Файл: Бакланова Т.И. Программа и учебники музыка 1-4 кл. (на основе народной культуры).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа Т.И. Баклановой «Музыка» 1- 4 классы

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, отраженными в новом Государственном стандарте общего начального образования по предмету «Музыка» (2009г.) и в Примерной программе по музыке для начальной школы.

Также в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повы­шению роли художественного, в том числе – музыкального, обра­зования в формировании духовно-нравственной культуры лич­ности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патрио­тическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концепции выдви­нуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различ­ным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.

Кроме того, в программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), являющейся Приложением к ГОС общего образования второго поколения. Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.


Глав­ная цель программы - формирование и раз­витие музыкальной культуры учащихся как одного из компоннетов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формиро­вание потребности в восприятии музыки, воспитание адек­ватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров клас­сического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первона­чальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкаль­ных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской куль­туры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполни­тельской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импро­визации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребенка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры лич­ности: воспитание музыкально-познавательных потребнос­тей и интересов, приобретение основ музыкально-теоре­тических и музыкально-исторических знаний, а также пер­воначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедо, Интернета и т.д.);

  • формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освое­ние детьми доступных им приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнооб­разных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого вообра­жения с использованием методов музыкальной терапии).


Содержание и уровень развития каждого из компонен­тов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной на­правленностью личности (музыкальными потребностями, инте­ресами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкаль­ного образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музы­кальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получания новых, общественно значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способно­сти личности (В.Д. Шадриков. Духовные способности. - М., 1998). Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художе­ственному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смысла­ми, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных про­изведений.

Ориентация данной программы на комплексное формирование и раз­витие всех основных компонентов музыкальной культуры личности, с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей, позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в Примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


Методологической основой формирования концептуаль­ных основ данной программы явились труды Л. С. Выготского по культурно-исторической психологии, например, “Ребенок и его поведение” из книги “Этюды по истории поведения” Л. С.Выготского и А. Р.Лурии; идеи Г. Д.Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.

При создании программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э. Б.Абдуллин, Ю. Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л. А.Безбородова, Е. А. Бодина, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Каба­левский, Л. А.Рапацкая, О. П.Радынова, Е. В.Николаева, Г. М.Цыпин, Л. В.Школяр, и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л.Лазарев, В.И.Петрушин, и др.).

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертый классы в общей учебно-игровой форме - воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

  1. «Где музыка берет начало?»:Путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

  2. «Волшебные силы музыки»: Знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями. (2 класс),

  3. «Где живет музыка?»: Путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям» (3 класс),

  4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: Музыкальное путешествие по России и странам Европы». (4 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами, в первом классе учащимся предлагается совершить путешествие по следующему маршруту: от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берет начало?», «На зеленом лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них – к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далеком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.). Во втором классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка, и др.), а также получают представление о тех, кто создает музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах - народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях, и др.). В третьем классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живет Музыка – «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И.Сац). В четвертом классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:


-по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);

-от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая»);

-по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);

-в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).

Благодаря такой структуре программы, ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем – к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них - к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранения, изучения, исполнения и трансляции в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям, и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Государственным стандартом и новой Примерной программой по музыке для начальной школы:

  • «Музыка в жизни человека»;

  • «Основные закономерности музыкального искусства»;

  • «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщенному представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.