ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.09.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Ludus tonalis/Игра тональностей Пауля Хиндемита
1.1942 - год написания
2.написан к 200-летию завершения Бахом второго тома ХТК
3.12 фуг задуманы как "контрапунктические, тональные и пианистические упражнения", но далеко выходят за рамки поставленной задачи
4.цикл представляет собой единое целое, в котором интерлюдии выполняют роль связки - тональной модуляции от одной фуги к другой - №2 и №6 не содержат заключительной модуляции, а оканчиваются на том же тоне, что и предшествующая им фуга
- №3, №5, №6, №9, №11 завершаются на доминанте или субдоминанте тональности, которой предшествуют данные интерлюдии - цикл обрамляется Прелюдией и Постлюдией (ракоходно-обратимый контрапункт по отношению к Прелюдии)
5.расположение фуг
- связано с системой акустического родства тонов
-С, G, F, A, E, Es, As, D, B, Des, H, Fis
6. Прелюдия
-стоит особняком
-отличается от интерлюдий в жанровом отношении
-единственная "фантазия" в цикле
-трехчастная безрепризная контрастно-составная форма
-тональный план конспективно отражает тональную организацию цикла 7. интерлюдии
-по масштабам сопоставимы с фугами
-контрастируют с ними ярко выраженной жанровой природой (прелюдия, сицилиана, скерцо, токкатина, инвенция, марш, романс, тарантелла, речитатив, basso-ostinato, вальс)
8. фуги (общее)
-концентрированное выражение ratio
-отдалены от жанровой сферы (абстракция)
-черты старинных полифонических форм: а) каноническая фуга (Н)
б) ракоходно-возвратная форма (F)
-своеобразие фугам предает а) неоклассицизм: т.н. "объективный" характер
б) конструктивизм форм в) своеобразие тональной организации
г) новые свойства контрапункта голосов: сочетание нормативного разрешения диссонансов с трактовкой их как независимых элементов
в цикле две многотемные фуг - in С (тройная), in A (двойная)
9.тематизм фуг - два типа
а) "классический": содержит в ядре классическую ладовую настройку в виде тонической квинты или кварты (C, G, Es, D, отчасти Des)
б) "современный": активно исп. хроматические обороты и мотивы, ослабляющие централизующее действие основного тона (все остальные)
в) фуга in Fis - стреттная - создает тональную настройку в двухголосии, т.е. в зоне канонического изложения темы
10.разделы фуг
а) экспозиционный раздел
-ответные проведения темы всегда точные
-господствую кварто-квинтовые ответы
-два медиантовых (in A, in F) б) средний раздел
-отдаленна тональная сфера
-начинается (обычно) в тональности II или III степени родства
-интермедии имеют важное значение на данном участке формы (регистровый, динамический, темповый контраст): кларитивная функция
в) заключительный раздел
-например, в фугах in D, in As не проводит темы в главной тональности, тоника достигается лишь в последнем такте
-например, в фуге in A - битональный контрапункт двух тем