Файл: В.В. Медушевский-Барокко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.В.Медушевский. Анализ музыкальных произведений

Памятка к занятию по теме Барокко

(1.) Сущность барокко. Духовный закон барокко — моноаффектность. Аффект в аутентичном понимании барокко — чувство, в котором живет вечность, вечная красота христианства.

Аффект вырастает из ситуации, данной свыше для научения святости, и раскрывает её значение в свете вечности.

(2.) Примеры типичных аффектов) Это может быть ситуация торжественной возвышенной скорби, характерной для пассакалий, сарабанд,1 Пассионов и др. Или, в патетическом2 роде музыки, — величие души, готовой к жертве и подвигу (начало партиты c moll Баха). Или, в быстрой музыке, — ревностное состояние духа, требующее виртуозности. Высшая с XVI века на Западе добродетель virtus3 переводится как честь, доблесть, слава, хвала, достоинство. Психическим коррелятом виртуозности является состояние духовной воли. Это ревность, состояние воли отнюдь не железной, а истекающей из пламени божественной любви и потому благодатно-вдохновенной, ликующей, а в миноре в высшей степени отважной. Аффект может запечатлевать увещевательный род речи (увещание — просьба, но не о себе, а о слушающем: о том, чтобы ему быть добрым, жить чисто, свято).4 Блаженство небесной любви (Ария из оркестровой сюиты D dur Баха). Но даже и в «Шутке» Баха, аффект поднимает дух к вечности — к небесной чистоте, покою, ангельской блаженной радости вблизи Бога.

(3).Средства выражения единства аффекта):

Дление аффекта ставит задачу перед барочной формой — ее особенностью становится принцип развертывания (музыка постоянно меняется, течет, но над живым потоком сиюминутности — то тихим, то восторженно-ликующим — как небо над головой, простерто избранное возвышенное состояние). В полифонической музыке возвышенная ровность аффекта сохраняется постоянством полифонической ткани. Для гомофонии изобретен принцип генерал-баса (общего баса), выдерживания избранного типа движения. Так возникает «вертикальный» одновременный контраст времени и вечности: настоящее время разрастается до вечности, сливаясь с ней. Не выходя из нерушимого чувства присутствия вечности (ибо Бог говорит: «Я не изменяюсь»), композитор может все же давать и «горизонтальные» контрасты: чередовать тему (мысль) и фигурации (веяния духа) и др. См., например, «Чакону» Баха.


(4.) «Вертикальное» развитие в рамках моноаффектности).

Из любой ситуации выпрыгнуть невозможно по духовной причине: она предложена Богом. Малодушие было бы предательством и восстанием на Промысл Божий — вот откуда закон сохранения одного аффекта.

Задача в том, чтобы предложенную ситуацию прожить свято и молитвенно. Тут же приходит благодатная помощь свыше. Аффект изнутри преображается. Из печали проступает сладчайший свет и тепло.5 В скорби рождается великая сила (например, в Пассакалии Баха). В увещевательной речи увещевающий и увещеваемый вдруг ощущают благодатно-окрыленную свободу (секвенционное развертывание после духовных усилий ядра в Аллеманде из сюиты h moll Баха).

(5.) Приемы «вертикального» развития)

Принцип ядра и развертывания. Ядро «называет» ситуацию, а развертывание открывает путь ее духовного преображения. Например, ядро в фугах g moll, f moll — возвышенная скорбь (фигура saltus duriusculus), а в развертывании — ее преодоление надеждой и доверием). В ядре Аллеманды из Французской сюиты h moll Баха — усилие и даже муки увещевания, а в развертывании — освобожденное вознесение на дециму). Смысл общих форм движения и развертывания (благодатное окрыление духа).

В формах на basso ostinato — накопление в свободных голосах энергий духа, преодолевающих обычно скорбное нисхождение басовой темы. В Пассакалье c moll Баха: диминуиции, аддиции, развертывание амбитуса и возрастание продолжительности фигураций, появление и расширение скачков и др.

В модулирующих формах — секвенции, отклонения и модуляции как символ поднятия духа над земными обстоятельствами (развитие идеи скачка как пневмы = подъема духа).

Приемы создания и значение зоны напряженности перед завершением произведения. Разрешение напряжения как духовный термин. Окончание в мажоре — явный плод скрытых процессов.

1 Сарабанда, духовный центр барочной сюиты, вышла из церкви, где под её сосредоточенные звуки один раз в году, в Великую Пятницу, совершался обход храма с Плащаницей. Её характерный признак — застывание на второй доле такта. Родственные жанры — фолия, чакона, в вокальной музыке — ария ламенто.

2 В XVIII веке патетическое понималось как проявление великой души. «Патетическое является пищей великих душ» (Зульцер, 1774). Какая душа великая? В отличие от души низменной (эгоистической) великая душа бескорыстна. Она жаждет давать, а не брать. Способна к подвигу и жертве — к ним её побуждает любовь. Великий прообраз — в страданиях Христа за человечество. Потому центр патетического усматривался в религиозном искусстве. В музыке такими жанрами были, в частности, Пассионы (Страсти). В патетическом роде написано вступление к «Мессии» Генделя. Он проникал и в оперу-seria, в некоторые инструментальные жанры. Характерный прием выражения — пунктирный ритм (фактически — непрестанно повторяемый риторический прием exclamatio, восклицание), также passus duriusculus, saltus duriusculus и иные


3 От vir — муж; vis — сила (которая до Ньютона была понятием духовным и онтологическим). Характерными интонационными средствами стали приемы энергичного барочного деташе, арпеджии, гаммы, скачки и др

4 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).

5 В 1782 году И.Ф.Рейхардт писал о глубочайшей и вместе с тем сладчайшей печали фуги Баха f moll из ХТК.