ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начинаются они с переоценки роли вооруженных сил. Сделан вывод о возрастании роли армии, которой, возможно, предстоят боевые действия против численно превосходящего противника в отдаленных от США регионах. Традиционными силами, средствами и способами не обойтись. Значит надо искать нетрадиционные.

Всего к развертыванию в XXI в. предложено несколько новых систем. Некоторые результаты представляются очевидными, некоторые - экзотическими. Справедливость или ошибочность сделанных прогнозов покажет время и высший арбитр – практика военных действий.

Для нас же сейчас принципиально важно, что в опубликованном отчете недвусмысленно вводится специальное понятие "информационной войны", формулируется военная задача "победы в информационной войне", а среди пяти важнейших направлений работ по созданию новых военных систем для армии США первыми названы системы, обеспечивающие победу в такого рода войне. Лишь на последующих местах (со второго по пятое) значатся: интегрированная поддержка солдата, системы повышения боевой мощи и мобильности, противовоздушная и противоракетная оборона, системы поддержки боевого обеспечения войск.

В последнее время об информационной войне заговорили уже и на стратегическом уровне. При этом в отечественных публикациях иногда наблюдается путаница, вызванная несоответствием некоторых слов при их буквальном переводе. Следует подчеркнуть, что рассмотрению и исследованию этого вида войн уделяется столь серьёзное внимание постольку, поскольку на рубеже тысячелетий человечество вступает в новую информационную эру, и это, несомненно, кардинально изменит многие основы военного дела.

В понятийном аппарате, использовавшемся в военно-политических и военно-технических документах советского периода нашей истории, понятия "информационная война" не было. Об этом свидетельствует, в частности, Военный энциклопедический словарь. Однозначному восприятию этого термина российскими специалистами мешает обстоятельство, связанное с переводом слова "war" на русский язык. Англоязычные специалисты не проводят столь резкого различия между двумя понятиями: "война" как общественно-политическое явление и "военные действия" как явление, прежде всего связанное с деятельностью вооруженных сил, хотя и акцентируют иногда это значение, используя слово "warfare". Поэтому в зависимости от контекста слово "war" иногда следует переводить на русский язык словом "война", иногда "военные действия" или даже "боевые действия", иногда "военная наука" либо "военное искусство". О последнем свидетельствует толковый словарь современного английского языка А.С.Хорнби, в котором говорится, что одним из толкований слова "war" является "science or art of fighting, using weapons, ets."


Таким образом, появившийся за рубежом термин "informational war" не всегда следует переводить как "информационная война". Иногда правильнее использовать термин "информационные военные действия". Понимание специалистами США этой разницы можно прояснить на основании анализа тех военно-технических средств и тех способов, с помощью которых предполагается добиться победы в информационной войне. Здесь применяются космические средства разведки и целеуказания, авиационные беспилотные средства наблюдения за полем боя, а главное - интегрированная система сбора, обработки и передачи информации всем участникам боевых действий.

Следует недвусмысленно подчеркнуть, что и остальные четыре из пяти перечисленных выше направлений работ по созданию вооружений и военной техники для армии США также связанные информационными технологиями, а значит и соответствующими средствами. В оснащении бойца XXI в. в составе средств "интегрированной поддержки солдата" естественно предусматриваются средства взаимодействия с интегрированной информационной системой театра военных действий, а также микрокомпьютер, помогающий переработать поступающую информацию и принять рациональное решение. Предложены робототехнические средства для ведения боевых действий, передвижения и перемещения тяжестей. Наряду с ними рекомендованы биотехнологические средства для лечения ран и профилактики болезней, разнообразные средства защиты. В составе "системы повышения боевой мощи и мобильности", как и следовало ожидать, предусматривается "интеллектуальное оружие" и робототехнические средства. Предполагается совершенствовать и традиционно высокоинтеллектуальные противовоздушную и противоракетную системы. В состав "системы боевого обеспечения войск" вошли подсистемы оперативного картографирования. Создается система оперативного перепланирования операции, снижающая затраты времени с нескольких суток до нескольких часов. Не забыты и технологии обучения солдата действиям в нестандартных условиях быстро меняющейся обстановки.


3. Концепции информационной войны

Но всё-таки главным в концепции информационной войны становится то, что повлияет на дестабилизацию стратегической ВПО: программные "закладки" в компьютерные базы данных и сети государственного управления, разрушающие это управление, средства электромагнитного поражения систем управления энергетикой, транспортом и т.д.

