ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Ave Verum
Муз. В. А. Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт (1750-1791) – австрийский композитор, дирижер, клавесинист, органист. Его творчество – жизнеутверждающее и демократическое по характеру – отразило идеи эпохи Просвещения. Многие сочинения Моцарта написаны с участием хора: 18 месс (среди них Большая месса с-moll), оратория «Кающийся Давид» и др., 4 немецких кантаты (в т. ч. «К солнцу», «Царица неба»); Magnicat, Te Deum, оперы (напр., «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») и другие произведения. Последнее сочинение Моцарта – Реквием (1791; завершен учеником композитора Ф. Зюсмайером) сочетает традиции Баха и Генделя с новаторством (по содержанию и средствам выражения). В его драматических и лирических образах с огромной эмоциональной силой выражены чувства и размышления человека перед неизбежностью смерти. Реквием Моцарта – величайшее наиболее известное произведение этого жанра. Моцарту принадлежит переработка оратории Генделя Messiah.
«Ave verum corpus» (лат. «радуйся, истинное Тело») — в Католической церкви причастный кант, занимавший в мессе место, соответствующее причастному стиху в богослужении Православной церкви и служивший текстом музыкальных сочинений в форме небольшого мотета, на несколько голосов.
Текст молитвы перевод на русский язык:
Ave verum corpus, natum
de Maria Virgine,
vere passum, immolatum
in cruce pro homine,
cuius latus perforatum
fluxit aqua et sanguine:
esto nobis praegustatum
in mortis examine.
O Iesu dulcis, O Iesu pie, O Iesu, fili Mariae.
Miserere mei. Amen.
Радуйся, истинное тело, рожденное
от Марии Девы.
Истинно пострадавшее, закланное
на кресте ради людей.
Чей бок пронзен был
и оттуда истекала вода и кровь.
Будь нам примером
в смертном испытании
О, Иисус сладчайший, Иисус благой О, Иисус, сыне Марии
помилуй нас. Аминь.
Существуют различные версии этого гимна, созданные разными композиторами. Среди них Уильям Бёрд (1605), В. А. Моцарт (1791), Александр Гильман (1856), Эдвард Элгар (1887), Ференц Лист, Камиль Сен-Санс. Кроме того, «Ave verum corpus» звучит в опере Пуленка «Диалоги кармелиток».
Произведение «Ave Verum Corpus» написано в жанре хорала. Характер хорала спокойный, напевный.
Хорал «Ave Verum corpus» состоит из трех разделов. Первый раздел звучит в основной тональности и модулирует в тональность доминанты, а второй звучит в модуляционной тональности. Третий раздел полифонический.
Главная тональность хора D-dur. Имеются также отклонения в тональности A-dur и F-dur. Гармонии в хорале просты, все отклонения и модуляции по-моцартовски изящны.
Размер произведения - 2/2.
В хорале встречаются следующие ритмы: целые, половинки, четверти, четверть с точкой + восьмая и половинка с точкой + четверть.
Произведение написано в медленном темпе (Adagio). Из агогичских указаний - ritenuto (замедление) на последних 6 тактах.
Динамика в этом произведении разнообразна и красочна. Фактура хорала многоголосная, склад хоральный в первом и во втором разделе, в третьем разделе полифонический склад. В третьем полифоническом разделе встречаются имитации основной темы.
Хорал написан для четырехголосного смешанного хора (S, A, T, B).
Диапазоны хоровых партий таковы:
Тесситура для всех голосов удобная.
К исполнительским трудностям можно отнести сложную мелодию сопрано, полную скачков и хроматизмов. К наиболее сложным местам относятся первые два такта мелодии, где в первом такте скачок на малую сексту, а во втором проходящий хроматизм.
Для того, чтобы чисто спеть нисходящий хроматический ход, альтерированные ступени при движении вниз необходимо интонировать с тенденцией к расширению. На протяжении всей мелодии встречаются лиги, которые нельзя обрывать – их нужно снимать мягко; скачки, построение которых должно быть четким и чистым; квартовый ход у сопрано в такте 15 и квинтовый в такте 38 должны быть мелодичными, не следует акцентировать высокий звук на сильную долю. Кроме того, следует обратить на насыщенное динамическое разнообразие хора.
Иногда произведение исполняется в сопровождении органа, которое практически полностью соответствует хоровой партитуре. Звучание органа еще больше подчеркивает духовность хорала.
Главной дирижерской трудностью является характер жеста и передача хору настроения, а исполнительской – пение хорала рр и sotto voce (певуче).