Файл: Раздаточный материал 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Методы активизации поиска новых решений

"Потенциал страны определяется количеством новых идей в головах ее людей"

У. Черчилль

Есть проблема!

Время от времени перед нами возникают проблемы, для которых у нас нет стандартного, знакомого нам способа решения. Иногда он есть у кого-то другого – мы берем его, применяем и проблема решается. Но зачастую такого известного способа просто не существует ни у нас, ни у кого-то еще. Проблема нестандартная, нетипичная, изобретательская.

Каждая новая машина, новое устройство, метод, процесс, новый бизнес (если он новый) начинается с новой идеи. Это единственный способ идти вперед.

Если новое изделие не превосходит предыдущее на 25% -нет смысла его разрабатывать – за время освоения оно морально устареет.

На нашем пути к сильному, эффективному решению стоит мощная преграда. Это психологическая инерция, которая направляет мышление по стереотипным дорожкам, не давая ему вырваться за пределы, созданные привычками, здравым смыслом и профессиональным опытом.

Рис. 1 .

Курица бьётся о прозрачную перегородку, хочет пройти к корму в то время как самая "близкая" дорога к нему - обходная.

В 20 веке проблема дефицита идей была осознана. За дело взялись психологи.

Ныне предложено свыше полусотни различных методов поиска нового и ускорения этого поиска. Есть среди них и полезные для определенных условий или задач, но есть и непроверенные, надуманные искусственно формализованные, не дающие никакого практического выхода.

.

Эти методы можно разделить на 2 класса.

К первому классу относятся методики, направленные на психологическую активизацию творчества. Наиболее популярны - метод мозгового штурма и его модификации ; метод фокальных объектов.

Методы психологической активизации поиска Метод мозгового штурма

Наибольшей известностью среди этих методов пользуется мозговой штурм,предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. Он заметил, что одни люди больше склонны к генерированию идей, другие - к их критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Осборн предложил разделить этапы генерирования и анализа идей. За 20-30 минут группа «генераторов идей» выдвигает несколько десятков идей.


Главное правило - запрещена критика. Можно высказывать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные (они играют роль своеобразного катализатора, стимулируя появление новых идей). Желательно, чтобы участники штурма подхватывали и развивали выдвинутые идеи.

Если штурм хорошо организован, удается быстро уйти от идей, навязываемых психологической инерцией. Никто не боится предложить смелую идею, возникает доброжелательная творческая атмосфера, и это открывает путь всевозможным смутным идеям и догадкам. В штурме обычно участвуют люди разных профессий; идеи из разных областей техники сталкиваются, иногда это дает интересные комбинации.

   «Открыть что-то новое – это значит, увидев то, что видели тысячи других, подумать то, что еще никому из них не приходило в голову...» Albert Szent-Gyorgyi


Метод фокальных объектов (перенос свойств)

Ч. Вайтинг (1958 г.)

  1. Определение объекта изменения/обновления - фокального объекта. (например придумываем новый пылесос)

  2. Выбор случайных объектов (например автобус, лимон, колбаса…)

  3. Определение параметров, характеристик случайных объектов, отобранных на шаге 2. ( вместительный, комфортный, быстрый, круглый, кислый, желтый, злая, пушистая и т.д.)

  4. Поочередное связывание найденных параметров с фокальным объектом. (Вместительный пылесос – что это? Быстрый пылесос? И т.д.)

Метод неплохо способствует развитию творческого воображения и может давать новые идеи.

Метод контрольных вопросов

По методу контрольных вопросов, как показывает само название, поиск направляется списками наводящих вопросов. Такие списки предлагались разными авторами.

Типичные вопросы: а если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал?

СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО А.Ф.ОСБОРНУ

    1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?

    2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?

    3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?

    4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту? размеры? прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

    5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? преумножить?


    6. Что можно в техническом объекте заменить? Ч то и сколько можно заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет/ звук, освещение?

    7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?

    8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное ? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

    9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?


Список контрольных вопросов по Эйлоарту:

  1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.

  2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.

  3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.

  4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.

  5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).

  6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: - газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; - теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; - различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; - переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; - эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.

  7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

  8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

  9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.

  10. Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.

  11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.

  12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.

  13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

  14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

  15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.

  16. В воображении залезть внутрь механизма.

  17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

  18. Чья это проблема? Почему его?

  19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

  20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

  21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.