ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 368
Скачиваний: 0
мыслишь, не мысля». Бл. Августин настаивает на сотворенности материи, выступая, таким образом, и против греческих философов, утверждавших, что материя сосуществует извечно наряду с богом, и против манихеев, для которых материя – создание владыки зла.
816) Манихеи.
817) Прийти к этой концепции помогло Августину его знакомство с неоплатониками. «Отбросив всякую форму, назовем материей то, что никакой формы не имеет» (Энн. 1, 8, 9).
818)«То, что рождается и переходит из одного состояния в другое, нуждается в материи» (Энн. 2, 4, 2). Эти изменения и позволили понять, что такое материя.
819)«Все согласны, что то, что называется материей, есть некая основа и вместилище форм». (Энн. 2, 4, 1). Ср. Платон. «Тимей 51 a»: «Незримое и бесформенное, все вмещающее».
820)Подходящим обозначением было бы «несущее» (Энн. 3, 6, 7).
821)In regione dissimilitudinis. См. кн. VII, прим. 64.
822)См. прим. 39 к кн. IX «Исповеди» (В этой публикации – кн.9, гл.4, сноска 23. –
Редакция «Азбуки Веры»).
823)De nihilo или ex nihilo («из ничего») – εκ του μη οντος – это выражение найдем и у Оригена, и у Иоанна Златоуста. Бл. Августин дает формуле de nihilo точный смысл: материал для создания мира был сотворен Богом, тварный мир создан de nihilo – не de Deo; у неоплатоников тварь возникает в каком-то смысле
тоже de nihilo, потому что до ее появления ничего не было; но в то же время и ex Deo, ибо совершенство божественных ипостасей должно было неизбежно выразить себя и в ней.
Происхождение твари de nihilo накладывает на нее печать конечности и злобности, но так как она создана Богом, то это делает ее онтологически доброй. Эта онтологическая двойственность сообщает ей двойственный аспект и в плане этическом. Тварь непостоянна и грешна, потому что она из «ничего»: ей присуще deficere – слабость отпадать от Бога. Способность грешить – это тяга к nihil.
824)«Создал мир из материи бесформенной» – цитата из Прем.11:18 по греческому тексту 70-ти: κτησασα τον κοσμον εξ αμορφου υλης.
825)См прим 40 к кн XI «Исповеди».
826)Бл. Августин имеет в виду ангелов. Бл. Августин отмечает сходство между христианским представлением об ангелах и учением неоплатоников о «низших богах». «Если они говорят, что они бессмертны, но, однако, созданы Богом и блаженны потому, что не отходят от Него, то они говорят то же, что и мы, каким бы именем они эти существа ни называли («О граде Божием», 9, 23).
827)Ис.30:21.
828)«Кто ненавидит мир? те, кто растерзал истину» («На Псалмы», 119, 7). Бл. Августин имеет в виду еретиков, в частности манихеев.
829)1Тим.6:16.
830)Specie motuve («ни в облике, ни в движении»): Плотин определяет движение как некую «проснувшуюся» форму (ειδος εγρηγορων) в противоположность формам «стоящим», пребывающим неподвижно (Энн. 6, 3, 22).
831)Пс.78, П.
832)Ср. прим. 16 к кн. VII «Исповеди» (В этой публикации – кн.7, гл.6, сноска 4. – Редакция «Азбуки Веры»). По Августину, в соответствии с его толкованием природы зла, злая воля – это уклонение «от того, что есть», т. е. от Бога, к тому, «что есть в меньшей мере».
833)Ср. прим. 29 к кн. XI (?. – Редакция «Азбуки Веры»).
834)Пс.41:11, 26:4, 101:28.
835)«Не следует думать, что Бог создал сначала бесформенную материю, а затем, пропустив некоторое время, придал форму тому, что создал раньше бесформенным. Так и говорящий не произносит сначала бесформенных звуков, принимающих потом форму слов; так следует думать, что и Бог создал мир из бесформенной материи, но сотворил ее одновременно с миром» (Против законов 1, 9, 12).
836)Gradatum («постепенно»), т. е. поднимаясь как бы по леснице от одной мысли
кдругой.
837)Намек на 1Кор.13:12.
838)Добавленные сразу слова «земля же была невидима...» обозначают первичную бесформенную материю, а не мир, уже упорядоченный.
839)Бл. Августин имеет в виду прежде всего манихеев, отвергавших Ветхий Завет. «Оба Завета – это обоюдоострый меч. Ветхий Завет обещает земное. Новый – вечное. В обоих истинно слово Божие, как обоюдоострый меч» («На Псалмы» 149, 12). «Ненависть» к манихеям у бл. Августина – это своеобразная форма любви: он хочет, чтобы они умерли для своих заблуждений и ожили для Бога.
840)Бл. Августин только что изложил, как он понимает два первых стиха Бытия: «небо небес» – это духовный, небесный мир, «земля», «тьма», «бездна» – это обозначения бесформенной материи. Он признает, однако, возможность и других толкований.
841)Пс.47:15.
842)«Должно сказать, что ангелы по природе своей изменчивы, но они пожелали любить Бога больше, чем себя, и поэтому пребывают в Нем спокойно и прочно» («Об истинной религии», 13, 26).
843)Быт.28:17; Пс.148:6.
844)Сир.1:4.
845)Ср. Энн. 4, 3, 17, где Плотин говорит о Мировой Душе, как о «свете от света».
846)2Кор.5:21.
847)Гал.4:26; Пс.148:4.
848)Пс.25:8,
849)Тема странствия души – одна из любимых тем бл. Августина. В этом странствии он может уйти в «Долину нищеты и смерти», но может и вернуться на верную дорогу, прийти к Богу, как пришел и сам бл. Августин.
850)Пс.118:176.
851)2Кор.5:1.
852)Пс.72:28.
853)Пс.25:7.
854)Пс.27:1.
855)Живая метафора духовного ослепления.
856)Т. е. в свое сердце. Так толкует бл. Августин слова Евангелия «войди в комнату свою» (Мф.6:6).
857)Рим.8:26.
858)«Начатки духа» – выражение, заимствованное у ап. Павла (Рим.8:23). У бл. Августина слова эти означают высшую способность души, устремленной к Богу и утвердившейся в Нем в силу этого устремления. Ср. прим. 24 к кн. IX «Исповеди» (? –
Редакция «Азбуки Веры»).
859)Это напоминает теорию Анаксагора, утверждавшего, что первоначально «все было вместе» (frgm. 1, 4), и дифференциация произошла действием упорядочивающего разума.
860)Разница между этим последним толкованием (четвертым) и вторым заключается в том, что в четвертом «земля и небо» понимаются как мир духовный и материальный, уже созданный, тогда как представители второго понимают их как
обозначение материала для этих миров.
861)2Тим.2:14.
862)1Тим.1:8, 1:5.
863)Пс.103:24
864)1Кор.8:6.
865)Бл. Августин дает пять разных толкований Быт.1:2. Отношение их к тому, что дано в гл. 17-й, не вполне ясно. Первое толкование «тьмы» как бесформенной материи совпадает с собственным мнением бл. Августина и соответствует первому толкованию 17-й главы; второе соответствует второму 17-й главы и третье – третьему, но четвертое и пятое, утверждающие предшествование бесформенной материи, нечто новое: оба эти взгляда, однако, не предполагают, что она существовала самостоятельно и не была создана Богом, но только утверждают, что о ее создании ничего не говорится.
866)Кол.1:16; Ис.6:2.
867)Быт.1:2.
868)Отказываясь вести разговор с теми, кто сомневается в истине самих слов Писания, бл. Августин признает, что толковать эти слова можно по-разному, причем эти разные толкования приемлемы, если они не противоречат вере и учению Церкви.
869)Бл. Августин цитирует по памяти слова ап. Павла (Евр.3:5): «Моисей верен во всем доме его, как служитель».
870)Пс.21:26.
871)Косвенный упрек, который бл. Августин делает самому себе. В своей борьбе с заблуждениями бл. Августин бывал иногда слишком суров и каялся в этом. Замечательны его слова в трактате против манихеев (2, 2): «Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, с какими усилиями находят истину и как трудно избежать заблуждения. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, как редко и трудно удается одолеть ясным и благочестивым умом плотские измышления. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, каких трудов стоит излечить око внутреннего человека, чтобы он смог увидеть солнце. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, какими вздохами и стенаниями дается чуть-чуть познать Бога. И наконец, пусть свирепеют против вас те, кто никогда не впадал в ложь того заблуждения, в какое впали вы».
