ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Параметры, зависящие от конструкции

Эксплуатационные качества

Рис. 2.3. Взаимосвязь параметров производительности пассажирского АТС и эксплуатационных качеств

Чем больше годовая производительность АТС при тех же годовых затратах, тем меньше затраты на единицу транспортной работы, тем эффективнее его использование.

Зависимость производительности автомобиля от его конструкции была рассмотрена выше. Следовательно, затраты на перевозки находятся в зависимости от тех же конструктивных особенностей АТС, что и производительность, и могут оцениваться теми же установленными выше эксплуатационными качествами.

Затраты на перевозки, кроме того, зависят еще от ряда других конструктивных особенностей АТС, что требует рассмотрения.

Общая сумма эксплуатационных затрат на перевозки ΣС­э, выраженная в рублях за год, может быть расчленена по отдельным слагаемым – видам затрат или статьям расходов, и представлена в виде

ΣС­Э = СТ + СМ + СШ+ СОР + СА + СЗ + СН + СПР + СД ,руб. (2.6)

где СТ – затраты на топливо, руб.; СМ – затраты на масла и технические жидкости, руб.; СШ – затраты на шины, руб.; СОР – затраты на техническое облуживание и текущие ремонты, руб.; СА – амортизация и отчисления на капитальный ремонт, руб.; СЗ – затраты на заработную плату водителя, руб.; СН – накладные расходы, руб.; СПР – затраты на погрузочные и разгрузочные работы, руб.; СД – затраты дорожные, руб.

Каждый из видов эксплуатационных затрат на перевозки в той или иной мере зависит от конструкции автомобиля. В некоторых случаях эта зависимость существенна и оценка ее необходима, в других же случаях она настолько мала, что практического значения не имеет и ею можно пренебрегать. На рис. 2.4 изображена взаимосвязь между эксплуатационными затратами на перевозки грузов АТС и его конструктивными особенностями, характеризуемая определенными эксплуатационными качествами.


Затраты на топливо СТ определяются его стоимостью и количеством, расходуемым на выполнение транспортной работы, выраженной в тонно-километрах или пассажиро-километрах. Расход топлива зависит от совершенства конструкции двигателя, его КПД, т.е. полноты сгорания топлива, минимального удельного расхода величины расхода при работе на частичных нагрузках и переменных режимах. Расход топлива зависит от передаточных отношений и КПД трансмиссии, радиуса качения колес, конструкции шин, сопротивления качению автомобиля и его аэродинамического сопротивления движению, от полной массы автомобиля.

Особенности конструкции автомобиля, определяющие расход топлива на перевозки, характеризуются эксплуатационным качеством, называемым топливной экономичностью.

Затраты на шины СШ зависят от их стоимости и срока службы, который определяется износостойкостью протектора и прочностью каркаса. Срок службы шин зависит также от распределения массы АТС по колесам и отсутствия превышения нагрузок на шины над номинальными расчетными, углов установки управляемых колес и их стабильности в эксплуатации, балансировки колес, совершенства конструкции тормозов, равномерности нарастания тормозного усилия, распределения его по колесам и стабильности регулировки в эксплуатации.

Таким образом, срок службы шин зависит от конструктивных особенностей самих шин и АТС. Так как шины являются составной частью АТС, срок службы и соответственно затраты на них характеризуются эксплуатационным качеством – долговечностью.

Затраты на амортизацию СА зависят от покупной его стоимости АТС, срока службы до списания. Согласно действующим нормам амортизационные отчисления слагаются из сумм на восстановление начальной балансовой стоимости АТС и сумм на капитальные ремонты. Обе эти части отчислений зависят от совершенства конструкции АТС, так как определяются износостойкостью и прочностью его деталей. Эти конструктивные особенности характеризуются эксплуатационным качеством – долговечностью.

Затраты на техническое обслуживание и ремонты СОР зависят от величины пробегов АТС до возникновения потребности в выполнении этих работ и от их трудоемкости. Они определяются износостойкостью и прочностью деталей АТС, стабильностью регулировок механизмов, простотой и легкостью его обслуживания, простотой замены неисправных деталей, агрегатов, разборки и ремонта узлов и агрегатов. Эти конструктивные особенности АТС оцениваются тремя эксплуатационными качествами: долговечностью, надежностью и простотой обслуживания и ремонта.


Заработная плата водителя СЗ определяется затратой его труда на вождение и путевое обслуживание АТС. Труд водителя зависит от степени автоматизации процессов управления, наличия контрольно-измерительных приборов и их качества, удобства устройства рабочего места водителя, расположения органов управления, вентиляции, отопления, легкости путевого обслуживания, легкости смены неисправной шины, устранения мелких неисправностей.

Действующая система заработной платы водителей не находится в прямой зависимости от совершенства конструкции АТС. Тем не менее, теоретически такая зависимость закономерна. Конструктивные особенности АТС, обеспечивающие простоту и легкость управления и путевого обслуживания, характеризуются обобщенным эксплуатационным качеством: удобством использования.

