ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39. Русская архитектура и монументальное искусство 1-й пол. XIX в.

Высокий классицизм – ранний Ампир.

В начале столетия архитектура доминирует. Стиль ампир – новые интонации

Важна программность утверждения государственной мощи. Пафос расширения империи, утверждения нового порядка.

Андрей Никифорович Воронихин.

Учится в академии. Связан с семьёй Строгонова.

Интерьеры Строгановского дворца (1794).

Ранняя его работа. Вводит ордер, указывающий на французский вариант классики.

- Кабинет «Фонарик» в Павловском дворце (1807). Игра с пространством: зонирование.

Казанский собор (1801 – 1811).

колоннады-циркумференции.

Базиликальный тип храма, три нефа образованы двойными колоннадами. Характера восточного христианства нет.

Фасад Горного института (1806 – 1811).

Конгломерат объёмов, асимметрия. Регулряность Дорический портик с чистым фронтоном

сведение дкора к минимуму. Стремление к ясной геометрии.

Тома де Томон.

Не имел успеха во Франции и Швейцарии. Мастер театральной декорации:

Вид стрелки: чёткая ось, на которой здание биржи, продолжает течение Невы.

Биржа (1805 – 1810).

Периптер с большим фронтальным окном. Скульптурная группа-нептун

Мавзолей «Супругу – благодетелю» в Павловске (1805 – 1808).

В мавзолее: 4х колонный дорический портик, где нет канелюр (только узкий поясок под капителью).

Андриан Дмитриевич Захаров.

Адмиралтейство (1806 – 1823).

Перестраивается после смены императоров.

Шпиль адмиралтейства Коробова – реликвия, нуждающаяся в сохранении. Фасады расширены.

трёхчастная структура, внутри которой ещё три части. Боковая часть ризалита – тема куба, Приземистая арка.

Обильный декор: скульптура, рельеф.

Карл Росси.

Создаёт почти весь центр Петербурга. Поздний Ампир.

Ансамбль Дворцовой площади (1801 – 1855).

Здание Главного штаба в Петербурге (1819 - 1829).

масштабный фасад главного штаба и министерства иностранных дел. Задёт границы площади.

Несколько дворов объединены вогнутым фасадом.

принципиально новый подход – главное не объём и форма, а пространство, которое эти формы ограничивает. Арки, изогнутые коленом, помещены в структуру здания.

Триумфальная арка – тема приходит после победы из Франции. Антиклассический пафос – форма не классическая, как это было а палладианстве. Фасад – декорация на тему классицизма.

Здание Сената и Синода (1829 – 1834).

центральный элемент композиции – арка. угол на набережную скруглён. Прочитывается путь ампира

Ансамбль Александринского театра (1828 – 1834).

Росси строит улицу, видовую перспективу, а не здания. Отказ от объёмного ордера в пользу пилястр. размеренная колоннада, окна с арочными завершениями.

Театр (1828 – 1834).

Портик должен был венчаться треугольным фронтоном.

Аттик имел подчинённую функцию и размещался на боковом ризалите. но (!) отступающие и выдвинутые формы.

Колонна главного фасада отступает и венчается аттиком; на боковом фасаде – наоборот.

Площадь Искусств (Михайловский дворец) (1819 – 1825).

Трёхчастная структура с главным корпусом, два флигеля. Центр фасада – заглублённая лоджия, увенчанная аттиком.

Василий Петрович Стасов.

Военный архитектор.

характерна фундаментальность, подлинный имперский дух архитектуры. Отсутствие декоративности

Ансамбль конюшенного ведомства (1817 – 1823).

На набережной Мойки. Египетские мотивы сочетание арки и портика

Провиантские склады в Москве (Шестаков, по проекту Стасова, 1830 – 1835).

гиперболизированная монументальность. Полуциркульное окно


Нарвские триумфальные ворота (1827 – 1834).

Восходит к Арке Тита.

Московские триумфальные ворота (1834 – 1837).

Свободно стоящий портик, лишённый архитектурного контекста. Центральный интерколумний шире Чугунная сборная конструкция.

Оформление: тема военной победы, трофейные композиции.

Спасо-Преображенский собор лейб-гвардии Преображенского полка (1827 – 1829).

Композиция продиктована предыдущим елизаветинским храмом. Большой световой барабан, 4 звонницы.

Осипа Бове.

Ученик Баженова и Казакова.

Проект Красной площади.

