ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Архитектура эпохи Высокого Возраждения в Италии. Идея центрического храма. Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства — на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения. К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителейМилана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика. Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града. Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма — нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садовопарковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе — прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление — барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

III. Высокое Возрождение.

Общая характеристика Высокого Возрождения, эпохи классики ренессансного искусства. Великие мастера Высокого Возрождения. Высокое Возрождение — Представляет собой зенит эпохи возрождения ( охватывает около трех десятилетий) и контрастное сочетание высочайшего художественного подъема страны..и его резкого экономического и политического ослабления ( турецкие завоевания отняли у Итальянцев рынки на Востоке, открытие Америки и перемещение морского пути в Индию, образование мощных централизованных Монархий по ту сторону Альп) Италия оказалась разобщенной непременримыми


противоречиями – борьба за прогрессивные идеалы Возрождения достигло своего высшего напряжения. Угроза порабощения страны имело своим результатом бурный рост национального самознания. Другая важная особенность расмастриваемого периода — это коренные сдвиги в мировосприятия людей - в связи с войнами и захватами на территории Италии научные и художественные успехи Италии становятся общим достоянием; с другой стороны, расширяется общественный кругозор самих итальянцев. В результате великих географических открытий и успехов других наук - астрономии - происходит качественный скачок в представлении людей об окружающим их мире. Новые представления охватывают не только Землю но и космос, таким образом, соответственно с изменением о масштабе мира изменялось представление о масштабах самого человека. Для того чтобы решить задачу, выдвинутую наступающей эпохой, должен был измениться сам тип художника - активная творческая личность свободная от прежних мелочных цеховых ограничений. От предшествующего периода - искусство квадраченто - образы их отличаются прежде всего своим более крупным масштабом. Наряду с несравненно большим, нежели в 15 в., распространением в архитектуре, живописи и скульптуре произведений крупных форм появляются также образы сверх обычных масштабов (Давид Микеланджело и огромные фигуры Сивилл и пророков в росписях Сикстинской капеллы). Укрупняются масштабы самих архитектурных и художетсвенных масштабов и отдельных живописных композиций. Но новоепонимание масштабности связано не только с размерами - даже небольшие полотна Рафаэля и Леонардо отличаются иным, более “крупным” видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия, следовательно, это качетсво неразрывно связано с другой особенностью искусства Высого Возрожения - обощенностью художетсвенного языка. Умение увидеть во всем главное осоновное не подчиняясь при этом частностям. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в произведении мастеров Высого Возрождения, в отличие от квадраченто, основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. В Высоком Возрождении особенно отчетливо проявляется ренессансный антропоцентризм. Если художники 15 в. уделяли окружающей человека бытовой и природной среде подчас неменьшее внимание, чем самому человеку, то в 16 в. человеческий образ занял безусловно преобладающее положение нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения. Основным объектом художественного воплощения для мастеров Высокого Возрождения оказывается образ отдельной человеческой личности. Образ коллектива, человеческих масс остается вне поля их зрения. Таким образом в преобладающей части живописных произведений очень невелико и даже в композициях с большим количеством участников действующие лица воспринимаются не как единый коллектив, а как совокупность отдельных индивидов. Большого подъема достигла в период Высокого Возрождения художественная теория. Многие теоретики и художники этого времени были захвачены идеей определить возможность каждого из видов искусства. Леонардо доказывал преимущество живописи над другими видами искусств, а Микеланджело скульптуры.

Донато Анжело Браманте.

Постройки Браманте в Милане. “Темпьетто”, собор св. Петра в Риме, работы над Ватиканским комплексом.

Зодчество эпохи Возрождения достигает своего развития в Риме 16в. В столице папского государства завершаются важнейшие творческие искания итальянский архитектуры. Складывается единый общенациональный стиль. Стремление к обобщенному монументальному образу, исполненному величественности, ясной, спокойной гармонии, внутренней значительности и естественной, благородной сдержанности — такова характерная черта нового архитектурного стиля, более зрелое применение античного ордера, как целостного, выразительного и гибкого языка классической архитектуры. Миланские постройки. Первой архитектурной работой Браманте была перестройка начатой в 9в. Церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро.

Улица, расположенная позади трансепта, не оставляла места для возведения алтарной абсиды, которую Браманте заменил неглубокой нишей, блестяще изобразив в ней (рельефом и живописью), иллюзорное пространство несуществующего хора, перекрытого будто бы таким же циллиндрическим сводом, каким в действительности прекрыт централный нэф и боковые ветви трансепта.

Церковь Санта Мария дель ла Грация.

Просторное пространство средокрестия, перекрытое легким куполом на низком барабане на парусах по полуцилиркульным пордпружным аркам, свидетельствует о переработке мотивов Брунеллески и об освоении мастером купольного зодчества византийского и раннехристианского времени. Браманте успешно сочетал передовые тенденции итальянского зодчества и умелой переработкой местных ломбардских традиций, показав необычайную гибкость нового

стиля.

Римские постройки.


Храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио.