Новые идеи появились и в концепции силового сдерживания (неотвратимость, неизбежность нанесения агрессору неприемлемого ущерба при любом варианте его действий), которая раньше связывалась только с наличием у противостоящих стран стратегического ядерного оружия. Так, в послании Президента США Клинтона по бюджету на 1997 фин. год, адресованном Конгрессу США, в частности, отмечалось: "Мой бюджет обеспечивает необходимые ресурсы для удовлетворения стратегических интересов Америки, способствует проведению нашей внешней политики, открывает для нас новые рынки за границей и поддерживает экспорт товаров США. Он обеспечивает также ресурсы для противостояния появившейся глобальной угрозе, пришедшей на смену "холодной войне" и выражающейся в региональных, этнических и национальных конфликтах, распространении оружия массового поражения, международном терроризме и преступности, торговле наркотиками и загрязнении окружающей среды."

Из заявлений, подобных процитированному, некоторые отечественные политологи делают поспешный вывод о том, что все новые американские средства сдерживания, а по существу - средства вооруженной борьбы, которыми будут оснащаться вооружённые силы США, направлены после окончания холодной войны уже не против России, а против "третьих" стран. Россия же, рассматривается только в стратегическом плане, в связи с её ядерным вооружением, а здесь есть договоренности и нет проблем.

Однако из более внимательного прочтения составляющих новой "глобальной угрозы" и сопоставления её с небезосновательными (порой) претензиями мирового сообщества к России можно сделать и прямо противоположный вывод.

Действительно, как отмечено выше, значительная часть региональных, этнических и национальных конфликтов возникала и продолжает возникать на территории бывшего СССР и в самой России. Угроза распространения оружия массового поражения существует опять-таки также и с этих территорий; даже когда ее явно нет, предпринимаются попытки раздуть эту угрозу. Опасения перед международным терроризмом и преступностью, проистекающими из России и других стран СНГ, - тоже не единичны и во многом обоснованны. И, наконец, через страны СНГ и на их территории происходят и распространение, и производство, и торговля наркотиками, а загрязнение окружающей среды - давний грех отечественных производственников и управленцев. Так что по всем компонентам новой угрозы, которую американцы называют угрозой не только для себя, но и глобальной, Россия - одно из главных государств - источников этой угрозы. И декларируемая межгосударственная "дружба" руководителей двух ядерных государств меркнет на фоне постоянно звучащих слов о непредсказуемости российской политики.


В результате оказывается, что в военном отношении для США на данное время РФ обоюдно опасна: и как единственное в мире государство, способное (пока ещё) уничтожить США своим ракетно-ядерным оружием, о чем говорилось выше, и как один из источников новых угроз.

Та же ситуация с иными, не военными интересами США. О каких новых рынках мог говорить Клинтон? Рынок, сложившийся на территориях самих США и их союзников, старый и обстановка на нем старая. В третьем мире у США также стабильные позиции.


Заключение

Необходимо творческое отношение к оценке внешних и внутренних угроз, к определению направлений, средств и способов их нейтрализации и преодоления. Догматизация концептуальных установок и оценок губительна для военной политики по защите национальных интересов страны. Надо согласиться с мнением тех военных деятелей и ученых, которые считают необходимым постоянно корректировать стратегию военной безопасности на основе непрерывного мониторинга эволюции геополитического положения России, внутренней обстановки в стране, изменений в характере военных опасностей и угроз ее национальным интересам.

Военно-политическое руководство РФ приняло решение об уточнении военной доктрины Российской Федерации. По информации начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова и секретарь СБ РФ Николая Патрушева, новая военная доктрина России будет утверждена до конца 2009 г.

Предметом особой заботы государства и гражданского общества должны быть формирование, подготовка человеческого фактора военной безопасности. Речь идет, прежде всего, о формировании профессиональных, нравственных, организаторских и физических качеств военнослужащих, работников ОПК, преподавателей военных учебных заведений. При этом военнослужащие являются функциональным субъектом политики обеспечения военной безопасности, крайне важно, чтобы они были политически грамотными, активными патриотами, верными прогрессивным традициям России и ее вооруженных Сил, принципам демократии, гуманизма и справедливости, именно такие качества являются основой морально-духовной стойкости и силы защитников Отечества.

Список литературы

1. Закон РФ от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» // Ведомости с НД РФ и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст.769 (с изм. от 26.06.2008).

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

3. Указ Президента РФ от 21.04.2000 №706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».

4. Вестник Академии военных наук №4(25). – М.: Инсан, 2008. – 192 с.

5. Возженков А.В., Выборнов М.А., Коростылев Д.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. – М.: изд. РАГС, 2008. – 224 с.

6. Волкова В.П., Бормотова В.И., Арсенюк Т.А. и др. Военный энциклопедический словарь. – М.: ЭКСМО, 2007. – 1024 с.