ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Определение вспомогательных параметров автомобиля
2.2 Определение основных параметров автомобиля
2.2.1. Определение мощности двигателя.
Внешнюю скоростную характеристику карбюраторного двигателя отобразим на рисунке 1.
2.3 Определение передаточного числа главной передачи
2.4 Определение передаточных чисел в коробке передач
2.5 Определение скоростей движения автомобиля на различных передачах
2. Тяговый расчет автомобиля
Целью расчета является определение основных параметров автомобиля, удовлетворяющих эксплуатационным требованиям и обеспечивающих наибольшую эффективность его использования.
Исходные данные:
Тип автомобиля – грузопассажирский;
Грузоподъемность равна 750 кг;
Колесная формула 4Х4;
Число передач – 5;
Максимальная скорость равна 26,39 м/с (95 км/ч).
За автомобиль прототип принимаем УАЗ – 452А.
2.1. Определение вспомогательных параметров автомобиля
Полная масса автомобиля:
ma = mг + mc + mп 2.1
где mг — масса перевозимого груза (грузоподъемность или пассажировместимость) или багажа;
mc — собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии без груза. Слагается из конструктивной (сухой) массы автомобиля, массы топлива, массы технических жидкостей, западного колеса, инструмента, принадлежностей и технологического оборудования;
mп — масса водителя и пассажиров в кабине грузового автомобиля или масса водителя и пассажиров в легковом автомобиле или автобусе. Средняя масса пассажира и водителя 75 кг.
Следовательно
ma = 800 + 1670 + 150 = 2620 кг
Силу тяжести (вес) рассчитаем по формуле: G = 9,81* ma
G = 2620 * 9,81 = 26094,6Н = 27,702кН
Шины выбирают в соответствии с типом автомобиля, условиями его эксплуатации, нагрузкой на колесо.
Динамический радиус определяют по формуле
rк = 10-3 * rст * λш
rк = 0,37 * 0,98 = 0,362 м
где λш — коэффициент, учитывающий деформацию шины от приложения тангенциальной нагрузки (равен 0,96 – 0,98). В нашем расчете
λш = 0,98
Силу сопротивления воздуха определяют так:
Рw max = k * F * V2max 2.2
где k — коэффициент сопротивления воздуха, ;
F — площадь поперечного сечения (миделево сечение) автомобиля, м3;
V— скорость движения автомобиля, м/с.
Площадь поперечного сечения рассчитывают приближенно, используя данные автомобиля прототипа F = β*В*На, где β — коэффициент заполнения площади. Для легковых автомобилей β = 0,78—0,8 и для грузовых автомобилей β = 0,75—0,9; В – габаритная ширина, м; Hа — габаритная высота автомобиля, м.
Для нашего расчета принимаем β = 0,8
F = 0,8 * 1,94 * 2,09 = 3,243
Подставляя полученные значения в формулу 2.2
Рw = 0,6 * 3,243 * 696,43 = 1355,4Н
Мощность на преодоление сопротивления воздуха увеличивается пропорционально кубу скорости:
Nw = k * F * V3 2.3
Nw = 0,6 * 3,243 * 18378,8 = 35769,05 Н = 35,77кН
2.2 Определение основных параметров автомобиля
2.2.1. Определение мощности двигателя.
Тип двигателя выбирают по аналогии с автомобилем-прототипом.
Мощность двигателя, которую он развивает при равномерном движении автомобиля по хорошей горизонтальной дороге, на прямой передаче, с максимальной скоростью, определяют из уравнения мощностного баланса
2.4
где ψv — коэффициент суммарного дорожного сопротивления при движении по хорошей горизонтальной дороге, в данном случае ψv = ƒ;
G — полный вес автомобиля, Н;
Vmax — максимальная скорость автомобиля, м/с;
k — коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4;
тр— механический КПД трансмиссии автомобиля на прямой передаче.
Механический коэффициент полезного действия трансмиссии определим, исходя из ее кинематической схемы по формуле (1.9).
