Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Московский государственный университет культуры и искусств
Учебно-методическое объединение по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
Народная художественная культура
в дошкольных учреждениях
Москва, МГУКИ, 2005г.
Введение
Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам всех специализаций специальности 13.00.05 «Народное художественное творчество». В Государственном образовательном стандарте данной специальности главными задачами профессиональной деятельности выпускника определены «художественно-эстетическое воспитание детей…, изучение, сохранение, развитие и трансляция в современное художественно-культурное, образовательное и информационное пространство лучших образцов традиционного и современного художественного творчества народов России, реализация педагогического потенциала народного художественного творчества, повышение его роли в социализации, социально-культурной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности детей…, разработка, апробация и внедрение новых моделей, программ и методик этнохудожественного и этнокультурного образования в преемственной системе «Дошкольные учреждения-школы- учреждения дополнительного образования - средние и высшие специальные учебные заведения - система переподготовки и повышения квалификации специалистов культуры и образования».
Значимость подготовки студентов специальности «Народное художественное творчество» к преподаванию народной художественной культуры детям, начиная с дошкольников, подчеркивается и в квалификационной характеристике выпускников данной специальности, представленной в Государственном образовательном стандарте. В этом документе отмечается, что специалист должен быть подготовлен, в частности, к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве «…преподавателя этнокультурных, этнохудожественных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации кадров культуры, а также в учреждениях общего и дополнительного образования».
В педагогической подготовке специалистов в области народного художественного творчества особую роль играет курс «Теория и методика этнохудожественного образования». Он входит в блок общепрофессинальных дисциплин федерального компонента нового Государственного образовательного стандарта специальности «Народное художественное творчество» (М.,2003г.). В содержание подготовки студентов по данной дисциплине в ГОСе включены такие вопросы, как «становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы - учреждения дополнительного образования - средние и высшие специальные учебные заведения - система послевузовсвого образования». Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений…».
Подготовить студентов по данному разделу ГОСа поможет предлагаемое учебно-методическое пособие. Кроме того, оно будет полезно студентам, продолжающим обучение по специальности «Народное художественное творчество» на основе ГОСа данной специальности, утвержденного в 1999г. Этот ГОС включает общепрофессиональный курс «Методика преподавания народного художественного творчества», а также подготовку и защиту дипломной работы по методике преподавания народного художественного творчества. Материалы учебно-методического пособия будут полезны и при подготовке студентов всех специализаций специальности «Народное художественное творчество» к государственному экзамену по педагогике и методике преподавания художественно-творческих дисциплин.
Пособие разработано под научным руководством проф. Т.И.Баклановой педагогическим коллективом прогимназии №1667 Зеленоградского округа г.Москвы. Это учебное заведение в течение многих лет является экспериментальной площадкой Московского комитета образования по созданию новой модели образования на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры. На основе договора МГУКИ с данным учебным заведением, его педагоги-экспериментаторы активно участвуют в разработке и апробации новой модели этнокультурного образования дошкольников и учащихся начальной школы как компонента в преемственной системе «Дошкольные учреждения-школа-вуз».
В содержании экспериментальных программ и методических материалов на доступном дошкольникам уровне отражены лучшие традиции народной художественной культуры, высшие духовно-нравственные ценности и идеалы русского народа. Они знакомят детей с разнообразными видами, жанрами и формами бытования народного художественного творчества, развивают творческий потенциал детей, пробуждают у них интерес к национально-культурным и культурно-историческим традициям нашей Родины.
Начало этнокультурного образования с дошкольного возраста представляется наиболее своевременным в плане раннего формирования духовно-нравственной сферы личности, патриотического воспитания детей, развитии у них ценностного отношения к культурному наследию России.
Эти особенно актуальные в современных условиях деградации духовно-нравственной сферы нашего общества задачи успешно решил педагогический коллектив прогимназии № 1667, возглавляемой ее директором, Заслуженным учителем России, Ю.И.Фоминой.
Материалы, представленные в данной учебно-методическом пособии, широко апробированы на семинара для учителей г.Москвы, в сборниках «Этнокультурное образование в Москве», в серии «Я вхожу в мир искусства» , издаваемой Министерством образования РФ, в выступлениях авторов программ на научных конференциях и курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Факультет народной художественной культуры и музейного дела выражает глубокую благодарность всем авторам сборника за участие в разработке и внедрении целостной системы этнокультурного образования и подготовке кадров педагогов-этнокультурологв в вузах культуры и искусств. Надеемся на дальнейшие издания аналогичных сборников для следующий уровней преемственной системы этнохудожественного образования (школы, учреждения дополнительного образования, колледжи культуры, вузы, система послевузовского образовани).
Научный руководитель проекта,
доктор пед. Бакланова Т.И.,
Содержание
Часть 1
Научно-методические основы экспериментальной эколого-художественной системы обучения, творческого развития и психокоррекции дошкольников.
Бакланова Т.И.
«Кто на свете всех милее?», теоретические основы экспериментальной эколого-художественной педагогической системы.
Лавренкова И.Н.
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам.
«Сказка в гости к нам пришла...», этапы, формы и методы работы со сказкой.
«В гостях у сказки», структура развлекательно-познавательного занятия для детей дошкольного возраста.
Часть 2
Экспериментальные программы и методические материалы
по проведению занятий с дошкольниками
на основе русских народных сказок
Трошенкова О.А.
«Сказочный мир природы», программа экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Календарь природы.
Ульянова Н.В.
«Сказка сказывается...», система заданий и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста.
Ситникова Н.М.
«Играем со сказкой», развивающие игры и логическая математика для детей дошкольного возраста.
Дьяченко Л.Ю.
«Музыкальные сказки», программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Галицына Т.В.
«Рисуем сказку», программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Часть 3
Сценарии комплексных занятий, тематических досугов,
праздников и развлечений для детей дошкольного возраста
«В гостях у красавицы Осени»
Дьяченко Л.Ю.
«Сарафан надела осень», комплексное занятие для детей 5-7 лет.
Лавренкова И.Н.
«Осенняя ярмарка», праздничное действо.
Трошенкова О.А.
«Кто покрасил осень в рыжий цвет», комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет
«В гостях у красавицы Зимы»
Трошенкова О.А.
«Теремок в природе», комплексное занятие по экологии для детей 3-5 лет
Ангелина Е.Б.
«Здравствуй, гостья Зима!», новогодний праздник.
Ангелина Е.Б.
«Праздник Рождества», тематический досуг с элементами театрализации
«В гостях у красавицы Весны»
Ангелина Е.Б.
«Светлое Христово Воскресенье», урок-занятие для детей 7-9 лет.
Трошенкова О.А.
«Путешествие на Лосиный остров», итоговое занятие по экологии для детей 6-7 лет.
Ангелина Е.Б.
«Сказка – ложь, да в ней намек...», комплексное занятие для детей 5-7 лет по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».
«В гостях у красавицы Лето»
Лавренкова И.Н.
«В гостях у сказки», мультконцерт для детей и их родителей.
Сост. Ермолова С.А., Лавренкова И.Н., Дьяченко Л.Ю.
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил», праздник для детей подготовительной к школе группы.
Часть 1. Научно-методические основы экспериментальной эколого-художественной системы обучения, творческого развития и психокоррекции дошкольников.
Т.И. Бакланова
«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»
Теоретические основы экспериментальной эколого-художественной педагогической системы.
Данная педагогическая система представляет собой первый уровень преемственной модели эколого-художественного образования и оздоровления детей в прогимназии № 1667 г. Зеленограда. В её основе - синкретичная художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста (3-6 лет) на основе сказочных образов природы, осуществляемая под руководством педагогов, наставников и родителей, и адаптированная к реальной экологической и социокультурной среде г. Зеленограда.
Цельсоздания и внедрения экспериментальной педагогической системы - содействие формированию целостной творческой личности ребёнка, адаптированной к реальной экологической и социокультурной микро и макросреде.
Творческий коллектив педагогов прогимназии № 1667 определил для себя следующие задачисоздания и внедрения системы:
1. Систематическое развитие творческого (креативного) мышления ребёнка, его вербального языка, творческого воображения, фантазии, образовательного мышления произвольной памяти и внимания, сенсорных и коммуникативных навыков, эмоций и чувств.
2. Выявление и содействие преодолению индивидуальных психолого-педагогических проблем развития ребёнка средствами искусства, художественно-творческой деятельности.
3. Развитие художественно-творческих способностей.
4. Экологическое воспитание.
5. Формирование основ национального самосознания ребёнка, любви к Родине, к её столице - Москве, к родному дому и к родной природе.