ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время наблюдаются расхождения в позициях стран НАТО, традиционно поддерживающих США в военно-политических вопросах в связи со значительной зависимостью своего оборонно-промышленного комплекса от этого государства. Европейцы осознали, что даже союзнический статус не гарантирует их от электронного проникновения со стороны США в свои компьютерные системы. В целом ряде стран Западной Европы ведутся официальные расследования по поводу деятельности против них принадлежащей американскому правительству системы электронной разведки, прослушивания, промышленного шпионажа и сбора стратегической информации "Эшелон".

Ряд развивающихся стран, "подхватывая" предложенную концепцию, выступают с крайне радикальных, порой взаимоисключающих позиций - от полного запрещения информационного оружия уже сейчас до призывов обратить это "изобретение Запада" против него самого. Очевидно, что такие подходы могут привести к конфронтации в ООН, блокированию обсуждения этой темы вообще.

Тем не менее, можно констатировать, что, несмотря на противодействие США, международное сообщество осознало существо и актуальность проблемы МИБ и, в целом, склоняется к необходимости ее дальнейшего рассмотрения и согласованного решения.

В итоге 55-й сессии Генассамблеей 20 ноября 2000 года консенсусом был одобрен новый проект резолюции (А/RES/55/28), в котором отмечается, что целям ограничения угроз в сфере информбезопасности отвечало бы "изучение соответствующих международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем".

Данное положение было чрезвычайно важно с дипломатической и политической точек зрения, поскольку оно подготовило почву для следующего очень важного этапа в плане продвижения темы МИБ в ООН.

Принципиальным отличительным моментом резолюции, принятой консенсусом на 56-й сессии Генассамблеи ООН 29 ноября 2001 года (документ A/RES/56/19), является создание в 2004 году специальной группы правительственных экспертов государств-членов ООН для изучения проблемы МИБ, а именно рассмотрения существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению, а также исследования международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. Доклад о результатах исследования должен быть представлен группой экспертов Генеральной Ассамблее на ее 60-й сессии.


Невзирая на противодействие ряда стран, пытавшихся блокировать какие-либо попытки обсуждения военной составляющей вопроса, наличие которой для большинства стран-членов ООН представляется очевидным, российской и белорусской дипломатии удалось добиться перевода обсуждения в практическую плоскость.

Консенсусно принятая 22 ноября 2002 года ГА ООН резолюция по МИБ (документ A/RES/57/53) указывает на недопустимость использования информационно-телекоммуникационных технологий и средств в целях оказания негативного воздействия на инфраструктуру государств. Резолюция подтверждает просьбу к Генеральному секретарю, содержащуюся в пункте 4 резолюции 56/19, относительно создания группы правительственных экспертов.

Необходимо отметить, что в последнее время в позициях ключевых игроков в сфере МИБ наметились некоторые изменения. Так, хотя США продолжают стремиться обеспечить свое доминирование в информационной сфере, относящейся к области вооружений, и продолжают на первый план выдвигать вопросы информационного терроризма, информационной преступности и обеспечения безопасности компьютерных сетей, в Вашингтоне начало расширяться понимание того, что проблемы противодействия современным формам терроризма непосредственно связаны с вопросами распространения информационного оружия.

После терактов, произошедших в сентябре 2001 года в США, европейцы также пришли к выводу о том, что информационная инфраструктура государств-членов ЕС не гарантирована от вероятных информационных атак. Особые озабоченности в этом плане вызвали представленные в мае 2001 года выводы доклада Европарламента о функционировании американской системы электронного шпионажа "Эшелон".

Учитывая признание мировым сообществом необходимости активизации международного сотрудничества в сфере МИБ и собственное весьма активное участие в программах борьбы с компьютерными преступлениями, в частности, европейскими, США поддержали создание группы экспертов по МИБ. Они стали более открыты для проведения двусторонних консультаций, на которые ранее идти отказывались.

Осознание американцами важности проблемы военного применения ИКТ связано также и с обострением ситуации на Ближнем Востоке, вызвавшее резкое возрастание вероятности совершения информационных атак уже не только отдельными лицами, организациями и террористическими группами, но также и государствами, при сохраняющейся неспособности западных государств предупреждать и эффективно отражать такие атаки.


Тем не менее, выстраивание какого-либо будущего международно-правового механизма американцы, можно предполагать, планируют так, чтобы обеспечить себе свободу рук для разработки и применения информационного оружия.

В этом плане показательна подготовка к военной операции в Багдаде. По информации зарубежных СМИ, в США были специально разработаны планы вторжения во внутренние сети банков и целью закрытия счетов Саддама Хусейна и его семьи, вывода из строя серверов иракской службы ПВО и задействованных в военных и гражданских инфраструктурах компьютеров с использованием направленного микроволнового излучения.

Главной своей задачей в плане ведения информационной войны в Ираке американцы считают обнаружение электронных коммуникаций на месте и обеспечение доступа к ним (например, с помощью установки ультрасовременных "жучков"). Такая схема действий была отработана еще во время проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 году.

По информации, опубликованной в марте 2003 года на сайте германской телерадиовещательной компании Немецкая волна (http://www.dw-world.de/russian), к поставленным в Ираке в то время "жучкам" в последнее время добавились и специальные идентификаторы, называемые "линками" (от англ. links), установленные местными агентами американских спецслужб. Они уже сейчас позволяют американцам подключаться к линиям оптико-волоконной связи, перехватывать переговоры по мобильным станциям частей иракской армии.

