ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Полифония нововенцев
1. основы контрапунктической серийной композиции
-вся муз. ткань выводится из одного источника - серии
-композиция основана на непрерывном повторении серии 2. серия
-не является темой; это некая основная модель
-классическая серия охватывает все 12 звуков (но может содержать иное количество) 3. мелодические формы (виды) серии
-основной вид - Прима/Primus (P)
-ракоходный вид - Retroversus (R)
-инверсия - Inversus (I)
-ракоходная инверсия (RI)
4. приемы мелодического варьирования серии - ротация ("колесообразная" отдельных звуков или сегментов ряда: 1-2-3-4, 2-3-4-1, 3-4-1-2, 4-1-2-3)
- пермутация (перестановка с изменением серийного порядка: 1-2-3-4, 1-3-2-4, 3-1-4-2, 1-4-2-3) 5. транспозиции мелодических видов серии
-каждый мелодический вид серии может начинаться от любого из двенадцати звуков
-при исп. всех транспозиций и всех мелодических видов возникает 48 разновысотных рядов одной серии
(12 х 4)
6. фактурная реализация серии в многоголосном соч.; серийная диспозиция
-серия может излагаться линейно (целиком в одном голосе)
-либо "распыленно" (по разным голосам фактуры)
а) пуантилистическое изложение (точечное, отдельными звуками)
б) контрапунктическое сочетание сегментов серии 7. изложение серийных рядов - последовательное (один за другим)
- одновременное (дин вместе с другим)
- "мосты" - связь рядов при последовательном изложении (последний звук предшествующего ряда становится первым звуком следующего)
- интерполяция - вставка между звуками одного ряда звуков из другого 8. Прелюдия Шёнберга из Сюиты op. 25
-серия а) 12 звуков
б) последние четыре звука - монограмма BACH в ракоходе в) состоит из трех сегментов (по четыре звука)
г) важнейший конструктивный элемент - интервал тритона
д) серийная диспозиция: из все высотных положений выбраны два - e-b (также тритоновое соотношение) е) исп. все мелодические виды серии
-трехчастная структура - последование линейно-пространственных комбинаций трех сегментов серии
а) первый раздел
-8,5 такт
-линейная (экспозиционная) подача серии: первые 3 такта, партия m.d., отчасти m.s.
-дробные микровариации (по такту, по пол-такта)
-завершение раздела - линейная подача серии (в нижнем голосе) б) второй раздел
-7 тактов: такты 9-16
-дальнейшее структурное дробление , введение новых фактурных приемов: интерполяции сегментов серии, неполифонические фактурные формы
в) третий раздел
-8 тактов: 16-24
-репризный элемент
-продолжение фактурного развития
-появление новых приемов: ракоходных отражений
-последние три такта явно имеют завершающий характер (риторическая функция Conclusio)