ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 ИСКУССТВО ГОТИКИ ОБЩЕЕ Готика, готический стиль (от итал. – готский, от названия

германского племени готов) – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной Европы и частично Восточной Европы (сер. XII – и XV – XVI вв.).

В 13—14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей и городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра.

Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.

Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, провезенные сетью выступающих ребер, выложенных из камня, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы. Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века). Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Использование стрельчатых арок — отличительная черта готической архитектуры. Нер-вюрный свод позволил перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Это стало возможным потому, что нервюры сходились в пучки на опорных столбах, на которых концентрировалась вся нагрузка перекрытий. Опорные столбы укрепляли контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (1/4 арки, переброшенной через крышу боковых нефов к основанию свода центрального нефа, более высокого, чем боковые). Такая конструкция, требующая весьма сложного инженерного расчета, стала нововведением готики. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, помогало создать огромное, несоизмеримое с человеческим ростом, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность

собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали три темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии, и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались

скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи).

АРХИТЕКТУРА: собор Нотр Дам в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР НОТР-ДАМ был сооружен на острове Сите в Париже. Строительство его началось в XII в. и длилось 170 лет.В каждом крупном средневековом городе Западной Европы строился собор. Городской храм – это не только место службы и молитвы, но и убежище для местного населения на случай, если грянет стихийное бедствие или нападет неприятель. Собор представляет собой пятинефную базилику, длина собора 130 метров, высота башен – 69 метров. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось ок. 1200 года. В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте

 

западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а

 

весь собор — в 1345 году.

 

Собор

с его

великолепным

 

внутренним

убранством

в

 

течение

многих веков

служил

 

местом

 

проведения

 

королевских

бракосочетаний,

 

императорских

коронаций

и

 

национальных похорон. Как и в

 

других

готических

храмах,

здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи

высоких стрельчатых окон. Фасады собора

богато украшены скульптурой,

 

 

 

 

особенно пышно оформлены порталы, скульптуры которых, объединенные общей

 

 

 

 

идеей – изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда, являются одним из лучших произведений средневековья. Спроектированный в виде креста, собор делится на пять продольных частей – нефов и имеет несколько фасадов. Над западным возвышаются две башни, с которыми, как правило, ассоциируется собор при каждом своем упоминании. Необыкновенную изящность придает шпиль, вознесенный на высоту 32 м. В центральной части фасад украшен ажурным окном-розой.


ШАРТРСКИЙ СОБОР - настоящий шедевр готической архитектуры. Фасад собора с двумя башнями поражает гармонией ажурного орнамента верхней части и великолепием тройного портала со скульптурами. В обрамлении среднего портала входящего приветствуют миниатюрные и изящные фигуры святых, а над ними - фигура Христа-Судии. В интерьере стройные колонны, собранные в пучки, возносятся к нервюрным сводам (высота - почти 37 метров). Стена имеет трехчастное деление: аркада опор, трифорий и большие верхние окна. Стены усилены за счет мощных, достигающих в высоту 16 метров контрфорсов с аркбутанами. Почти полностью сохранились все 176 цветных витражей; они занимают площадь 2000 квадратных метров. Изображенные на стекле сцены из Библии, фигуры основателей королевского дома, дворян и простолюдинов позволяют сравнить витражные росписи с иллюстрированной книгой. Понадобилось всего 26 лет для строительства храма, впрочем, освященного только в 1260 году после завершения работ над витражами, в присутствии короля Людовика IX. Южная башня выдержана в готическом стиле. Северная башня была сначала покрыта деревянной крышей, но после пожара в XVI веке ее увенчала каменная кровля. По плану Шартрский собор представляет собой базилику с тремя продольными и тремя поперечными нефами. Двойной обход заканчивается пятью капеллами к восточному фасаду. Благодаря использованию контрфорсов нагрузка на стены уменьшилась, за счет чего их можно было все больше и больше заменять стеклянными поверхностями. Окно-роза в своих витражах запечатлело сцены Страшного суда. Входы в северный и южный поперечные нефы украшают скульптуры XIII века. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла. Еще одна жемчужина собора - окно XII века, известное под названием «Богородица из красивого стекла». На полу собора размечен своеобразный лабиринт, вероятнее всего, он предназначался для кающихся паломников, которым надлежало проползти весь этот путь на коленях. Огромный резной алтарь, представляющий сорок сцен из жизни Иисуса и Девы Марии, был начат в 1514 году, но на завершение его ушло больше двух столетий.

