Файл: Психкоррекция Козленкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая коррекция: предмет и задачи

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологическая коррекция – это такая деятельность психолога, которая направлена на повышение возможности клиента в различных сферах его деятельности (обучении, поведении, общении), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.

Предмет психокоррекции - такие недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и потом практически не изменяются.

Объект коррекции - личность, семья, группа.

Психокоррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии, но в настоящее время рассматривается широко, распространяясь на всю сферу психологических проблем здоровых людей

Специфика коррекции заключена в том, что она осуществляется уже со сформированными личностными качествами, паттернами поведения, типами эмоциональных реакций.

В отличие от психотерапии и консультирования психокоррекция характеризуется следующими специфическими особенностями:

· Ориентация на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности.

· Ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушений.

· Ориентация на настоящее и будущее клиентов.

· Ориентация на среднесрочную помощь (консультирование – краткосрочное до 15 встреч; психотерапия – до нескольких лет).

· Акцентируется ценностный вклад психолога, хотя не должно быть навязывания ценностей клиенту.

· Направленность воздействий на изменение поведения и личности клиента.

Цели психологической коррекции

Три направления в области постановки целей коррекции:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Формирование возрастно-психологических новообразований.

3. Развитие дифицитарных видов деятельности клиента.


Виды и общая характеристика психокоррекционной работы

Виды психокоррекционной работы подразделяются в соответствии с несколькими критериями:

1 критерий - «направленность диагностики и коррекции»

· Симптоматическая (снятие острых симптомов, например посттравматический, заикание);

· Каузальная/причинная (направлена на устранение источников, причин отклонения, например, детские страхи).

2 критерий - «направленность содержания коррекции»

· коррекция познавательной сферы;

· коррекция личности;

· коррекция аффективно-волевой сферы;

· коррекция поведения;

· коррекция межличностных отношений (делится на коррекцию внутригрупповых взаимоотношений и коррекцию детско-родительских отношений).

3 критерий - «форма работы с клиентом»

· индивидуальная;

· групповая (в закрытой группе: семья, класс, трудовой коллектив; группы клиентов со схожими проблемами);

· смешанная (индивидуально-групповая).

4 - критерий «наличие программ»

· программированная;

· импровизированная.

5 - критерий «характер управления корригирующим воздействием»

· директивная (позиция психолога «выше» как эксперта, профессионала);

· не директивная (психолог - равноправный участник коррекции).

6 - критерий «продолжительность»

· сверхкороткая (минуты, часы – направлена на решение актуальных изолированных проблем, эффект нестоек);

· короткая (несколько часов/дней – запускает процесс изменений, который продолжается после завершения встреч);

· длительная (месяцы – опора на личностное содержание проблем - детальная проработка, стойкий эффект);

· сверхдлительная (годы – занятие сферами сознательного и бессознательного).

7 -критерий «масштаб решаемых задач»

· общая (направлена на коррекцию личности в целом);

· частная (на коррекцию каких-либо узких сторон – агрессия);

· специальная (выбор набора приемов обеспечивающих эффективность решения проблем, программа избавления от алкогольной зависимости «12 шагов»).


Понятие психокоррекционной ситуации

Психокоррекционная ситуация описывает коррекционную работу как форму психологической помощи.

Цели и задачи психокоррекционной ситуации

· Реализация потенциальных возможностей человека в соответствии с его возрастом и личностным потенциалом.

· Содействие полноценному психическому и личностному развитию человека.

· Исправление отклонений в психическом развитии.

· Актуализация внутренних возможностей человека.

Психокоррекционная ситуация включает в себя пять элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы – клиент.

2. Человек, который помогает – психолог.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.

4. Набор процедур, используемых для решения проблем клиента.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают обеспечить решение проблем. («Рабочий альянс»)

Основные принципы организации психокоррекции

·Единства диагностики и коррекции. Два аспекта:

А) на основании диагностики планируется дальнейшая работа, формулируются цели и задачи;

Б) необходима постоянная текущая диагностики динамики изменений личности, поведения, эмоциональных состояний.

Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента.

Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.


· Принцип нормативности развития.

Необходимо учитывать соответствие целей и содержания коррекции стадиям онтогенетического развития.

При оценке соответствия уровня развития человека возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1. Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения).

2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.

3. Уровень развития ведущей деятельности, ее оптимизация.

Понятие «Возрастная норма» предполагает соответствие уровня развития личностных качеств возрасту человека,

Индивидуальная норма — индивидуальные особенности развития и саморазвития личности (Например, акцентуации и психопатии).

· Принцип коррекции «сверху вниз».

В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

· Принцип коррекции «снизу вверх». Предполагает развитие уже имеющихся способностей, тренировка.

При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

· Системности развития психической деятельности. Единство коррекции и развития.

Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.


· Деятельностный принцип коррекции. Предмет коррекции определяет выбор средств, методов. Опора на активные действия самого клиента.

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.