Файл: Диалектика и метафизика как методы познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «форма» иногда отождествляют с понятием «структура», а понятие «содержание» с понятием «совокупность элементов». Хотя для этого имеются определенные основания, но отождествлять их не следует. Так, например, содержание понятия «человек» не сводится к определению совокупности тех физических атомов, из которых состоит тело человека. Другими словами, структура является необходимым элементом формы, но форма не сводится к структуре; совокупность элементов необходима для содержания, но содержание вещи не сводится к совокупности ее элементов.

Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - это способ существования и выражения содержания объекта. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда связана с определением пространственно-временных границ существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи элементов содержания вещи, ее свойств, противоречий и т.д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю.

При анализе взаимоотношения формы и содержания следует подчеркнуть, что оно носит диалектический характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутренне противоречиво. Вследствие неравномерности развития различных частей объекта содержание изменяется быстрее, чем форма. Форма отстает в своем развитии от изменения содержания. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно воздействует на содержание, противостоит его изменению. Изменившееся содержание в конечном счете оказывается не в состоянии функционировать в старой форме и требует ее изменения. Происходит то, что В.И. Ленин формулирует в «Философских тетрадях» в качестве одного из элементов диалектики: «борьба содержания с новой формой и обратно.

В процессе анализа категорий «содержание» и «форма» нам пришлось внутреннюю форму предмета отличать от его внешней формы. Это не случайно: во-первых, вследствие сложности предмета его различные части изменяются не одновременно: во-вторых, мы не можем познать предмет сразу, целиком и полностью, поэтому познаем его по частям, переходя от одного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях «сущность» и «явление».


Категории «сущность» и «явление» отражают одну и ту же реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность-внутреннее; явление характеризует нечто подвижное, изменчивое, сущность - более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Во многих отношениях категория «сущность» близка категории «закон».

Как и другие категории диалектики, сущность и явление выступают важными ступеньками познания действительности. Познание движется от познания явлений (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т.е. от познания единичного к познанию особенного и общего.

При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообразие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Эта объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особенное», «всеобщее».

Единичное-это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений. Категория «общее» отражает сходство свойств, сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое проявляет и общее с другими вещами и явлениями.

В противоположность метафизическому методу познания, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. И это главное, что необходимо уяснить при изучении содержания данных категорий. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единичного и общего.

Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему - единичным. Различие между единичным, особенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, предметы и процессы действительности.


Мы уже отмечали, что метафизика рассматривала предметы и явления действительности вне их взаимной связи и развития. Но дело в том, что метафизический способ мышления также подчиняется законам развития, соответственно, и понимание им развития также изменилось.

Метафизическое мышление понимает развитие как увеличение или уменьшение, т.е. как количественное изменение, как повторение пройденного. В этой концепции остается в тени самодвижение, источник, мотив движения, или он переносится во вне предмета.

Диалектическое мышление понимает развитие как единство противоположностей, как раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Во второй концепции главное внимание уделяется именно поиску источника самодвижения, развития.

Заключение

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и методом научного познания, который нацеливает нас на то, как необходимо рассматривать изучаемый предмет, какие стороны, связи и отношения необходимо выделять, чтобы наиболее полно отразить его развитие. Не следует также забывать, что диалектика - это система наиболее общих теоретических положений о развитии и при анализе конкретных предметов или процесса эти положения необходимо конкретизировать.

Метафизика же, как уже упоминалось выше, не потеряла свою актуальность как метод познания и на современном этапе развития философии, так как в отдельных сферах жизни ее использование необходимо.

Таким образом мы рассмотрели содержание понятий «диалектика» и «метафизика», построенных на их основе методах познания и практики, их соотношение, основные различия, историю и перспективы развития.