Ров засыпан, оставлены дальние от кремля торговые ряды, решены в образе высокого классицизма. эстетическую ценность Кремля, 1818 – памятник Минину и Пожарскому.

Манежная площадь.

Грот (характер руины): как будто под Кремлём была античность.

Манеж (Бове, Монферран, инженер Бетанкур, конец 1810-е).

Эксерцисгаурз: служил для размещения полков, пространство перекрыто за счёт системы ферм.(!)

Театральная площадь.

Продолжение темы Александровского сада.

Проект Большого театра (Михайлов, 1821, перестроен Квасовым в середине века).

Изменены пропорции, понижена высота.

Триумфальные ворота у Тверской заставы (1827 – 1834).

Были разобраны, затем восстановлены на Кутузовском. Симметричные корпуса кардигардий – характер ансамбля.

Первая Градская больница (Бове, 1827 – 1833).

отсылка к голицынской больнице Подчёркнута вытянутость фасада вдоль дороги.

Центр композиции не акцентирован, купол сдвинут назад. Главный элемент – плоскость фасада.

Ризалит: тема арки с плоскими пилястрами.

Соединение с боковыми корпусами – тонкая стенка, имитирующая галерею.

Дом Гагарина на Новинском бульваре (1820-е гг.).

Традиционная схема особняка Фасад решается как триумфальная арка.

Доменико Жилярди.

Работал в соавторстве с Григорьевым. Представитель итальянской школы архитектуры.

Здание опекунского совета (1832 – 1846).

строит три корпуса, повёрнутые торцами к красной линии. Купол увенчивает лестничную площадку.

Дом Луниных на Никитском бульваре.

Большой и малый дворы.

Вытянутость репрезентативного фасада.

Колонная лоджия, флигель, который продолжает фасад, украшен портиком.

Дом Гагарина на Поварской (1820-е).

На фасаде арка с двумя колоннами ансамбль компактный.

В центре – лестничные марши нет палладианства

Музыкальный павильон Конного двора (Кузьминки, 1820-е).

Тема арки с портиком – главная. Целиком деревянное сооружение. Штукатурка имитирует квадровый руст

Усадьба Усачёвых-Найдёновых на земляном Валу (1830-е).

Мавзолей Волконских в усадьбе Суханово (1813).

Треугольные фронтончики создают вокруг барабана венец-корону.

Дом Хрущёвых-Селезнёвых (1815 – 1817).

Характер послепожарного московского ампира. нерегулярный подклет в форме трапеции.

Вход расположен со стороны переулка, а не улицы.

Дом Щепочкиной (1820).

Фантазия на тему ампира. 5-оконный фасад, колонный портик. Провинциальный характер

Иван Петрович Мартос.

Надгробие Собакиной (1782).

Отсутствие эмоциональной экспрессии

Надгробие Куракиной (1792).

одна плакальщица.


Медальон не по центру композиции.

Надгробие Турчанинова (1792).

Полностью круглая скульптурная группа.

Минин и Пожарский (1803 – 1818).

Тема подвига, самоотверженного служения.

Интерес к жизненным подробностям – зарождение реализма.

Щит Пожарского со Спасом Нерукотворным – отсылка к национальным ценностям.

- Иоанн Креститель (1807).

Феодосий Щедрин.

Скульптурное убранство Адмиралтейства (1812 – 1813).

Статуи морские нимфы, несущие сферу, горельефные фигуры слав.

Аттик верхнего объёма увенчан фигурами стихий, античных воинов – Ахилл, Аякс, Пир, Македонский.

Марсий (1776, ГРМ).

Близость эстетике барокко.

Спящий Эндимион (1779, ГРМ).

Прекрасное владение анатомии

Венера (1792, ГРМ).

первые обнажённые женские образы

Диана (1798, ГРМ).

Сирены (Большой каскад в Петергофе, 1805).

Нева (1805).

С. Пименов и В. Демут-Малиновский.

Работали вместе над украшением пластикой петербургских ампирных построек.

Портик Горного института (1809),

скульптурные группы: Похищение Прозерпины Плутоном; Геракл и Антей.

Синтез архитектуры и скульптуры. не может быть изъята из контекста.

Русский Сцевола (Демут-Малиновский,1813, ГТГ).

Крестьянин отрубает себе руку с клеймом Наполеона

-Убранство триумфальной арки на Дворцовой площади.

-Казанский собор: Князь Владимир (Пименов), Апостол Андрей Первозванный (Малиновский, 1811).