Файл: Диалектика и метафизика как методы познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диалектика и метафизика как методы познания

Введение

Приступая к раскрытию темы курсовой работы, необходимо дать определение таким базисным понятиям, как диалектика и метафизика.

Диалектика (от греч. Dialektike ? искусство вести беседу) ? учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основных формы диалектики:

Античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт (Гераклит, Платон, Зенон);

Немецкая классическая (Гегель);

Материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом

Метафизика (от греч. Meta to physika ? то, что за физическим) ? понятие, употребляемое в трех основных значениях:

Философия как учение о всеобщем, «о предельных проблемах» и началах всего существующего;

Особая философская дисциплина ? онтология, учение о бытии как таковом независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии;

Философский способ познания (мышления) и иных видах деятельности, противостоящий диалектическому методу.

Имея в виду последнее значение, выделяют метафизику «старую», отрицающую всеобщую связь и развитие; и «новую», которая их признает, но односторонне истолковывает: плоский эволюционизм, катастрофизм, софистика, эклектика и другие. В известных пределах метафизический способ деятельности правомерен и необходим.

Целью данной курсовой работы будет сравнительная характеристика таких методов познания и практики как диалектика и метафизика, их соотношение и роль в современной философии и бытии.

История развития метафизики

Как уже было отмечено выше, греческое слово «метафизика» буквально означает «что идет после физики». Подчас термин «метафизика» используется просто как синоним термина «философия». Но чаще в термин «метафизика» вкладывается более специфический смысл. Имеются в виду некоторые сверхчувственные априорные универсальные принципы. То есть под метафизикой понимается не вся философия, а только ее основные принципы.

В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчетливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). Средневековая философия не отождествляет все зияние с метафизикой. Теперь метафизика признается высшей формой рационального познания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остается основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и откровением. «Что есть Бог?» - вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остается по преимуществу онтологией.


В Новое время в результате развития эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) метафизику начинают отделять от частных наук. Умозрительность метафизики больше не приветствуется. Первым вопросом является теперь не вопрос о бытии как таковом, а о познании и методе познания. Учение о познании называется гносеологией, учение о методе познания называется методологией. Метафизика в большей степени, чем когда бы то ни было ранее, становится гносеологией и методологией. Основной вопрос философских дискуссий - это вопрос о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим.

Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.

Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал разум с диалектикой, рассудок - с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Как видим, термину «метафизика» было придано еще одно значение (его также надо иметь в виду). Гегель принизил метафизику и возвысил диалектику. Основной вопрос гегелевской философии - это вопрос о логике. Философия становится особой философской - диалектической - логикой.

Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике.

Но в отличие от системы Гегеля в марксизме жестко противопоставляются друг другу материя и сознание. Для Гегеля различие материи и сознания есть результат логического движения идей, вопрос о соотношении материи и сознания не является для него основным. Для диалектических материалистов противоположность материи и сознания изначальна и составляет основной вопрос философии. Ответ на этот вопрос дается такой: сознание вторично по отношению к материи и в своих существенных чертах определяется характером производственных отношении («социальной материей»). Метафизика как недиалектический способ мышления возникла, мол, не случайно, а обусловлена состоянием производственных отношений эпохи Бэкона и Локка.


Неопозитивисты, зачислили в метафизику - а они понимали ее как умозрительное конструирование - и диалектику, и в целом философию Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это мероприятие окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты. Основным вопросом философии нео? и постпозитивизма стал вопрос о природе научного знания.

Неопозитивистская тенденция, существенно смягченная пониманием неустранимости из арсенала знаний философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в науке или в жизни.

Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) поставила в центр своего внимания проблему языка. Экзистенциальная философия обратилась к проблеме человека.

Таким образом, многовековое развитие философских представлений привело в конечном счете к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектики. Положительное толкование состоит в понимании ее как совокупности основополагающих принципов философии. Но таких принципов, как мы видели, набирается достаточно много.


Эволюция диалектики

В данном разделе курсовой работы важно будет выявить, каково современной содержание понятия «диалектика». Сохранило ли оно тот смысл, которым наделяли его древние ? искусство вести спор?

Диалектика родилась под небом Аттики в Древней Греции и получила свое название от греческого глагола «разговаривать». Термин диалектика означал искусство вести беседу, эффективный спор. Его впервые применил Сократ, обозначая им метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Беседы или диалоги Сократа, известные по свидетельствам его ученика Платона, строились в форме вопросов и ответов. В начале беседы Сократ притворялся незнающим и просил просветить его. Однако затем при помощи последовательно задаваемых вопросов он приводит собеседника к пониманию того, что тот ничего не знает. Этот метод получил также название метод «сократической иронии». Вслед за своим учителем Сократом Платон также понимал диалектику как диалог, как логические операции мышления, операции расчленения и связывания понятий. Поэтому диалектику иногда называют тайной двойного. Древние очень высоко ценили диалектику как искусство, ведущее к истинному определению понятий. Диалектика входила в так называемый триумвират, который включал в себя еще и логику, и риторику. Все эти три дисциплины рассматривались как весьма близкие к искусству и требовали постоянных усилий для овладения ими. Средневековая диалектика видела в борьбе божественного и дьявольского начал принцип динамики всего сущего.

В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие. Однако сам Гегель оказался в парадоксальной ситуации. Доказав универсальность диалектического принципа - принципа развития, раскрыв его всеобщий механизм и источник - возникновение и борьбу противоположностей, он вместе с тем отрицал развитие в природе. У Гегеля природа не развивается, а лишь разнообразится.

Тем временем идея развития прочно утвердилась в естествознании. Открытия клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума.

Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. И если десятки специальных наук изучают многочисленные процессы возникновения и разрушения от химических соединений до организмов и государств, и ни одна из них не может ответить на вопрос о характере изменений и развития универсума в целом, то диалектика имеет своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление. Диалектика понимается как учение «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от односторонностей виде». Центральной проблемой диалектики является проблема развития.


Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса.

Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с n количеством элементов к структуре с n + 1 или n - 1 элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:

- переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности - так называемое одноплоскостное развитие,

- переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности - регрессивное развитие,

- переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности в прогрессивное развитие.

Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождением от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом - это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.

В отличие от движения как изменения вообще развитие должно быть понято как самодвижение, т.е. как такой процесс, источники которого были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает с результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.