ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ludus tonalis/Игра тональностей Пауля Хиндемита

1.1942 - год написания

2.написан к 200-летию завершения Бахом второго тома ХТК

3.12 фуг задуманы как "контрапунктические, тональные и пианистические упражнения", но далеко выходят за рамки поставленной задачи

4.цикл представляет собой единое целое, в котором интерлюдии выполняют роль связки - тональной модуляции от одной фуги к другой - №2 и №6 не содержат заключительной модуляции, а оканчиваются на том же тоне, что и предшествующая им фуга

- №3, №5, №6, №9, №11 завершаются на доминанте или субдоминанте тональности, которой предшествуют данные интерлюдии - цикл обрамляется Прелюдией и Постлюдией (ракоходно-обратимый контрапункт по отношению к Прелюдии)

5.расположение фуг

- связано с системой акустического родства тонов

-С, G, F, A, E, Es, As, D, B, Des, H, Fis

6. Прелюдия

-стоит особняком

-отличается от интерлюдий в жанровом отношении

-единственная "фантазия" в цикле

-трехчастная безрепризная контрастно-составная форма

-тональный план конспективно отражает тональную организацию цикла 7. интерлюдии

-по масштабам сопоставимы с фугами

-контрастируют с ними ярко выраженной жанровой природой (прелюдия, сицилиана, скерцо, токкатина, инвенция, марш, романс, тарантелла, речитатив, basso-ostinato, вальс)

8. фуги (общее)

-концентрированное выражение ratio

-отдалены от жанровой сферы (абстракция)

-черты старинных полифонических форм: а) каноническая фуга (Н)

б) ракоходно-возвратная форма (F)

-своеобразие фугам предает а) неоклассицизм: т.н. "объективный" характер

б) конструктивизм форм в) своеобразие тональной организации

г) новые свойства контрапункта голосов: сочетание нормативного разрешения диссонансов с трактовкой их как независимых элементов

в цикле две многотемные фуг - in С (тройная), in A (двойная)

9.тематизм фуг - два типа

а) "классический": содержит в ядре классическую ладовую настройку в виде тонической квинты или кварты (C, G, Es, D, отчасти Des)

б) "современный": активно исп. хроматические обороты и мотивы, ослабляющие централизующее действие основного тона (все остальные)

в) фуга in Fis - стреттная - создает тональную настройку в двухголосии, т.е. в зоне канонического изложения темы

10.разделы фуг

а) экспозиционный раздел

-ответные проведения темы всегда точные

-господствую кварто-квинтовые ответы

-два медиантовых (in A, in F) б) средний раздел

-отдаленна тональная сфера

-начинается (обычно) в тональности II или III степени родства

-интермедии имеют важное значение на данном участке формы (регистровый, динамический, темповый контраст): кларитивная функция

в) заключительный раздел

-например, в фугах in D, in As не проводит темы в главной тональности, тоника достигается лишь в последнем такте

-например, в фуге in A - битональный контрапункт двух тем