ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОС №15

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «умение, знание», и λόγος — «учение, наука») — теорияпознания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в.

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания


Основные проблемы гносеологии

  • Проблема истины

    • Истина и смысл

  • Проблема метода

    • Сущность познания

    • Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)

    • Эмпирический и теоретический уровень познания.

    • Принципы познания

    • Вера (интуиция) и знание

    • Структура и формы опыта

    • Специфика и критерии научного познания.

    • Понимание и объяснение

Журналистика может быть рассмотрена с позиций гносеологии на все сто процентов, поскольку эта сфера и подразумевает исключительно «взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности» с той лишь оговоркой, что один из субъектов (читатель, зритель и проч.) в данном случае может рассматриваться в двух ипостасях: либо как огромное множество разных субъектов, либо как один усредненный субъект. Объектом же выступает материал, передача и проч.

Вопрос №16

Конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») — процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромисса, стабилизации. Противоположно дивергенции. Терминыконвергенция и дивергенция употребительны в различных естественных и гуманитарных науках.

Современные источники — «Большой энциклопедический словарь» и «Словарь иностранных слов» — дают определения слова «конвергенция» как в общем виде, так и применительно к некоторым конкретным дисциплинам. Происхождение данного термина восходит к латинскому слову «convergo» — приближаюсь, схожусь. Если немного перефразировать общее определение, то конвергенцию можно трактовать как возникновение сходства в строении и функциях у систем, изначально далеких по происхождению и назначению.

В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. (…) Радио в интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров».


Дигитализация, переход на цифру ведет к созданию объединенных (конвергированных) медиа и универсализации журналистской профессии. А значит, конвергенция СМИ требует конвергенции методов их анализа, развития теории телевизионной журналистики – научного направления, объединяющего методы многих наук.

Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Мультимедийность – это «ключевая технология» информационного пространства, открытого информационного мира, представленного в виде: порталов, поисковых систем, каталогов, сайтов, электронных словарей, энциклопедий, виртуальных университетов. Самая важная черта мультимедийности состоит в том, что она охватывает большинство видов культур во всём их разнообразии.

Ну и надо сказать о том, как важно, что сейчас есть возможность читать не только тексты и слушать радио, а еще и бродить в интернете в поисках актуальной журналистской информации, полной благодаря многогранности, то бишь мультимедийности: наличию тексов, картинок, голоса, видео и проч. С возможной функцией интерактивности – обратного взаимодействия.

Вопрос №17

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность».

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

В медиа идеи постмодернизма развиты крайне слабо, только если на различных интернет-ресурсах. Однако если учитывать основные особенности постмодернизма в текстах: парадоксальность, интертекстуальность, юмор, игра с читателем – то становится понятно, что в журналистике эти приемы не сработают. Потому что информация, представленная в постмодернистском ключе не будет воспринята адекватно, так, как нужно читателям и собственно журналистам.


Поэтому рассматривать журналистику через призму постмодернизма представляется херней. о_О

Вопрос №18

Золотое сечение (золотая пропорцияделение в крайнем и среднем отношении) — делениенепрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Таким образом принцип золотого сечения подразумевает построение грамотных, гармоничных композиций, в науке ли, в искусстве ли, основанных на «идеальных пропорциях».

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.


Масс-медиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто остаются бесконтрольными и малоизученными. Отчасти это обусловлено традиционными функциональными характеристиками СМИ, определяющими сферу их влияния.

Чтобы выяснить способ влияния СМИ на формирование ценностной ориентации общества, в первую очередь нужно определить систему, упорядоченные ценности общества лежащих в основе целеполагания. Иными словами, нужно выделить в качестве идеала некоторое конечное и абсолютное благо, ради которого осуществляется вся деятельность общества и которому готовы подчинить отдельные его представители свои интересы. Подобный рациональный идеал, а также абсолютизацию рациональности поведения общества и личности постоянно создают СМИ.

Например, с начала XX столетия в советском обществе главенствующим идеалом, постепенно превращенным в ведущую, основополагающую цель деятельности этого общества, становится построение коммунизма, как идеальной формы существования человеческого общества. В результате стремления к достижению бесспорного идеала - цели советского общества - коммунизма, с помощью основополагающего средства - коллективизма, в жертву была принесена другая бесспорная общечеловеческая ценность - личность.

Весь процесс формирования социальных ценностей средствами массовой информации можно условно разделить на три этапа. Первый - синтез определенной ценности на основе наблюдения за отдельными фактами общественной жизни и показа этих фактов. Второй – популяризация или включение в систему уже существующих в обществе ценностей способом анализа уже синтезированного идеала или отрицательного явления. И третий - заключительный - инклюзия путем пропаганды данной ценности в обществе.

Вопрос №19

Отношения религии и науки не были однозначными. Практически, можно выделить несколько этапов этих взаимоотношений: