ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сына своего Иакова, приняв его за первенца своего Исава, и только потом узнал о своей ошибке (Быт.27). Иаков должен был благословить, как старшего, внука своего Манассию, которого отец его, Иосиф, поставил перед Иаковом так, чтобы тот положил на голову отрока правую руку; левую должен был возложить на младшего внука. Иаков, однако, сложил руки крестообразно и благословил, как старшего, Ефрема, младшего внука (Быт.48).

691)Первая строка вечернего гимна Амвросия, славящего Бога за то, что он «облек день прекрасным светом». Тот, кто славит Бога не только за этот земной свет, но и за свет духовный, не лишится его и в часы мрака. «Размышляющий о законе всегда в свете; для него нет ночи» (Амвросий. «На Псалмы», I, 3).

692)Пс.24:15.

693)Пс.120:4.

694)Любовью к материальным вещам человек уничтожает свое высшее «я».

695)Энн. 6, 9, 4; см. прим. 22 к кн. III (В этой публикации – кн.3, гл.6, сноска 3. –

Редакция «Азбуки Веры»).

696)Т. е. внутреннее чувство, с помощью которого мы видим в прекрасном проявление Божественного.

697)«Словно повернувшись к Тебе спиной, они застревают в плотском деле, словно в своей тени, и, однако, даже в том, чем они наслаждаются, сияет разлитый вокруг свет Твой» («О свободной воле», 2, 16, 43).

698)Пс.25:3.

699)См. кн. V, 3, 4 и прим. 13 к кн. V (В этой публикации – кн.5, гл.3, сноска 6. –

Редакция «Азбуки Веры»).

700)Редких и невиданных животных привозили в Рим и выставляли на всеобщее обозрение. В их числе бывали тропические звери (тигр, носорог), огромные змеи, животные необычной окраски.

701)Бл. Августин, однако, признавал и ценил светскую науку («О граде Божием», 19, 18) при условии, что ее сопровождают смирение и доброта («Письма», 55, 39; in Jon., 27, 5; «На Псалмы», 142, 5).

702)У бл. Августина был всегда живейший интерес к явлениям природы. Он следил за тем, как ползет змея («О Троице», 12, 11, 16); как извиваются разрезанные куски змеи или червяка («О свойствах души», 31, 62), как ведут себя после драки петухи, победитель и побежденный («О порядке», 1, 8, 25); с каким искусством птицы строят гнезда. Он удивлялся памяти рыб и наслаждался пением соловья («Об истинной религии», 42, 79).

703)Пс.102:3–5.

704)Иак.4:6; 1Пет.5:5.

705)Пс.17:14, 8. Этот последний стих «потрясены основания гор» бл. Августин объясняет в своем толковании этого псалма: «И надежды гордецов века сего были потрясены».

706)Ис.14:12–14: «Как упал ты с неба, денница (диавол)... а говорил: взойду на небо... сяду на горе в сонме богов на краю севера».

707)Лк.12:32.

708)Пс.9:24.

709)Притч.27:21.

710)В письме бл. Августина к карфагенскому епископу Аврелию («Письма», 22) содержится краткое размышление о любви к похвалам и о той опасности, которой эта любовь грозит служителям Церкви. Бл. Августин признается, что и сам он любит, когда его хвалят.

711)Парадоксальное утверждение: человек знает Бога лучше, чем себя. Ср. §7 этой же книги: «Я знаю о Тебе нечто, чего о себе не знаю».


712)Гал.6:3.

713)Пс.140:4–5. Бл. Августин в толковании на это место: «Лживая похвала льстеца – это елей для грешника».

714)Пс.108:22.

715)Не «объективные» образы внешнего мира, сохраненные памятью, но те, которые включают и субъективный элемент.

716)Намек на тот мистический опыт, который бл. Августин пережил в Остии (9,

24). «Часто я сознаю, что нахожусь вне тела и за пределом всех существующих вещей: я в себе самом и созерцаю чудесный свет и красоту» (Плотин. Энн. 4, 8, 1).

717)«Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16).

718)Пс.17:36. Бл. Августин в толковании на этот псалом объясняет «десницу» как «милость благодати Твоей».

719)Пс.30:23.

720)Бл. Августин намекает на практику тех неоплатоников, которые прибегали к теургии. Бл. Августин часто отождествляет низших богов неоплатонизма с ангелами. Он говорит, что Порфирий учил, будто есть ангелы, на обязанности которых открывать людям Божественные тайны, и приспособил свое учение для тех, кто занимался вызыванием духов.

721)Еф.2:2.

722)2Кор.11:14.

723)Рим.6:23.

724)1Тим.2:5. Целью воплощения Христа в области нравственной было, по мысли бл. Августина, научить людей смирению.

725)Флп.2:6–8; Ин.10:18. «Свободный среди мертвых»: в этих словах вполне ясен образ Господа. «Кто может быть свободным среди мертвых, кроме Того, Кто среди грешников один без греха?.. Тот свободен среди мертвых, Кто имел власть отдать душу Свою и вновь взять ее» («На Псалмы», 87).

726)Ср. Евр.9:28: «Так и Христос, однажды принесши в жертву, чтобы уничтожить грехи многих, во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение».

727)Ин.1:14.

728)В пустыню уходили и Василий и Златоуст; Иероним окончил в ней свою жизнь.

729)2Кор.5:15; Пс.118:18.

730)Кол.2:3.

731)Пс.21:27.

732)См. «Исповедь», I, 1.

733)«Исповедь», X, 2.

734)Мф.6:8.

735)Мф.5:3–9.

736)Пс.117:1.

737)Ср. «Исповедь», V, 1 – «рукой языка».

738)Бл. Августин с 397 г. был епископом в Гиппоне.

739)Бл. Августин имеет в виду водяные часы (клепсидру), где определенный промежуток времени отмерялся стекающими каплями воды.

740)Пс.85:1; Рим.10:12.

741)Statim – здесь «всегда», «неизменно».

742)Пс.129:1.

743)Пс.73:16.

744)Намек на Пс.28:9. «Олени» символизируют людей, размышляющих над Писанием. «Нечистым названо в законе животное, которое не жует жвачки; это не его недостаток, а сущность его природы. Есть люди, которых можно уподобить таким животным; они нечисты не по природе, но по свойственному им пороку; охотно


слушая слова мудрости, они затем вовсе о них не думают. А что такое в духовном смысле «жевать жвачку», как не вызывать в сладостном воспоминании, словно из внутренней памяти, то полезное, что ты услышал, поднося его ко рту размышлений? те, кто этого не делают, и представлены теми животными; запрещение есть их мясо (Библия разрешает есть мясо только жвачных животных) предостерегает нас от этого порока» («Против Фавста», 6, 7).

745)Пс.25:7, 118:18.

746)Мф.6:33.

747)Пс.118:85.

748)Ин.1:3; Рим.8:14–16; Мк.16:19; Кол.2:3.

749)Бл. Августин занимается Библией не как исследователь и ученый. Она для него книга жизни, и он ожидает от нее указаний, необходимых для жизни.

750)Как грешник убегает «от Тебя, кроткого, к Тебе, гневному», так и праведник идет, выполнив задачу, данную ему Богом, к Богу, его награждающему.

751)Мерило, данное нам, по учению неоплатоников, Высшим Разумом.

752)Иов.14:16.

753)Ср. Паскаля «Мысли о религии», 16, 67: «В природе есть совершенство, показывающее, что она подобие Божества, и есть недостатки, показывающие, что она только Его подобие».

754)Пс.32:9; ср. там же, ст. 6.

755)Мф.3:17.

756)Бл. Августин имеет в виду, вероятно, воздух и ту роль, которую, по учению древних философов, он играл при передаче звука.

757)Ис.40:8.

758)Ин.1:1.

759)Ин.8:25.

760)Мф.19:16, 23:8.

