Файл: Вариационная форма эпохи барокко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариационная форма эпохи барокко

Введение.

Два основных способа построения композиции: повторность и контраст.

Ввариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций - важный момент.

Вэпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.

Важный момент - способ завершения цикла. Два типа завершения:

1.после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;

2.«перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).

"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения. Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации

Общая характеристика. Применение.

Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.

Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.

Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.

Вариации на basso ostinato – наиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.

Вариации на basso ostinato.

Определение.

Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.

Тема.

Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.

Два уровня слитности басовых построений:

1.с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;

2.с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.

Изложение темы.

Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой. В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.

Возможны:

а) перенесение темы в один из верхних голосов; б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы; в) транспозиция темы в другую тональность.

Строение верхних голосов и организация формы целого.

При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.


В этой форме фактура расколота на два этажа.

Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.

Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью. Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.

Отличие пассакалии от чаконы.

Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения. Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.

Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.