ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая характеристика творчества и стиля

Шостаковича.2

2

Сильнейшее качество композитора - симфонизм.

Симфонизма Шостаковича стал одной из вершин мирового симфонизма ХХ в. Пятнадцать симфоний Шостаковича - это пятнадцать разных по масштабу и образному строю музыкальных драм.

В каждой из них необычайно полно проявилось главнейшее качество Шостаковича - умение властно управлять материалом, создавая целостное по архитектонике музыкальное здание.

Подобно великим драматургам-мыслителям прошлого, Шостакович развил в

своем творчестве жанр симфонии-трагедии.

2

Главная тема творчества Шостаковича - тема обличения зла и защиты

человека.

2

Шостакович не разделял жанры и и интонационные истоки, используемые в тематизме, на «высокие» и «низкие».

Поэтому в его произведениях можно встретить и самые изысканные и нарочито банальные интонации.

Характерная черта драматургии композитора - разного рода жанровые

преобразования тематизма, способствующие конфликтности развития.

2

Оркестр Шостаковича - особое явление.

Это оркестр оголенных тембров и монодийного начала.

Но гений Шостаковича даже в одном тембровом поле и буквально в нескольких звуках способен был воплотить всю полноту мысли, по своей глубине

сопоставимой с обобщенными философскими разделами tutti.

2

Чрезвычайно разнообразны фактурные решения композитора.

Но при всем разнообразии Шостакович обнаруживает большее стремление к полифоническому, нежели к гомофонно-гармоническому типу изложения.

В связи с этим музыка Шостаковича более тяготеет к децентрализованной

организации музыкальной ткани.

2

Особенно своеобразна ладовая организация.

Начиная с 30-х годов Шостакович использует в своих сочинениях выразительность минорного лада с понижающей альтерацией II, IV и VIII ступеней.

Это качество лада привело к октавной разомкнутости звукоряда.

2

Очень важна процессуально-временная сторона музыки Шостаковича.

По терминологии В.Н. Холоповой для Шостаковича характерен «нерегулярно

времяизмерительный» тип акцентности.

2

Список основных произведений:

15 симфоний

2 концерта для фортепиано

2 концерта для скрипки

2 концерта для виолончели

15 струнных квартетов

фортепианный квинтет

2 фортепианных трио

соната для скрипки и фортепиано

соната для альта и фортепиано

соната для виолончели и фортепиано

24 прелюдии для фортепиано

24 прелюдии и фуги для фортепиано

2 сонаты для фортепиано

2 оперы («Нос», «Катерина Измайлова»)

3 балета («Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»)


оперетта «Москва-Черемушки»

вокальные циклы («Из еврейской народной поэзии», поэма «Казнь Степана Разина», «Сюита на слова Микеланджело», Сатиры)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2