Файл: Тематическое планирование Музыка Бакланова Т.И.1 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1 класс

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Задачи урока

Основные понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

(курсивом выделена не обязательная учебная деятельность)

Волшебное царство звуков

1

Где музыка берет начало?

С.6-7.

Формирование у учащихся установки на творческое освоение и исполнение музыки как части окружающего мира и его звукового пространства.

Музыкально-экологическое воспитание.

Звуки окружающего мира.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Песня “Где музыка берет начало?” из т/ф “Чехарда” (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Песня “Музыка” (муз. Г.Струве, сл. И.Исаковой).

Пение. Песня “Где музыка берет начало?” из т/ф “Чехарда” (муз. Е.Крылато¬ва, сл. Ю.Энтина).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записей звуков природы. Игра “Музыкальное знакомство”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Где музыка берет начало?”

2

На зеленом лугу.

С.8-9

Развитие музыкальных способностей учащихся, навыков звукоизвлечения и звуковедения на основе представлений о звуковой природе музыкального искусства. Музыкально-экологическое воспитание.

Звуки шумовые и музыкальные.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Песня жаворонка” из цикла “Дет­ский альбом” Д.Б.Кабалевского. Звучание синтезатора, ими­тирующего голоса птиц.

Пение. Русская народная песня “На зеленом лугу”. Повторение песен из про­грамм по музыке для дошкольных учреждений, например: “Кто пасется на лугу?” (муз. А.Пахмутовой, сл. Ю.Черных); “Кузнечик” (муз. В.Герчик, сл. А.Жилиной); “В траве сидел кузнечик” (муз.В.Шаинского, сл. Н.Носова).

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация - озвучивание рисунка “На зеленом лугу» (музыкальные ин­струменты: дудочка, свистулька, колокольчик).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая импровизация «Вальс цветов» ( под «Вальс цветов» из балета “Щелкунчик”П.И.Чайковского).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записей звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания пчел и др. Игра со звуками “Голоса природы”(жужжание жука, гудение шмеля и др.). Упражнения “Аромат цветов”, “Цве­ток”, “Кузнечики, стрекозы, бабочки”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Цветовая компо­зиция на тему “Цветы танцуют”.

3

В вихрях грозы.

С.10-11.

Творческое освоение учащимися громкости звучания как одного из средств музыкальной выразительности, взаимосвязанного со звуковым пространством окружающего мира и настроением людей.

Музыкально-экологическое воспитание.

Громкие звуки. Стаккато. Изобразитель-ность музыки. Цветомузыка.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Имитация раскатов грома на синтезаторе. «Третья песня Леля” из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Кор­сакова.

Пение. Песня “Громкая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова). Русская народная песня “На зеленом лугу” (повторение). Песня “Неприятность эту мы переживем” из м/ф “Лето кота Леополь­да” (муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта).

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация “Музыка грозы” (музыкальные инструменты: барабан, тре­угольник, металлофон). Звуковая импровизация «Громче-тише» (музыкальный инструмент-барабан.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записи звуков грозы. Упражнения “Ветер”, “Дождик”.

Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодии на слова «Гроза прошла…».

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Музыка грозы” или “Разноцветная музыка радуги”.

4

У тихого пруда.

С.12-13.

Дальнейшее творческое освоение учащимися громкости звучания как одного из средств музыкальной выразительности, взаимосвязанного со звуковым пространством окружающего мира и настроением людей.

Музыкально-экологическое воспитание.

Тихие звуки. Легато. Выразитель-ность музыки.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Печальная история” Д.Б.Кабалевского. Пьеса “Весело - грустно” Л.В. Бетховена.

Пение. Пение волнообразных мелодий на звук «А» . Песня “Аленушка” (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векшегоновой). Песня “Тихая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова). Повторение одной из разученных ранее песен (по выбору).

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация “Ти­хий плеск воды” (музыкальные инструменты: игрушечные гус­ли, детский синтезатор).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая импро­визация “Игра воды” (под пьесу М.Равеля “Игра воды”).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Звуковые волны”, “Разноцветные рыбки”, “Лягушки”, “Утки”, “Пузырьки воздуха”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Цветовые компо­зиции “Весело» или «Грустно”.

5

Высоко в горах.

С.14-15.

Развитие у учащихся звуковысотных представлений, звуковысотного слуха и интонирования в процессе дальнейшего творческого освоения средств музыкальной выразительности и раскрытия их взаимосвязей со звуковым пространством природы.

Музыкально-экологическое воспитание.

Высота звука. Регистр.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Пение. Песня “Музыкальное эхо” (муз. и сл. М.Андреевой). Русская народная песня “Как под горкой”. Музыкальная игра «Эхо в горах».

Инструментальное музицирование. Звуковая картина- импровизация “Камнепад в горах” (музыкальные инструменты: барабан, мара­касы; звучащие предметы, например, камушки). Звуковая кар­тина-импровизация “Полет к вершине” (музыкальные инструменты: синтеза­тор, металлофон).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Проснувшийся вулкан: танец огня” (под музыку А.Н.Скрябина “Прометей» («Поэма огня») или М.деФалья “Танец огня”). Пластическая импро­визация “Горный поток” под музыку А.Шнитке “Поток”).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записей звуков природы, которые можно услышать в горах. Уп­ражнения: “Высоко - низко”, “Вверх - вниз”, “Гор­ка”, “Горный ручеек”, “Танец ручейка”, “Пляска огня”, “Пробуж­дающийся гейзер”.

