Файл: Равель_Дитя и волшебство_опера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Равель_Дитя и волшебство_опера

1.1916 - франц. писательница Габриэль Колетт предложила Grand Opera либретто "Балет для моей дочки"

2.директор театра предложил Равелю написать музыку

3.работа началась после окончания Первой мировой войны; вместо балета начал писать оперу; попросил Колетт существенно переработать либретто

4.сюжет

Дитя не желает учить уроки. Он начинает крушить все в своей комнате, мучить белку и кошку. Потом вещи оживают и начинают мстить. Все хотят покарать Дитя, поэтому между вещами и зверями возникает спор, в результате которого наносится травма Белке. Дитя, к всеобщему удивлению, перевязывает Белке лапку. Опера заканчивается всеобщим примирением.

5. первая картина

-господствуют ожившие вещи и персонажи из книг

-исп разнообразие жанров а) танец Кресла и Кушетки - менуэт

б) Чайник и Чашка - фокстрот

в) Огонь - ария в духе сицилианы г) Пастух и Пастушка - мюзет (старинный франц. танец быстрого темпа, исполнявшийся под

аккомпанемент волынки; 2/4, 6/4, 6/8)

д) Принцесса - ария в стиле лирической оперы е) Старичок-задачник танцует канкан

6. вторая картина

-царит живая природа

-картина решена как цепь вальсов

-ее начинает и объединяет своим возвращением вальс-бостон (американский парный бытовой танец свободной композиции с характерным широким шагом на первую долю, предшественник медленного вальса, был распространен в 20-30-е годы 20 в.) - танец стрекоз и бабочек 7. вокальные партии

-разнообразные типы кантилены

-песня

-ария бельканто

-исп. гротесковые приемы изменения тембра голоса: "с зажатым носом", "с носовым оттенком"

-пение фальцетом

-глиссандирующее пение

8. оркестровое письмо

-вводит игрушечную флейту с кулисой для имитирования шепота ветерка (2 картина)

-звукоподражательные эффекты а) "кошачий" дуэт в конце первой картины: вокальное глиссандо, глиссандо струнных

б) стоны дерева во второй картине: струнные, низкие деревянные, эолофон (специальная машина для имитации шума ветра)

г) имитация лягушки: ц. 125, валторны 9. объединяющие факторы

-симметрия: например, скерцо порчи вещей из первой картины и скерцо негодующих зверей из второй, хор пастухов и пастушек в духе старинной полифонической песни и шестиголосный мадригал из второй картины

-сквозные темы: тема вступления из первой картины и открывающая вторую картину гармоническая последовательность