ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Оглавление
Оглавление 2
Содержание
Введение 3
1. Национальные интересы России 4
2. Взгляды США на проблему 6
3. Концепции информационной войны 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
В настоящее время все проблемы, связанные с проблемами военной безопасности, исходят из основополагающих принципов обеспечения национальной безопасности и такой ее составляющей как военная безопасность [1], [2], [3]. Современная Россия – это не только новый социально-экономический строй, но это еще и новое геополитическое пространство, новая государственность, новый политический режим, новые ценности социального и духовного порядка. Все это имеет прямое отношение к военной сфере общественной жизни, основные характеристики которой определяются природой общества и государства. Следовательно, в условиях социально-политической трансформации, военно-политическая сфера общества подлежит исследованию на совершенно новых принципах и основаниях.1
Качественно изменились не только внутренние основы общественной жизни в России, но и внешние условия деятельности военной организации. Устранение Организации Варшавского Договора и приближение НАТО непосредственно к границам России, распространение влияния США на постсоветское пространство, утрата ООН, в том числе Совета Безопасности ООН авторитета всемирной организации, способной выражать интересы всех стран, стремление США и Запада подменить их функции, распространение государственного терроризма и многие другие проблемы ставят совершенно новые задачи перед военной организацией России. Их исследование также весьма актуальная задача.
Вследствие обозначенных причин рассмотрение проблемы места и роли военной силы в современных международных отношениях и в обеспечении национальной безопасности России в ситуации трансформационных процессов относится к числу наиболее важных и актуальных.
Актуальность темы данной работы подтверждается также следующим обстоятельством. Как показали 90-е годы ХХ века и первое десятилетие XXI века, продуктом противоречий неолиберального типа глобализации с неизбежностью становится перманентно воспроизводящаяся и усложняющаяся система отношений насилия, охватывающих человечество в целом.
Наиболее опасный и разрушительный их компонент очевиден – войны. Трансформация военных угроз требует новых подходов к обеспечению военной безопасности России [2].
Цель работы: Национальная безопасность России .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выполнить анализ теоретико-методологических аспектов проблемы военной безопасности;
2) определить характер угроз и вызовов военной безопасности России, обусловленных
процессами глобализации;
3) используя экспертные материалы, находящиеся в открытом доступе, дать оценку ве-
роятности военных конфликтов в первой четверти XXI века;
4) определить направления обеспечения военной безопасности России.
Информационно-методологической базой при выполнении данной работы послужили:
1) нормативно-правовые акты и документы Правительства РФ;
2) труды отечественных военных теоретиков, публикации военно-аналитического ха
рактера, учебная литература;
1. Национальные интересы России
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Роль военного фактора в национальной обороне и грядущих международных отношениях в XXI в. будет оставаться весьма значительной, особенно с учётом появления новых ядерных держав и непрекращающейся модернизации вооруженных сил большинства ведущих стран мира. Исходными данными при выработке замысла и планов военного строительства выступает совокупность следующих основных положений: оценки военно-политической обстановки (ВПО), военные угрозы для каждого государства и военные устремления его руководителей.
Отсутствие ясности в этих вопросах у российского руководства, многолетние разговоры о военной реформе, сетования Верховного главнокомандующего на то, что военная реформа в России идёт слишком медленно, вынуждают анализировать не столько собственные, сколько чужие концепции, "примеривая" их на собственную страну. А тон военным приготовлениям к XXI веку уже много лет задает одна страна - США.
На первый взгляд наблюдается общность оценок ВПО для России и США. Угроза ядерной войны для обоих государств резко снизилась, крупномасштабной неядерной - также, одновременно возросла угроза локальных конфликтов, затрагивающих национальные интересы. Но при внимательном рассмотрении видна разница. В выступлениях военно-политического руководства США по стратегическим задачам и вооружениям регулярно звучат опасения, связанные с наличием в мире единственного государства, которое в состоянии уничтожить США; с российской стороны такие опасения не высказываются. А по оперативно-тактическим задачам и вооружениям разница в том, что интересы США простираются практически на весь земной шар, а интересы России в последнее время, судя по фактической внешней политике, ограничены её ближайшим окружением и внутригосударственными проблемами.
Что же касается военных концепций, то их количество и содержание нельзя считать строго определенными. Они непрерывно развиваются, уточняются. Изучать их приходится на ходу. Из заявленных в последние годы наибольший интерес военных специалистов вызвали следующие американские концепции:
— нелетального оружия;
— нераспространения оружия массового поражения и высокоэффективного обычного оружия;
— информационной войны;
— неядерного сдерживания.
Концепция оружия нелетального воздействия официально провозглашена в 1990 г. командованием боевой подготовки армии США в связи с тем, что "часто возникают ситуации, в которых США не могут добиться своих целей, поскольку в результате будут убитые, нанесен вред окружающей среде, разрушены памятники культуры и в целом существует большой риск сделать врагами США тех людей, которые до этого ими не являлись. Новой вид оружия даёт в руки вооружённых сил США действенный инструмент вмешательства в конфликт, которое было бы нежелательно с использованием обычного оружия". Подаётся это под флагом решения только тактических задач. Но попытка ограничить размер конфликта, не привести его к войне, тем более партизанской - это решение уже не тактической, а стратегической задачи, определяющей характер войны, а не операции. Кроме того, в составе средств оружия нелетального воздействия рассматриваются такие, которые при их применении, например, против мобильных ракетных комплексов могут резко снизить их подвижность, живучесть и саму способность к решению стратегических задач в войне.
2. Взгляды сша на проблему
Взгляды США на проблему нераспространения прояснили некоторые события, произошедшие еще в конце 1993 г. Это, во-первых, международная конференция, организованная Фондом Карнеги на тему "Нераспространение ядерного оружия: вызов впереди", и, во-вторых, выступление министра обороны США в Комитете по международной безопасности и контролю над вооружениями в Национальной академии наук (НАН) США. Как следует из опубликованных материалов, дело уже не столько в выступлениях должностных лиц, сколько в предпринятых конкретных действиях:
— ответственность в США за решение проблемы нераспространения оружия массового поражения возложена теперь на министерство обороны;
— учрежден новый пост помощника министра обороны по ядерной безопасности;
— объявлена новая комплексная программа работ - "Оборонительная инициатива против распространения";
— главным элементом новизны стало то, что к задаче предотвращения распространения ядерного оружия (ЯО) добавлена задача защиты от него, если такое оружие появится у государств, которых в США окрестили "преступными".
Открыто были названы те, кого США уже занесли в список "преступных государств" или "государств-изгоев". Аморальность такого подхода к нераспространению и опасность его для России не вызывает не малейшего сомнения.
Наиболее резкие высказывания прозвучали в выступлении министра обороны США, который назвал те средства вооруженной борьбы, с помощью которых они собираются противостоять ядерной угрозе, если соответствующее оружие окажется в распоряжении "плохих" государств. Это усовершенствованные неядерные проникающие боеприпасы для борьбы с подземными сооружениями, затем - "средства охоты за мобильными ракетными установками", то есть сугубо наступательные виды оружия, и только на третьем месте названы средства перехвата баллистических ракет.
Не меньше опасений вызывает и концепция информационной войны. Одна из первых публикаций, свидетельствующих о планах Пентагона в этой области, - отчет, подготовленный по заказу армии США большой группой специалистов Национального исследовательского совета НАН США. Группа начала свою работу в 1988 г., опубликовала результаты в 1992 г., восприняв произошедшие за это время изменения в современном мире, осмыслив их и выработав весьма интересные рекомендации.