ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Вариационная форма эпохи барокко
Введение.
Два основных способа построения композиции: повторность и контраст.
Ввариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций - важный момент.
Вэпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.
Важный момент - способ завершения цикла. Два типа завершения:
1.после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;
2.«перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).
"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения. Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации
Общая характеристика. Применение.
Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.
Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.
Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.
Вариации на basso ostinato – наиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.
Вариации на basso ostinato.
Определение.
Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.
Тема.
Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.
Два уровня слитности басовых построений:
1.с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;
2.с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.
Изложение темы.
Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой. В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.
Возможны:
а) перенесение темы в один из верхних голосов; б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы; в) транспозиция темы в другую тональность.
Строение верхних голосов и организация формы целого.
При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.
В этой форме фактура расколота на два этажа.
Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.
Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью. Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.
Отличие пассакалии от чаконы.
Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения. Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.
Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.