761)Объясняя Ин.8:25, Августин говорит, что Христос научил людей истине, придя к ним. Вечное Слово осталось бы для них непонятно, но Бог снизошел к человеческой слабости: «Итак, поверьте, что Я начало, ибо, чтобы вы поверили, Я не только есмь, но и говорю с вами».

762)«Куда обратиться человеку, чтобы стать добрым, как не к тому Добру, Которое он любит, к Которому стремится, Которое ищет?» (О Троице, 8, 3).

763)Пс.30:11.

764)Пс.102:3–5.

765)Рим.8:24–25.

766)Пс.103:24.

767)В своей проповеди (267, 2) по поводу евангельской притчи о молодом вине, которое не следует вливать в меха ветхие, бл. Августин отождествляет «ветхого человека» с человеком плотским.

768)Ср. ««О граде Божием»», 12, 12–13, где Августин дает ответ более пространный, сознаваясь, однако, что многие вопросы он разрешить не в состоянии.

769)Operator («делатель») – слово позднее.

770)Пс.101:28.

771)2Пет.3:8.

772)Пс.2:7; Евр.1:5.

773)Начинается анализ, путем которого бл. Августин хочет доказать, что время – понятие субъективное.

774)Пс.70:5.

775)Вопрос о пророчествах и истолкование их усложняли для бл. Августина проблему времени. В одном из своих писем он говорит, что Писание называет


пророками людей, «которые видели будущее не телесным зрением, а духом» ( «Письма», 147, 50).

776)Бл. Августин хочет дать рациональное объяснение предсказаниям: о будущем судят и выводят о нем заключения на основании настоящего.

777)Пс.37:11, 138:6; «внутреннего взора» букв, «тайных глаз моих», «есть другой глаз, есть внутренний глаз... это глаза понимания, глаза ума» (Бл Августин. ««Tract. in Soan».», 13, 3).

778)Мф.7:11.

779)Пс.72:16.

780)Пс.115:1; 2Кор.4:13.

781)Пс.26:4.

782)Пс.38:6, 89:10; Сир.18:8.

783)Быт.1:14.

784)Бл. Августин имеет в виду зимний и летний день.

785)Нав.10:13.

786)Движение солнца позволяет измерять время. Бл. Августин считает это вполне естественным, но это практически измеряемое время не дает никакого ответа на метафизический вопрос о природе времени.

787)Пс.17:29.

788)«Локоть» – мера длины, около 1/2 м.

789)«Время нельзя постичь вне души» (Плотин. Энн. 3, 7, 11), но Плотин думал о космической душе, бл. Августин же, устанавливая субъективность понятия времени, имеет в виду человеческую душу.

790)Пс.61:9, 99:3.

791)Со своим исключительным литературным мастерством бл. Августин дал почувствовать читателю всю напряженность и тревогу своих размышлений, теперь его чудная метафора говорит о радости открытия.

792)Бл. Августин, следовательно, считает время и его длительность понятиями, созданными нашим умом, который воспринимает прошлое и будущее усилием внимания и памяти. Ум наш может разложить прошлое на ряд последовательных событий и схватить все эти события, сосредоточивая на них в настоящую минуту свое внимание. Лишенные реального существования вовне, эти события живут в нашем уме прочно и устойчиво.

793)Пс.62:4.

794)Пс.17:36: distentio – рассеяние, житейская смута и разбросанность во многом. По учению неоплатоников, время – порождение именно такой тревоги в Космической Душе, вызванной ее уклонением от ясной недвижности и неизменяемости Единого.

795)Флп.3:12–14.

796)Пс.25:7, 26:4.

797)Пс.30:11.

798)Отзвук учения неоплатоников о нисхождении души в человеческую жизнь.

799)Продолжение метафоры «очищенный и расплавленный».

800)«Кто же не поймет, что времени нет, если нет сотворенных созданий, которые как-то и в каком-то движении меняются. Эти движения и изменения не могут возникнуть одновременно: одно приходит на смену другому, одно длительнее, другое короче – и совершаются во времени» («О граде Божием», 11, 6).