Это круглое купольное сооружение, обработанное внутри и снаружи нишами и окруженное строгой коллонадой римско—дорического ордера. Отдельно стоящая часовня-ротонда, возведённая Браманте по заказу испанских монархов Фердинанда и Изабеллы на римском холме Яникул в 1502 г. Это была первая работа миланского архитектора в Риме, и она произвела настоящую сенсацию. Впервые перед римлянами предстало произведение высокого Возрождения: несмотря на миниатюрные размеры, точный подбор пропорций делает Темпьетто слитным, грациозным и величественным.Темпьетто

входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио (San Pietro in Montorio), возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр. В интерьере — «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо (которому помогал в работе сам Микеланджело), большой плафон Вазари и могила легендарной Беатриче Ченчи. Последняя крупная работа Рафаэля, «Преображение», была изъята из храма и перенесена в 1797 г. в Ватикан. Возведением капеллы Раймонди руководил в 1640 г. Бернини.

Проект собора св. Петра в Риме.

Браманте создал целый ряд планов. По—видимому, больше всего удовлетворял проект центрического сооружения в форме греческого креста с закругленными ветвями, мощным сферическим куполом над средокрестием, к которому тяготели и меньшие по размерам купольные капеллы, и с башнями по углам, дополняющими план почти до полного квадрата.

Творчество

Браманте:

 

 

проект собора св. Петра в Риме,

 

католический

 

собор,

 

 

являющийся наиболее

крупным

сооружением

 

Ватикана

и

до

 

последнего времени считавшийся самой большой

христианской церковью в

 

мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима

и церемониальный центр

 

Римской католической церкви. Когда-то на том

 

 

 

 

 

месте, где теперь стоит собор св. Петра,

 

 

 

 

 

располагались сады цирка Нерона (от него,

 

 

 

 

 

кстати, остался обелиск из Гелиополя, который

 

 

 

 

 

до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая

 

 

 

базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского

 

 

 

императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66

 

 

 

г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III

 

 

 

короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика,

 

 

 

существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае

 

 

 

V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий

 

 

 

II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор,

 

 

 

который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие

 

 

 

христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства

 

 

 

и распространению

влияния католицизма. Почти все

крупные

архитекторы

Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Площадь св. Петра Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих,


стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Фасад Мадерно Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Интерьер Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Центральный неф Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это был первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.)

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает от осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Левый неф Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.


Ватиканский комплекс.

Браманте предстояло связать летнюю папскую резиденцию — виллу Бельведер, с папским дворцом и базиликой св. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и праздненств. Проект предусматривал соединение обоих дворцов с помощью огромного вытянутого двора, включающего три последовательно

повышающиеся террасы, которые соединены открытыми лестницами с подпорными стенками, экседрами и нимфеями. Нижняя терраса, расположена под окнами Ватиканского дворца, дабы служить для турниров и других зрелищ (театр). Большая экседра (за которой Браманте построил восьмиугольный дворик для античных скульптур), позднее надстроенная Микеланджело, завершила ансамбль. Дворик скульптур — первое музейное сооружение. Здесь впервые были сгруппированы типы сооружений, сложившихся еще в Греции и в Риме (забытые в эпоху средневековья). Открытое пространство стало впервые в эпоху Возрождения предметом активного архитектурного осмысления. Использование рельефа местности и воды, положило начало новому этапу в развитии садовой архитектуры и арх-ры монум. площадей.

РАФАЭЛЬ САНТИ Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколения был его земляк Рафаэль. Ко времени своего приезда в

Рим (1508) двадцатипятилетний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии» (см. далее). Дальнейшее углубленное изучение зодчества Рафаэлем сказывается в его ватиканских фресках, замечательно связанных с композицией соответствующих помещений и отражающих в своих архитектурных фонах идеи Браманте и его замыслы собора св. Петра .

Антонио да Сангалло Младший и Микеланджело. Палаццо Фарнезе в Риме. 1514-1586 гг. Фрагмент фасада.

Первая постройка Рафаэля —маленькая церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509г.) — представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта легким сферическим куполом с барабаном на парусах. Неоконченная снаружи, но прекрасно сохранившаяся внутри, церковь поражает скупостью, почти аскетизмом примененных в ней чисто архитектурных средств. Тем более звучной кажется заменяющая архивольты тонкая тяга, словно серебряный обруч подчеркивающая границы подкупольных арок, а посвятительная надпись вокруг светового отверстия в куполе благодаря своей графической выразительности восполняет отсутствие декора.

К церкви Санта Мария дель Пополо Рафаэль по поручению папского банкира Киджи пристроил великолепно отделанную капеллу. Квадратное в плане с маленькими парусами над срезанными углами пространство капеллы, словно не сужаясь в поперечнике, переходит в широкий цилиндр барабана, перекрытый несколько уплощенным куполом. Рафаэль работал также под проектированием и строительством собора св. Петра, руководство которым перешло к нему после смерти Браманте в 1514 году.

Важный вклад сделан Рафаэлем в дворцовую архитектуру. Если в палаццо Видони-Кафарелли Рафаэль плодотворно развивал композиционные идеи, намеченные Браманте в палаццо Каприни, то в палаццо дель Аквила он разработал новый тип фасада: внизу — просторная ордерная аркада, вверху — оштукатуренная и, несмотря на сложную обработку, целостная плоскость стены, украшенная лепниной, нишами со скульптурой и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа.

Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшем и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческо Сангалло). Широко раздвинутые богато обрамленные окна, составляющие важнейший Элемент фасада, в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему черты благородной сдержанной простоты. Великолепный карниз с широким фризом, рустованные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства.

В ясном и величавом фасаде палаццо Пандольфини Рафаэль отразил характерные черты своего дарования и воплотил лучшие современные представления об архитектуре частного городского дома.

Вилла Мадама в Риме, начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (впоследствии ставшего папой Климентом VII), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Свободно используя опыт античного