Файл: 7.Сати и Шестерка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Шестерка"

1. название объединения французских композиторов, 1920

2. название и состав группы (отобран Жаном Кокто - французский писатель, художник, режиссер,

предвосхитивший появление сюрреализма) принадлежат Анри Колле (французский писатель,

композитор и муз. критик)

3. состав группы

- Дюрей

родился в Париже 27 мая 1888 года в семье типографского рабочего. В Парижской консерватории Дюрей не учился и до 19 лет не собирался стать профессиональным музыкантом. Его планы резко поменялись в 1907 году после посещения театра, где исполнялась опера Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Ещё до получения диплома Высшей коммерческой школы (1908), он как вольнослушатель частным образом поступил в Школу канторов, где начал брать уроки фортепиано, сольфеджио, гармонии, контрапункта, фуги и композиции у профессора Леона Сен-Рекьё, однако, курс не окончил и диплома не получил.[2] Как композитор и дирижёр Дюрей был — самоучкой. В одно время с Дюреем Schola cantorum закончил и сорокалетний Эрик Сати (с дипломом сочинителя музыки). В период с 18 до 23 лет Дюрей последовательно прошёл через увлечение импрессионизмом, атональной музыкой, нововенской школой и музыкой Арнольда Шёнберга. Ранние сочинения Дюрея написаны в довольно изысканной и тонкой (так называемой, «французской») атональной манере, среди них особо выделяются хоры a capella на стихи Анри де Ренье и Шарля Орлеанского.

- Мийо

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя — известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Спустя два года Мийо возвращается в Париж, где становится членом «Шестёрки» и начинает активную композиторскую деятельность. Музыке композитора этого периода (конец 1910-х — начало 1920-х годов) свойствены задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет — старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариус Мийо также отразил свои бразильские впечатления. В балете «Бык на крыше» (1919) он использовал около 30 бразильских мелодий, преимущественно шоро.

- Онеггер

один из крупнейших композиторов XX века. В его музыке нашли отражение все трагедии XX века, все то, с чем пришлось столкнуться миллионам людей. Подобно симфониям Шостаковича, романам Хемингуэя, Маркеса или полотнамПикассо, его музыка проникнута тревогой за судьбы человечества, будущее культуры. В его произведениях органически слиты напряженнейшая эмоциональность и трезвая критическая мысль, а трагизм миросозерцания приводит к сгущенному драматизму, острой экспрессии. Онеггер оставил такие замечательные образцы оперно-драматического искусства, как опера «Антигона», оратория «Крики мира», драматическая оратория «Жанна д'Арк на костре». Он стремился к воплощению общечеловеческих идеалов, к утверждению высоких этических ценностей. Это относится и к его симфоническому творчеству. В наследии композитора — пять симфоний, отличающихся богатством жизненных образов, яркими контрастами, высоким этическим пафосом.


- Орик

Учился в Монпелье, затем с 1913 г. в Париже. Дебютировал как композитор в 1914 г. когда несколько его песен исполнили Пола де Лестан (сопрано) и Альфредо Казелла (фортепиано)[1]. Писал музыку к театральным постановкам, мюзиклы и балеты. В военные и первые послевоенные годы был самым востребованным кинокомпозитором Франции. Его музыка звучит в фильмах Кокто («Орфей», «Красавица и чудовище», «Двуглавый орёл»), Офюльса (« Лола Монтес»), Дассена(«Мужские разборки»), Деланнуа («Вечное возвращение», «Принцесса Клевская»), Уайлера («Римские каникулы»).

- Пуленк

Происходит из богатой и известной (по сегодняшний день) французской буржуазной семьи фабрикантов. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). В начале 1920-х гг. участник творческого содружества «Шестёрка». Испытал влияние Э. Шабрие, И. Ф. Стравинского, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, Сергея Прокофьева, выступал с докладами о творчестве Мусоргского. Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести» является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. 

- Тайфер

Игре на пианино она училась в доме своей матери, сочиняя короткие музыкальные работы, а затем в 1915 году поступила на учёбу в Парижскую консерваторию. Там она познакомилась с Луи Дюреем,Франсисом Пуленком, Дариюс Мийо, Жоржем Ориком и Артюр Онеггером. Во время учёбы за свои успехи она получила несколько наград в различных категориях. В частности, Тайфер написала 18 небольших музыкальных работ в «Petit livre de harpe de Madame Tardieu» для Caroline Tardieu, помощника профессора консерватории.

4. название дано по аналогии с "Пятеркой" (так во Франции называли композиторов "Могучей

кучки")

5. смысл аналогии (параллели с "Пятеркой")

- решимость отстаивать национальную специфику муз. языка против иностранных влияний

(вагнерианства и шёнберговской атональности")

- стремление к новизне и одновременно к простоте

- неприятие муз. импрессионизма

6. история создания

- композиторы "Шестерки" не раз указывали на то, что данное объединение носит условный

характер

- создано в рекламных целях

- композитор Эрик Сати считался старшим товарищем и идейным вдохновителем т"Шестерки"

- Сати в 1918 намеревался создать группу под названием "Новые молодые"

- еще в 1917 под эгидой Сати состоялся концерт включавший в себя сюиту из балета "Парад"

(Сати), фортепианное трио Орика и "Колокола" Дюрея


- такие концерты в разных комбинациях имен и сочинений проходили регулярно

- в результате конфликтов роль идейного вдохновителя перешла к Кокто

7. эстетические предпочтения

- на первых порах признают для себя ценным только творчество Стравинского ("Царь Игорь") и

Сати

- балет "Парад" Сати - эстетика примитивизма

- кантата "Сократ" Сати - один из первых образцов неоклассицизма

- американски джаз (проник во Францию после 1918; Дюрей избежал его влияния)

8. деятельность группы

- совместных акций немного

- 1921 - публикация "Альбома Шестерки" - сборник пьес для фортепиано соло

- 1921 - все (кроме уехавшего Дюрея) участвовали в написании музыки к балету "Новобрачные на

Эйфелевой башне" по либретто Кокто

Э. Сати - один из самых парадоксальных французских композиторов. Он не раз удивлял современников, активно выступая в своих творческих декларациях против того, что еще недавно ревностно защищал. В 1890-е гг., познакомившись с К. Дебюсси, Сати выступал против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие нарождающегося музыкального импрессионизма, который символизировал возрождение французского национального искусства. Впоследствии композитор нападал на эпигонов импрессионизма, противопоставляя его расплывчатости и утонченности четкость, простоту, строгость линеарного письма. Молодые композиторы "Шестерки" испытывали сильное воздействие Сати. В композиторе жил беспокойный бунтарский дух, призывавший к ниспровержению традиций. Сати увлекал молодежь смелым вызовом обывательскому вкусу, своими независимыми, эстетическими суждениями.

Сати родился в семье портового маклера. Среди близких не было музыкантов, и рано проявившееся влечение к музыке осталось незамеченным. Лишь когда Эрику исполнилось 12 лет, - семья перебралась в Париж, - начались серьезные занятия музыкой. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, некоторое время изучает там гармонию и другие теоретические предметы, берет уроки игры на фортепиано. Но неудовлетворенный обучением, он оставляет занятия и уходит добровольцем в армию. Вернувшись через год в Париж, он работает тапером в маленьких кафе на Монмартре, где знакомится с К. Дебюсси, который заинтересовался оригинальными гармониями в импровизациях молодого пианиста и даже взялся за оркестровку его фортепианного цикла "Гимнопедии". Знакомство перешло в длительную дружбу. Влияние Сати помогло Дебюсси преодолеть юношеское увлечение творчеством Вагнера.


В 1898 г. Сати перебирается в пригород Парижа Аркей. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никто из друзей не мог проникнуть в это убежище композитора. За Сати укрепилось прозвище "Аркейский отшельник". Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением. Весь музыкальный Париж повторял остроты Сати, его меткие, иронические афоризмы об искусстве, о коллегах-композиторах.

В 1905-08 гг. в возрасте 39 лет Сати поступает в Schola cantorum, где занимается контрапунктом и композицией у О. Серье и А. Русселя. Ранние сочинения Сати относятся к концу 80-90-х гг.: 3 "Гимнопедии", "Месса бедняков" для хора и органа, "Холодные пьесы" для фортепиано.

В 20-х гг. он начинает публиковать сборники фортепианных пьес, необычных по форме, с экстравагантными названиями: "Три пьесы в форме груши", "В лошадиной шкуре", "Автоматические описания", "Сушеные эмбрионы". К этому же периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро завоевавших популярность. В 1915 г. Сати сближается с поэтом, драматургом и музыкальным критикой Ж. Кокто, который предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. Дягилева. Премьера балета "Парад" состоялась в 1917 г. под управлением Э. Ансерме.

Нарочитый примитивизм и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания, введение в партитуру звуков автомобильных сирен, стрекота пишущей машинки и других шумов вызвало шумный скандал в публике и нападки критики, что не обескуражило композитора и его друзей. В музыке "Парада" Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий.

Написанная в 1918 г. музыка "симфонических драм с пением Сократ" на текст подлинных диалогов Платона, напротив, отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, отсутствием внешних эффектов. Это полная противоположность "Параду", несмотря на то, что эти сочинения разделяет всего лишь год. Закончив "Сократа", Сати стал проводить в жизнь идею меблировочной музыки, представляющей как бы звуковой фон повседневной жизни.

Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркее. Он порвал всякие отношения с "Шестеркой" и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название "Аркейская школа". (В нее входили композиторы М. Жакоб, А. Клике-Плейель, А. Соге, дирижер Р. Дезормьер). Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Смерть Сати прошла почти незамеченной. Только в конце 50-х гг. наблюдается подъем интереса к его творческому наследию, появляются грамзаписи его фортепианных и вокальных сочинений.