Массированное воздействие на сознание отдельных индивидов, группы общества, военные формирования были проведены США в Ираке в преддверии военной операции против него с тем, чтобы подорвать дух нации, деморализовать, сломить решимость защищать суверенитет страны. США удалось перехватить частоту, на которой осуществлялось вещание иракского государственного телеканала, и начать передачу пропагандистской информации. Усилиями американцев Багдад был отрезан от внешнего мира, оказался в информационной блокаде. Мировое телевещание компании CNN также самым активным образом поддерживает антииракскую компанию, призывая к свержению действующего режима.

В принятой на встрече лидеров стран "восьмерки", состоявшейся в июле 2000 года в Окинаве (Япония), хартии Глобального информационного общества (так называемая Окинавская хартия), страны "восьмерки" признали ИКТ в качестве основного фактора, формирующего общество 21 века, и подтвердили свою готовность содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его преимуществ.


Страны выработали и включили в итоговый документ Саммита ключевые направления работы для достижения поставленной цели, в частности, в области укрепления политики и нормативно-правовой базы по борьбе со злоупотреблениями, подрывающими целостность информационных сетей. Стороны согласились с тем, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности пространства, осуществлению эффективных мер по борьбе с компьютерной преступностью. Документ предполагает также расширение сотрудничества стран "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Была поставлена проблема борьбы с попытками несанкционированного доступа и компьютерными вирусами.

Для защиты критических и информационных инфраструктур было решено привлекать представителей промышленности и других негосударственных организаций посредников. Действительно, правительства в одиночку не способны обеспечить безопасность киберпространства, в связи с чем особую важность приобретают усилия каждого пользователя киберпространства по содействию обеспечению безопасности в том участке пространства, которым он владеет или пользуется, и это не только промышленные предприятия, но и организации всех секторов экономики, университеты, местные органы власти, а также граждане --- пользователи Интернет.

Таким образом, страны "Группы восьми" пошли на закрепление в итоговом документе лишь вопросов целостности информационных сетей и пресечения преступлений в компьютерной сфере, игнорируя тем самым военно-политическую составляющую проблемы МИБ. Фактически проблема военного применения ИКТ на уровне государств не была отражена в документе, а ведь именно военный аспект использования информационных средств и технологий является первостепенным по своей значимости и наиболее опасным с точки зрения потенциальных последствий применения информационного оружия.

В настоящее время активно ведется подготовка к проведению Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) (первый этап --- Женева, 10--12 декабря 2003 года, второй --- Тунис, 2005 год). Большую роль в объединении мирового сообщества вокруг темы МИБ сыграла прошедшая в г. Марракеш, Марокко, с 23 сентября по 18 октября 2002 года 16-я Полномочная конференция Международного союза электросвязи (МСЭ) --- специализированного учреждения ООН, являющегося международной межправительственной организации и занимающегося вопросами развития электросвязи. В соответствии с резолюцией ГА ООН A/RES/56/183, принятой консенсусом 21 декабря 2001 года, МСЭ играет ведущую управленческую роль в рамках исполнительного секретариата ВВУИО и процесса подготовки к Саммиту.


В Полномочной конференции (ПК) 2002 года приняли участие около полутора тысяч делегатов, представляющих 143 страны. Решением ПК был принят "Вклад МСЭ в Декларацию принципов и план действий ВВУИО" (документ PLEN/1).

Одним из основных блоков в структуре вклада МСЭ в Декларацию принципов и План действий ВВУИО составляют вопросы доверия и безопасности при использовании ИКТ. Действительно, преимущества, которые может предоставить использование ИКТ, в полной мере могут быть реализованы лишь в случае надежности и безопасности соответствующих технологий и сетей и отказа от их использования в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

В этой связи в рамках этого блока страны-члены МСЭ вновь выразили опасение относительно того, что ИКТ могут оказывать негативное воздействие на безопасность государств как в гражданской, так и в военной областях и признали необходимость предотвращения использования информационных ресурсов или технологий для преступных или террористических целей.

В качестве одной из мер, которые можно было бы предложить для рассмотрения в ходе подготовке к ВВУИО, страны назвали рассмотрение существующих и потенциальных угроз для безопасности информационных и коммуникационных сетей.

Страны также согласились внести вклад в реализацию усилий ООН, направленных на оценку состояния информационной безопасности, а также рассмотрение вопроса о разработке, в долгосрочной перспективе, международной конвенции по безопасности в среде информационных сетей и сетей связи.

Нашедшие отражение во Вкладе МСЭ формулировки по МИБ в дальнейшем легли в основу соответствующих положений итоговых документов региональных конференций по подготовке к ВВУИО --- Общеевропейской конференции (Бухарест, 7--9 ноября 2002 года) и Азиатской конференции (Токио, 13--15 января 2003 года.

Одним из принципов информационного общества, зафиксированных в Бухарестской декларации, стал принцип укрепления доверия и безопасности при использовании ИКТ. Он подразумевает разработку "глобальной культуры кибербезопасности", которая должна обеспечиваться путем принятия превентивных мер и поддерживаться всем обществом при сохранении свободы передачи информации. Таким образом, это положение фактически повторяет соответствующее положение Окинавской хартии.