тр= 0,981 * 11 *(1–0,05)*1 = 0,962
После того как будет определена мощность Nv построим график внешней скоростной характеристики двигателя, представляющий зависимость Ne, Mк, gе = ƒ(nдв; Vа)
Выберем соотношение между частотой вращения вала двигателя при максимальной скорости автомобиля nv и частотой вращения вала двигателя при максимальной мощности двигателя
λ = 1,10—1,15 — для карбюраторных двигателей без ограничения частоты вращения вала двигателя (легковые и грузовые грузоподъемностью ниже 1500кг);
В нашем случае λ = 1,1; nN = 4000 * 1,1 = 4400 об/мин
Рассчитаем значение коэффициента оборотности по формуле
2.5
Используя значение коэффициента оборотности, определим скорости движения автомобиля при соответствующих частотах вращения вала двигателя (Vа = nдв/0) и нанесем их на ось абсцисс.
Максимальную мощность двигателя рассчитаем по формуле
2.6
где с1, с2, с3 – статистические коэффициенты;
с1= с2 = с3 = 1 - для карбюраторного двигателя;
Текущие значения мощности двигателя определим по формуле
где n – произвольное, в пределах рабочей зоны, значение частоты вращения вала двигателя, мин-1. Рабочей зоной частот вращения выбираем диапазон от nv до n = (0,4 ... 0,5) nv.
-
Частота вращения вала (мин-)
Развиваемая мощность (кВт)
n1
1700
Ne1
30010,3
n2
2600
Ne2
45275,7
n3
3500
Ne3
55082,9
n4
3900
Ne4
56675,3
n5
4400
Ne5
55553,7
Внешнюю скоростную характеристику карбюраторного двигателя отобразим на рисунке 1.
Ограничение частоты вращения карбюраторного двигателя показано на рисунке 1, а штриховой линией.
Крутящий момент двигателя подсчитывают по формуле
2.8
где дв - угловая скорость вала двигателя, с-1;
-
Частота вала (мин-)
Угловая скорость (с-)
Крутящий момент (Нм)
n1
1700
дв1
177,93
Mк1
168,7
n2
2600
дв2
272,13
Mк2
166,4
n3
3500
дв3
366,34
Mк3
150,4
n4
3900
дв4
408,2
Mк4
138,8
n5
4400
дв5
460,53
Mк5
120,6
Кривую удельного эффективного расхода топлива gе = ƒ(n) построим используя внешнюю скоростную характеристику (регуляторную характеристику дизеля) двигателя-прототипа.
Значения удельного расхода на номинальном режиме можно принять для карбюраторных двигателей gе = 250—320 г/кВт-ч.
2.3 Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи влияет на тягово-динамические и экономические показатели автомобиля. Его определяют, пользуясь выражением:
2.9
Передаточное число главной передачи, полученное расчетом соответствует табличному.
2.4 Определение передаточных чисел в коробке передач
Определим передаточные числа в коробке передач из условия обеспечения наибольшей интенсивности разгона и плавности переключения шестерен при последовательном переходе с одной передачи на другую, а также для обеспечения движения на первой передаче без буксования по заданной дороге.
Знаменатель геометрической прогрессии ряда, образуемого передаточными числами коробки передач, находят по формуле
2.10
где т — число передач в коробке.
Передаточное число в коробке при работе на первой передаче определим из условия преодоления заданного сопротивления движению по формуле
2.11
где Мmах— максимальный крутящий момент двигателя, Н*м;
ψ1mах — суммарный коэффициент дорожного сопротивления (берем из задания на проектирование автомобиля).
Проверяем условие движения автомобиля без буксования по заданной дороге. Должно быть удовлетворено условие
2.12
где — коэффициент сцепления движителей с дорогой;
Для нашего расчета принимаем λк = 0,55
Вывод – передаточное число удовлетворяет условию
Тогда:
iкп 1 = 6,046
iкп 2 = 3,926