801)Бл. Августин обсуждал вопрос, созданы ли ангелы «раньше всякого времени»,

ирешил, что так как они подвержены изменению, то они «современны времени» («О граде Божием», 12, 16).

802)Быт.1:1.


803)Ср. Ис.57:15.

804)Пс.145:8.

805)Рим.8. 31.

806)Мф.7:7–8.

807)Т. е. мое тело.

808)«Небо небес» – словосочетание псалма Пс.113:24. Бл. Августин толкует его различно: а) жилище (Domus), обитель умопостигаемых существ; б) разум светлых духов, населяющих эту обитель; в) место, где пребывает и Сам Бог; г) мудрость, «первенец творенья». «Господь возвысил разум некоторых святых на такую высоту, что наставлять их мог только Он, из людей же никто; по сравнению с этим небом всё, что видят плотские глаза, должно быть названо землей» (Проповеди, 2, 11; ср. «На Псалмы», 113).

809)Намек, вероятно, на противопоставление, делаемое неоплатониками между миром чувственным и миром упомостигаемым. Для неоплатоников чувственный мир есть «целое», элементы которого различны и противоположны.

810)Т. е. видимые небо и земля.

811)Бл. Августин, видимо, пользовался itala, согласованность которой с переводом 70-ти толковников он хвалит («О граде Божием», XVIII, 43). В этом переводе именно

ичитаем η δε γη ην αορατος και ακατασκευαστος?. Известно, что бл. Августин,

пораженный разницей в латинских переводах Писания (письмо 71 к Иерониму), предпринял сравнение всех рукописей, бывших в его распоряжении, с переводом

70-ти.

Определение земли «невидимая» не показалось бл. Августину странным. В согласии со своим замечанием, что слово «видеть» часто обозначает деятельность и других чувств (X, 54), он понял его, как «недоступная чувственному восприятию». Василий Великий объяснял это место иначе: «Земля была невидима, потому что ее покрывала вода, над водой же стояла тьма» (Шестоднев, 2, 4). Амвросий следовал Василию (Шестоднев 1, 7, 26).

812)Но не «царство мрака», как учили манихеи. «Итак, спрашивает ум, тьма создана одновременно с миром? она старше света? несмотря на то, что она по свойству своему ниже, она первенствует. – Темнота, ответим мы, не существует сама по себе: это явление, вызванное отсутствием в воздухе света» (Василий Великий. Шестоднев, 2, 5).

813)Бл. Августин в дальнейшем уточняет это «прежде чем», которое отнюдь не означает первенства во времени: времени еще не было.

814)Distingueres – см. прим. 16 к кн. VII «Исповеди» (В этой публикации – кн.7,

гл.6, сноска 4. – Редакция «Азбуки Веры»).

815)«Земля невидимая и неустроенная» и «мрак над бездной» означает у бл. Августина мир до его организации, при которой началось и его дифференцирование. Предшествуя всякой форме, материя лишена всяких признаков, и определенных и определяющих. Тем не менее она не «ничто», поскольку это материал для создания мира организованного. И она «сама изменчивость», ибо может всячески изменяться. В этой изменяемости нет ничего определенного: материя одновременно и «ничто» и «нечто»; она и «есть» и «не есть». Материя бл. Августина не соответствует первичной материи Аристотеля, мыслимой и существующей только в связи с формой; у бл. Августина это некая парадоксальная реальность: это и полное отсутствие формы, и способность принимать самые разные формы. Плотин говорил о ней: «Она уже есть, поскольку она будет, но ее бытие только в будущем» (Энн. 2, 5, 3–5).

Антиномичный характер материи обусловливает и антиномичность представления о ней: нужно примириться с тем, что ее знаешь, не понимая, что это такое. Ср. Энн. 2, 4, 10: «Ее [материю] неясную мыслишь неясно, темную – темно,


Смотрите также файлы