Файл: 12.Глаголическая месса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яначек_Глаголическая месса

1. 1926 - год написания

2. за два года до смерти

3. вопрос языка

- родной язык - основа воплощения национального

- записывал нотными знаками вербальную речь

- поэтому месса написана на старославянском языке

4. идея

- "я хотел выразить истинную сущность народа не на религиозной, а на нравственной основе,

призвав в свидетели Бога"

- проявление пантеизма (отсюда многие фрагменты музыки ассоциируются с просторами чешской

природы)

5. состав

- хор, солисты, орк., орган

6. структура

- свободно с ней обращается

- кроме обычных пяти разделов

а) Господи, помилуй

б) Слава

в) Верую

г) Свят

д) Агнец Божий

- добавляет инструментальные

а) Вступление

б) Интрада (заключение)

в) Органное соло (предваряет Интраду)

7. мастер речевой интонации

8. первая часть

- экспрессия вокальных фраз

- динамика звуковых нарастаний

- господство диатоники

- неторопливость смен гармонических комплексов

9. третья часть

- начало: эпически спокойное славословие

- далее: от соло сопрано идет драматическое нарастание

- кульминация в Maestoso - апофеоз торжества обретенной веры

- центральный эпизод рисует мотивы распятия Христа, Его крестных мучений и Христа-Судии с

исп. фанфарных труб

10. Агнец Божий

- лирическая кульминация

11. две инструментальные последние части

- цикл в цикле

- в последний раз сталкиваются две сферы - душевного смятения и духовного торжества

- тональный объединяющий фактор: Органное соло заканчивается в as, Интрада - в As

Л. Яначек занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. — его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Чешский музыковед Я. Шеда набросал следующий портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: «...Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой».


На раннем этапе творчества Яначек в основном изучал чешский фольклор, а его раннее произведения созданы под сильным влиянием творчества популярных современников, таких как Антонин Дворжак. Более позднее творчество представляет собой некий синтез национальной народной музыки и современной (для того времени), что стало особенно заметно в опере «Енуфа» (Jenůfa), премьера которой состоялась в Брно в 1904 году. Успех этого произведения, также часто называемого «Моравская национальная опера», дал возможность Яначеку ставить свои сочинения на лучших оперных площадках мира. Самые поздние работы традиционно считаются наиболее удачными. Среди них — знаменитая «Симфониетта», оратория «Glagolitic Mass», рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Гоголя) и др.

Сейчас Яначек входит не только в число лучших композиторов Чехии, но и вообще в число наиболее известных уроженцев этой страны.