ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.
Месопотамия или Двуречье – земли между Ефратом и Тиром, где существовали гос-ва: Шумер и Вавилон. Ассирия – горные районы Передней Азии к северу от Тигра.
Высокоразвитая культура: народы П.А. одни из первых в мире основали гос-ва, города, изобрели монеты и письменность.Религия – язычество. Огромный пантеон богов. В каждом гос-ве, и даже в каждом городе главенствующими были «свои» боги, традиционно почитавшиеся в этой местности.В искусстве основную роль играла монументальная архитектура(строительство в основном велось из кирпича-сырца, отсюда отсутствие криволинейных очертаний, простые кубические объемы, введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами), тесно связанная с другими видами искусства: круглая скульптура, рельефы, настенные росписи, мелкая пластика.
3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.
ШУМЕРЫ. Шумерская цивилизация с 6 в. до н.э. Изобрели письменность (клинопись) 28-24 в. до н. э., законы, занимались торговлей (кораблестроение), богатая лит-ра, мифология, развиты ремесла, в том числе и металлургия. Основные города Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. Каждый город – отдельное гос-во, со своим правителем и армией. Города группировались вокруг храмов (главный квартал, где находились храмы и дворцы, строился на асфальтированной платформе, чтобы спасти его от затопления), окружались стенами и башнями. В 3 тыс. до н. э. окончательно сложился тип храмовой постройки – зиккурат – ступенчатая пирамида (лестница в небо), на вершине которой помещалось небольшое святилище. Во второй половине 22 в до н.э. правителем Шумер стал принц Гудея. В это время отмечается расцвет литературы, искусства. Найдено около двадцати статуэток изображающих Гудея. Они были в храмах и зданиях принадлежавших принцу и символизировали его присутствие. Вид Гудея вырожает идеал добродетели и гуманизма. Композиция скульптур традиционна: портретируемый статичен, движения его условны, однако на обнаженных частях тела заметна проработка и изучение анатомии. Лица портретны, так на одних скульптурах Гудея в зрелом возрасте, а на других – юноша.
Эпоха III династии Ура. 21 в. до н. э. Объединение Двуречья под властью одного «царя-бога». Центролизация власти – обогощение верхушки общества – масштабное строительство культовых зданий, выражавших идею могущества богов и обожествления царя. Зиккурат в Уре, посвященный богу луны Нанне, трехступенчатая башня из кирпича-сырца (сохранилась только нижняя терасса, к ней ведут 3 лестницы, встречающиеся на высоте 15м..) Нижний ярус зиккурата был окрашен в черный цвет битумом, символизирующий землю, средний – в красный - горы, верхний – белый - воздух. Сам храм – жилище божества – возможно был облицован синим глазурованным кирпичом, обозначавшим луну. В плане зиккурат имеет прямоугольную форму, боковые и задняя стороны слегка изогнуты наружу для придания сооружению большей массивности. Стены платформ наклонены.
1. 2.
1.Статуя сидящего Гудея, принца Лагаша. Диорит. Высота 45 см 2. зиккурат в Уре.
3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.
1
АССИРИЯ.Ассирия - рабовладельческое гос-во, во главе – царь, его власть поддерживает многочисленный чиновничий аппарат и сильное войско (военная держава). К 7 в до н. э. Ассирия подчинила себе практически всю П. А. и Египет.\Искусство по преимуществу светское, направлено на прославление деяний победоносных царей, хотя многие сюжеты, темы по-прежнему связаны с религией. Ассирийские города имели четкую планировку, были хорошо защищены крепостными стенами и рвами.
Дур-Шаррукин построен царём Саргоном II в 713—707 до н. э. Город прямоугольный в плане, был окружён стенами с 8 укреплёнными воротами. Дворец царя, как и весь город, был построен по четкому плану на искусственно сооруженной платформе (высота до 14 м). Помещения различного назначения, входившие в комплекс дворца, располагались вокруг открытых дворов (около 200 помещений, украшенных рельефами с изображениями эпизодов военных походов Саргона II, придворного быта, а также изображения ассирийских эпических героев Гильгамеша и Энкиду). Входы фланкировали колоссальные скульптуры крылатых быков с человеческими головами (Шеду), выполненные в технике высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Ниневия - столица Ассирии. Царь Ашшурбанипал (669–627 гг. до н.э) построил здесь дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры). Дворец был украшен многочисленными барельефами, высеченными на алебастровых плитах, которыми облицовывали стены, создавая многометровые, связанные по смыслу композиции. Сюжеты разнообразны: военные, охотничьи, культовые и бытовые сцены. Фигуры, лица идеализированы, типизированы, особенно это заметно при трактовке культовых сцен и изображении правителей. Существовал определенный канон в изображении человека: физическая мощь, правильные черты лица, с густыми вьющимися волосами и бородой. Бытовые же сцены, в частности знаменитые композиции «Большая львиная охота» мягче, пластичнее, фигуры выразительны, драматичны.
Рельефы раскрашивались черным, красным, синим, зеленым и желтым по белому фону. Все фигуры обводились черно-коричневыми контурами. Часто рельефы дополняли клинообразные надписи – рассказы о победах, восхваление царям.
1. 2. 1. план дворца в Дур-Шарукане. 2. бык Шеду. 3. барельеф из дворца в Дур-Шарукане. 4. рельефы из дворца в Ниневии.
3. |
4. |
4. |
4. |
4. |
4. |
2
3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.
ИСКУССТВО НОВОГО ВАВИЛОНА.Новое краткое возвышение Вавилона продлилось с к. 7 в до н.э. по 539г до н. э., когда Вавилон был завоеван персам. Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, занимал прямоугольную территорию, которая в период последнего расцвета города превратилась в целостный по стилю и планировке арх. ансамбль. Весь город был окружен тремя стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла наполнять водой ров. В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству, эти дороги делили город кварталы. На восточном берегу Евфрата находилась древняя часть города со святилищем бога Мардука, (территория 16 га, отделена от жилых кварталов стеной, храм бога Мардука на территории святилища, там хранилась золотая статуя бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим название “Эсагила” - Дом поднятия головы). К храму Мардука шла Дорога процессий, замыкаемая воротами богини Иштар. Достигавшая в ширину 16 м, дорога на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, украшенная изображениями 120 львов. Ворота богини Иштар были также покрыты глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Напротив ворот находился легендарный зиккурат Этеменанки (вавилонская башня), построенный арх. Арадаххешу (Дом основания неба и земли). Зиккурат семиярусный, что характерно, стены его были вертикальны, а не наклонны, как в более ранних постройках. Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “висячими садами” на искусственных террасах, построенный Навуходоносором II. Терассы поднимались уступами одна над другой. Под слоем земли был устроен водонепроницаемый пласт (кирпич, битум, свинцовые плиты), поддерживали эти пласты сводчатые перекрытия.(висячие сады Семирамиды).
1. 2. 3.
1.ворота богини Иштар. 2.израцовая облицовка стены. 3.зиккурат Эттеменанки. 4.план Вавилона.
4.
3