Затраты на погрузочные и разгрузочные работы СПР зависят от приспособленности конструкции АТС к возможности выполнения этих работ с минимальной затратой труд и минимальной стоимостью использования механизмов. При ручном способе погрузки и разгрузки имеет значение погрузочная высота кузова, высота бортов, количество открывающих бортов, размеры дверного проема в кузовах – фургонах. При механизированном способе погрузки и разгрузки решающее значение имеет приспособленность кузова к использованию тех средств механизации, которые рациональны применительно к видам перевозимых грузов. В конструкции АТС могут предусматриваться различные погрузочные механизмы: самосвальные устройства, разгрузчики и другое оборудование для уменьшения затрат на эти работы. Приспособленность конструкции АТС к этим работам характеризуется качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составной частью в обобщающее эксплуатационное качество – удобство использования.

Затраты дорожные СД учитывают восстановление капиталовложений в строительство дорог и все расходы по их содержанию и ремонту. Они пропорциональны изнашивающему воздействию АТС на дороги и размеру занимаемого пространства на проезжей части. Затраты дорожные зависят от полной массы АТС, величины осевых нагрузок и их соотношений с предельно допустимыми на тех видах дорог, на которых АТС используется, удельных давлений шин на дорогу, скоростей движения и габаритов АТС. Чем меньше собственная масса АТС, тем в среднем меньше его изнашивающее воздействие на дорогу. Поэтому, хотя и косвенно, затраты дорожные могут характеризоваться эксплуатационным качеством – использование массы.


Взаимосвязь между конструктивными особенностями пассажирского АТС и эксплуатационными затратами на перевозки пассажиров такая же, как на грузовые, за исключением того, что отсутствуют затраты на погрузочные и разгрузочные работы.

Капитальные вложения К могут в некоторой степени зависеть от конструктивных особенностей автомобиля. Но зависимость эта не велика и не вызывает необходимости в оценке другими эксплуатационными качествами, кроме уже установленных.

Трудоемкость использования грузового АТС выражается формулой

, чел.· ч/100 т·км (2.7)

где ТВ – трудовые затраты времени водителей за год, чел.·ч; ТПР – трудовые затраты грузчиков и механизаторов, выполняющих погрузку и разгрузку за год, чел.·ч; ТОР – трудовые затраты времени персонала, выполняющего техническое обслуживание и ремонт автомобиля, за год, чел.·ч; ТАУ – трудовые затраты времени административно-управленческого и обслуживающего персонала, за год, чел.·ч.

Последний вид трудовых затрат административно-управленческого персонала практически от конструкции автомобиля не зависит и может не рассматриваться.

Зависимость трудозатрат от использования грузового автомобиля и его конструкции изображена на схеме (рис. 2.5).

Труд водителей ТВ в человеко-часах за год зависит от совершенства конструкции ряда элементов грузового АТС, которые влияют на интенсивность труда, количество требуемой энергии на его выполнение, степень утомляемости водителя. От конструкции АТС зависит: величина усилий на приведение в действие органов управления АТС, требуемая частота пользования ими, удобство их расположения, степень автоматизации операций по управлению АТС; устройство рабочего места водителя, соответствие анатомическим размерам водителя параметров сиденья и спинки и наличием их регулировок; температурный режим в кабине, эффективность вентиляции, отопления; совершенство обзорности в любых погодных условиях в дневное и ночное время, при обычном движении и при маневрированиях задним ходом; удобство и надежность пользования контрольно-измерительными приборами световой и звуковой сигнализацией; простота и легкость выполнения работ по путевому обслуживанию АТС (смене колеса с неисправной шиной, заправке автоэксплуатационных материалов, устранению мелких неисправностей и др.), легкость пуска двигателя (в зимнее время) и др.


Перечисленные особенности конструкции АТС характеризуются эксплуатационным качеством – удобство использования.

Труд грузчиков ТПР непосредственно зависит от приспособленности конструкции АТС к выполнению погрузки и разгрузки грузов. При ручном выполнении этих работ может иметь значение высота расположения пола кузова, размеры и устройство дверей (кузова фургона), внутренняя высота кузова, наличие и удобство устройств для крепления груза, приспособленность к использованию средств малой механизации, наличие на АТС устройств, облегчающих погрузку и разгрузку. При механизированном выполнении погрузки и разгрузки также имеет значение приспособленность конструкции АТС к выполнению этих работ при наиболее эффективном использовании механизмов с минимальной затратой труда и времени механизаторов.

Слагаемые, зависящие от конструкции

Эксплуатационные качества

Рис. 2.5. Взаимосвязь трудоемкости грузовых перевозок АТС и эксплуатационных качеств

Приспособленность конструкции АТС к выполнению погрузки и разгрузки характеризуется эксплуатационным качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составным элементом в эксплуатационное качество – удобство использования.

Труд персонала, выполняющего техническое обслуживание и ремонт, ТОР непосредственно зависит от требуемого объема этих работ за период годовой эксплуатации, определяемого конструкцией АТС. Он зависит от износостойкости и прочности деталей, стабильности регулировок механизмов, запасов хода (пробегов) АТС между потребностью и выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту. Этот труд зависит также от приспособленности конструкции АТС к его выполнению с минимальной затратой времени, от доступности мест крепления и точек, требующих обслуживания, возможности механизировать эти работы.

Приспособленность конструкции АТС к минимальной затрате труда на его поддержание в исправном состоянии характеризуется тремя эксплуатационными качествами: надежностью, долговечностью и простотой технического обслуживания и ремонта.

Трудоемкость использования пассажирского АТС зависит от тех же конструктивных особенностей, что и грузового, за исключением отсутствующих при этом трудовых затрат на погрузку и разгрузку.