872)Ин.8:44.
873)1Тим.1:8.
874)1Кор.4:6.
875)Мф.22:37–39.
876)Ex eadem massa («из того же вещества»); бл. Августин в книге «О Божестве к Симплидию» (1,2,16) изложил свои мысли по поводу massa peacati: со времени падения Адама человечество представляет собой «греховную массу» – мир, где все осуждены и все погибли. Выйти из этого мира можно только с помощью Божественной благодати.
877)Пс.8:5.
878)Бл. Августин допускает такой антропоморфизм только для parvulis animalibus
–для слабых, ограниченных умов, которые не могут мыслить отвлеченно, но при условии, что они остаются крепкими в вере. Animalis – так переводится в Новом Завете слово ψυχικος. См. 1Кор.2:14.
879)Быт.1:31.
880)Бл. Августин понимает под «началом» первых слов Бытия Слово, Сына, через Которого Отец создал всё. Он признает, однако, возможность толкования слов «в начале» как «в начале творения». Трудность здесь заключается в том, что с этим толкованием можно согласиться, только приняв, что «в начале» была создана
бесформенная материя; тогда надо признать известное «первенство» этой материи. Что это за «первенство»? Для решения вопроса Августин разбирает четыре вида «первенства». «Первенство» по происхождению бл. Августин поясняет на примере звука и пения. Звук соответствует бесформенному, пение – оформленному; оба одновременны, что исключает первенство во времени, но звук, как нечто бесформенное, «первенствует» над пением.
Тут нет, однако, первенства ни по времени, ни по достоинству, а только «по происхождению» – origine. Слово это выбрано неудачно, потому что звук не источник, не origo пения: бл. Августин имеет в виду первенство логическое, первенство материи над формой.
В рассуждении это первенство выступает ясно: бесформенное, конечно, предшествует оформленному; о нем и приходится говорить раньше. Ум, однако, не обманывается этой последовательностью словесного изложения: он схватывает одновременно то, что в словах можно изложить только последовательно.
881)Пс.142:10.
882)Пс.58:18.
883)«Добрая воля человека предупреждает многие Божьи дары, и сама она Божий дар, ибо читаем в Писании «милосердие Его предупредит меня» и «милосердие Его последует за мной»: она стоит впереди нежелающего, чтобы он пожелал, и следует за желающим, чтобы не напрасно было желание его» (Руковод., 32).
884)«Когда Господь увенчивает дела наши, Он увенчивает не что иное, как свои дары» («Письма», 194, 19).
885)«Он не нуждается в нашем служении; мы нуждаемся в Его господстве, в Его действиях и охране; Он единый истинный Господин, потому что мы служим Ему не для Его пользы и спасения, а для собственного» («De gen. ad litt.», 8, 11, 24).
886)Быт.1:31.
887)Ср. Рим.8:29
888)Пс.72:28.
889)Еф.5:8.
890)1Кор.5:21.
891)«В Христовой Церкви ты найдешь бездну, найдешь и горы: найдешь в ней малое число хороших людей – ведь гор тоже мало – бездна же широка: она означает множество худо живущих» («На псалмы», 3, 5).
892)Платон (Тимей, 29) говорит, что Творец, будучи благ и не зная завести, пожелал, чтобы создания Его были, насколько они могут быть. Ему подобны. На это место намекает и Плотин (Энн. 5, 4, 1).
893)Быт.1:2.
894)Пс.35:10.
895)Рим.5:5.
896)1Кор.12:1, 31.
897)Еф.3:19.
898)Sursum corda («горe имеим сердцa») – литургический возглас.
899)Пс.123. Этот латинский перевод возник из неверного понимания 70-ти το το υδωρ το ανυποστατον – «воды, которым нельзя противиться», «бурные воды». Бл. Августин толкует это место так: «Что такое эти воды, лишенные субстанции? это воды греха: грех не имеет субстанции...»
900)Быт.1. 3; Еф.5:8.
901)«Как слепота есть порок, свидетельствующий о том, что глаз создан, чтобы видеть свет... так о превосходном устроении природы, которая хотела бы жить в Боге, говорит порок ее: она несчастна, потому что не живет в Боге» («О граде Божием», 22, 1).