ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
2 ВОПРОС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
ОБЩЕЕ Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.
Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.
Скулптура эпохи Древнего царства: стела Джета, тронная статуя Хефрена, Великий Сфинкс, статуи царевича Каапера, писца Каи, Рахотепа и Нофрет.
Стела фараона Джета Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.
Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.
тронная статуя Хефрена
Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону — ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами.
Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом — полосатым платком со спускающимися на плечи концами.
ВЕЛИКИЙ СФИНКС
В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.
Статуя царевича Каапера Один из прекраснейших образцов деревянной скульптуры. Относится ко времени IV или V династии (Древнее царство), найден в мастабе Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста». СТАТУЯ ПИСЦА КАИ Памятник относится ко времени IV или V династии (Древнее царство), найден в мастабе Каи в Саккаре. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.
СТАТУИ РАХОТЕПА И НОФРЕТ.
Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких
как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой; на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый.
ПОРТРЕТЫ ЭПОХИ АМАРНЫ Наиболее ярко религиозная реВПформа Эхнатона и утверждение новой религии отразились в изобразительном искусстве. Они совершили в нем настоящий переворот, по силе превосходящий новаторство в
архитектуре. Но этот переворот привел в конечном счете не к упадку древнеегипетского искусства, а к его обогащению новыми формами. Его результатом стало появление удивительных по красоте и мастерству исполнения произведений живописи и скульптуры, которыми восхищались и продолжают восхищаться во все времена. Но расцвет изобразительного искусства Амарны наступил не сразу. Этому предшествовал сложный процесс отказа от старых канонов и становления нового стиля. Наиболее хорошо он заметен на примере развития искусства изображения людей (в более узком смысле – членов царской семьи).
РАСЦВЕТ ЕГИПЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА. В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях.