская – от геоцентризма к геоцентризму или к паицентризму
Энштейновская – изъятие понятия центризма из изучения мира – относительность.
Постэнштейновская - переход от данного мира к структурно неисчерпаемому множеству всевозможных квазизамкнутых миров, как подобно данному, так и существенно отличному от него.
Вопрос №5
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
научное знание ориентируется на теологизм
ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
Особенности периода:
научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
начинают преобладать экспериментальные знания
наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)
5 Этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Классическая наука:
предмет исследования - макромир.
изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире
представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер
отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности
в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.
В неклассической науке:
предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры
объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации
модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности
мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность
научная деятельность не носит обособленный характер
модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично
Постклассическая наука: начиная с квантовой механики, не требует, в отличие от классической науки , очевидных оснований, не требует опытного подтверждения принятых оснований, но у нее должны быть работающие следствия, к тому же обладающие предсказательной функцией. Она отступает от принципов жесткого детерминизма и вводит категорию случайности наряду с категорией необходимости, изменяет идеалы и нормы доказательства и обоснования знания.
Для постклассической науки является обязательным: включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений теории вследствие синтеза фундаментальных внутринаучных ценностей с ненаучными ценностями общесоциального характера, а само научное познание начинает рассматриваться в контексте конкретных социальных условий и его социальных последствий. Возникает не только иное понимание категорий пространства и времени, но и возможности, действительности, детерминации, когда предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешнее воздействие.
Вопрос№6
Крупнейшими достижениями астрономии начала XX века стали:
открытие закономерности, связывающей спектральный класс
светимость звёзд (диаграмма Герцшпрунга — Рассела стала для астрономии тем же, что и таблица Менделеева для химии)
и разрешение на отдельные звёзды спиральных туманностей — галактик, что вывело астрономию за пределы Млечного пути — нашей Галактики и по своему значению сравнимо с переходом от геоцентрической к гелиоцентрической системам.