РЕЙМСКИЙ СОБОР (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрским собором — вершины французской зрелой готики и, значит, всей французской готической архитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад — в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Особенно богато скульптурное убранство в Реймсском соборе — одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи. План собора в Реймсе с некоторыми изменениями следует плану Шартрского собора. С востока на запад Реймский собор протянулся на 136 метров, высота его центрального нефа - 38 метров. Его трехнефные трансепты невелики, и впечатление массивности достигается в основном за счет длины трехнефной продольной части и пятинефного хора с обходом и венцом капелл. Снаружи собор окружен многочисленными контрфорсами. Свет льется внутрь собора через большие окна центрального нефа и окна боковых нефов и хора, а также круглые окна восточной стены алтаря, и прекрасно освещает высокий интерьер собора. Западный фасад поистине прекрасен. Три глубоко утопленных портала со стрельчатыми арками тянутся к окну-розе, над которым проходит галерея Королей завершают фасад две мощные, но изящные ажурные башни. Скульптурный фриз на фасаде собора является главной его достопримечательностью. В галерее, которая состоит из 500 фигур, можно увидеть епископов, королей, рыцарей, святых, дьявола и ремесленников. Большая часть скульптур была выполнена в период между 1241 и 1290 годами. Порталы западного фасада украшены композициями, представляющими сцены из жизни Иисуса Христа. Наиболее известен улыбающийся ангел из "Благовещения". Окна двух капелл северной стороны оформлены витражами М. Шагала. В одной из капелл находится статуя Жанны д'Арк. Шагал выполнил также витражи алтарной части собора. В северном нефе рядом с органом, оформленным в стиле «пламенеющей готики», установлены часы, первоначально сконструированные в XV в., а затем воссозданные после Первой мировой войны.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР : Собор, построенный Робером де Люзаршем - это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. Собор был настолько велик: (длинна 145 метров, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м.) что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек. Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле. Огромное окно-роза западного фасада относится к XV веку. На фасаде выделяются три портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни фасада несимметричны: северная башня выше южной. На центральном портале сохранилась средневековая скульптура Христа. Прекрасный средний неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор


нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре. Одной из самых знаменитых скульптур является расположенная со стороны южного фасада "Золотая Мадонна" (XIII в.). Изначально она была позолочена, за что, собственно, и получила такое название. Установлено также, что скульптуры, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 гг. А вот внутреннее убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью. В храме даже отсутствуют традиционные витражи, при этом чуть ли не единственными его украшениями являются опоясывающая рельефная гирлянда, а также уходящая вглубь стройная 18-метровая колоннада. Зато все это создает удивительный эффект легкости, простора, храм словно пронизан светом. Впрочем, ранее Амьенский собор внутри выглядел немного иначе. Традиционные окна-розы, а также 12-метровые стрельчатые окна были застеклены разноцветными витражами, от этого высокие своды казались затененными и немного таинственными. Освещение менялось в зависимости от времени суток. А вот алтарь, хорошо освещенный высокими окнами апсиды, неизменно оставался самой светлой частью внутри храма. Поистине достойно восхищения мастерство проектировщиков и строителей Амьенского собора, их умение так необычно распределить потоки света, создав при этом удивительную, возвышенную атмосферу внутри храма, непременно благотворно сказывающуюся на настроении молящихся. Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур). Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: теме Страшного суда, Деве Марии и местночтимому святому - первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура "Золотая Мадонна", относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы.

МНОГООБРАЗИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и поэолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

СКУЛЬПТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ

Мотивы готической архитектурной декорации — стрельчатые арки, квадрифолии, трехлистники, розы, заостренные формы — также изменяются во времени весьма своеобразно, но и последовательно, получая все более сложную, богатую и изощренную разработку, применяясь все чаще, все с большим размахом, с особенным изобилием декоративных форм в поздней готике, маскирующих конструкцию за измельфенной игрой хрупких и ломких орнаментальных деталей. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметки уступают место растительным формам, взятым из окружающей природы. Впервые появившись на

западном фасаде собора Парижской Богоматери, мотивы листьев дуба, шиповника, винограда так полюбились готическим мастерам, что скоро они стали неотъемлемым элементом готической орнаментации. От бутонов и побегов раннеготической декорации растительные мотивы превращаются в цветущую распустившуюся листву в орнаменте XIII века и в пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии. Мастера черпали образцы из самой природы, но идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре тоже становится своего рода каноном.

Собор в Шартре. Скульптура северного центрального портала. 1200-1215 гг.

СООТНОШЕНИЕ КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ, ГОРЛЬЕФА, АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА. (СОБОР В РЕЙМСЕ, СКУЛЬПТУРНЫЕ АНСАМБЛИ В БАМБЕРГЕ И НАУБУРГЕ-ГЕРМАНИ).

Готическая скульптура (конец 12-14 век)

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало скульптуре и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме - частице вселенной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру скульптуры апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и скульптурами. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашел яркое и полное воплощение в готике. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Скульптура, однако, живет и самостоятельной жизнью - готика продолжает, начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего убранства. Усиливается роль круглой пластики. Скульптуры, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Их образы становятся остро индивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Изменяется трактовка традиционных образов. В скульптуре дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. В «Благословляющем Христе» (Амьенский В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой

драматических образов. Индивидуализация характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (12301240), с суровыми напряженными чертами волевого лица, с мрачно взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд обостряют драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник - воплощение мужества и рыцарской энергии. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в.) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту - меланхоличную, внутренне сосредоточенную, с неповторимо


индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет

архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ. ВИТРАЖИ В СОБОРЕ ШАРТРА, В СЕН-ШАПЕЛЬ В ПАРИЖЕ.

Существовало две техники витражной росписи. Роспись «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленоватого тона. Второй способ — сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Процесс создания витражного окна был трудоемким. Варили цветное стекло в особых печах. Готовые стекла нарезали в соответствии с подготовительным рисунком и набирали на специальном шаблоне, затем покрывали по цветному фону росписью. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: первоначально подмалевок, затем прорабатывались тени. После каждой операции витраж обжигался. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы будущего витража скреплялись между собой в соответствии с подготовительным рисунком свинцовыми перемычками, а затем заключались в железную раму с внутренней арматурой. Рама имела форму и размеры оконного проема. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую

звучность. в следующем столетии сменила более легкая и подвижная манера изображений. Композиции стали дробными, вошли в употребление небольшие медальоны с мелкими фигурами. Промежутки между медальонами заполняли стилизованным растительным орнаментом. В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в.

Витражи Шартра, неоднородные по своей стилистике, так же, как и скульптурное оформление собора, отражают эволюцию готического стиля и позволяют проследить историю возведения храма. Условно выделяют два основных периода в деятельности шартрской витражной мастерской: до 30-х годов XIII века сохраняется романизирующая линия, но у же к 40-м годам того же столетия воцаряется зрелый готический стиль. Примером раннеготического ансамбля может служит витражное убранство западного фасада: комплекс из витражной розы и трех стрельчатых окон, решенный в лаконичной манере с тяготением к фронтальным

построениям и акцентом на статике действия, характерными застывшими складками драпировок и общей скульптурностью рисунка вступает в перекличку с Королевским порталом западного же фасада. Близость к романике ощутима и в витражах окон северного бокового нефа и хора.

Сен-Шапель, интерьер верхней капеллы. Вместо стен здесь легкие пилоны и 600 м2. витражей, на которых изображены около тысячи сюжетов из Священной истории. Стены здесь практически отсутствуют (кроме западной стены, лишь четырнадцать тонких пилонов), вместо них огромные витражи, и такого головокружительно воздушного, пронизанного светом интерьера нет больше нигде. Но не прозрачность главное достоинство этих витражей – в отличие от простого стекла, их полыхание, сравнимое с драгоценными камнями. Сюжетом западного окна-розы (диаметр 9 м, 1498) является Апокалипсис. Витраж состоит из трех концентрических окружностей вокруг центрального "окошка-глазка" (89 фрагментов, 80 из которых относятся к XIII в.).