6

В лесу

(В летнем лесу).

С.16-17.

Дальнейшее освоение учащимися средств музыкальной выразительности, формирование у них первоначальных представлений об интонационной природе музыкального искусства, интонационного слуха и чистоты интонирования (на материале музыкальных образов летнего леса).

Музыкально-экологическое воспитание.

Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Кукушка” Л.Дакена. Пьеса “Пение птиц” Э.Денисова.

Пение. Русская народная песня “Куда летишь, кукушечка?”. Упражнение «Кукушечка и лесное эхо». Игра-звуковая имитация «Лесные птицы» (ворона, кукушка, филин).Песня “Лесная песенка” (муз.В.Витлина, сл. П.Кагановой). Русская народная песня “Как пошли наши подружки”. Игра-звуковая имитация «Лесные птицы» (ворона, кукушка, филин).

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация - озвучивание летнего пейзажа “Звуки леса” (барабан, свистульки, деревянные ложки). Музыкальное соревнование «Чья питичка пропоет дольше?» (свистульки).

Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка русской народной песни «Куда летишь, кукушечка?».

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записей звуков леса. Уп­ражнения: “В лесу”, “Лесной род­ник”, “Дятел”, “Филин и зайцы”и др.

Д/у

В лесу

(В осеннем лесу).

С.18-19.

Дальнейшее освоение учащимися средств музыкальной выразительности, формирование у них первоначальных представлений об интонационной природе музыкального искусства, интонационного слуха и чистоты интонирования (на материале музыкальных образов осеннего леса).

Музыкально-экологическое воспитание.

Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Грустный дождик” Д.Б.Кабалевского. Пьеса “Осенняя песня” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

Пение. Упражнение на распевание «А-у». Песня “Листопад” (муз. Т.По­патенко, сл. Н.Найденовой).

Инструментальное музицирование. Звуковая композиция “Звуки осени” (музыкальные инстру­менты: треугольник, металлофон, свирель).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков леса. Уп­ражнения: “Опавшие листья”, “Грибной дождь”, “Осенний ветер”, “Шорох осенних листьев”,

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Музыка осени”.

7

Во владениях Его величества Ритма.

С.20-23.

Формирование у учащихся первоначальных представлений о музыке как временном искусстве, развитие чувства ритма и представлений о роли ритма и темпа в различных жанрах музыки, в окружающем мире и в жизни людей.

Воспитание культуры поведения на основе первоначального знакомства с этикетом в старинных замках.

Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки” М. П.Мусоргского.

Пение. Песня “Барабанщик” (муз. и сл. Ю.Литова). Песня “Часы” (муз. П.Ступелла, сл. П.Авчарского).

Инструментальное музицирование. Исполнение различных рит­мических рисунков (музыкальные инструменты: барабан, тре­угольник, бубен, колокольчик). Ритмический аккоманемент песни “Барабанщик” (муз. и сл. Ю.Литова). Ритмический аккомпанемент пьес “Марш деревянных солдатиков” и “Вальс” (из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского).

Музыкально-пластическое движение. Пляска (под музыку П. И.Чайковского “Камаринская” из цикла “Детский альбом”).Марш (под пьесу “Марш деревянных солдатиков” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского). Вальс (на счет «раз-два-три»).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения “Бег с передышками”, “Поезд”, «Золушка на балу».

Основы музыкальной композиции. Сочинение ритмических рисунков.

8

Во дворце королевы Мелодии.

С.24-25.

Формирование у учащихся представлений о мелодии как основе музыкальных

произведений различных жанров, развитие у них мелодического слуха и навыков звуковедения.

Воспитание культуры поведения на основе первоначального знакомства с этикетом на придворных балах.

Мелодия. Мелодический рису­нок. Аккомпанемент.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Мелодия” П. И.Чайковского.

Пение. Пение раз­личных мелодических рисунков. Повторение песен, разучен­ных в первой четверти учебного года (по выбору).

Инструментальное музицирование. Импровизации на тему “Груст­ная королева” или “Веселая королева” (музыкальный инструмент – металлофон).

Музыкально-пластической движение. Импровизация “Танцу­ем на балу у королевы Мелодии” (под песу “Вальс” из цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского ).

Д/у

В школе Скрипич-ного ключа

С.26-31.

Знакомство учащихся с основами нотной грамоты и музыкальной композиции.

Формирование потребностей в творческом самовыражении в процессе исполнения и создания музыкальных произведений.

Воспитание ценностного отношения к музыкальному образованию, уважения к школе, учителю музыки и всем другим учителям

Ноты и другие нотные знаки.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Пение. Гамма до мажор. Музыкальная игра “Живые нотки”. “Песенка о гамме” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой). «Нотные читалочки» (пение понотам коротких мелодий (закличек и других).

Инструментальное музицирование. «Нотные считалочки»: игра по нотам ритмических рисунков и мелодий на 2/4,3/4 и 4/4. Дирижерование этих мелодий.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкальной композиции. «Нотные сочинялочки»: сочинение, запись условными знаками и исполнение мелодий звезд, дождя, снежинок, солнышка.

Основы музыкальной грамоты. «Нотные читалочки» (знакомство с изображениями длительностей нот и пауз). «Музыкальные прописи» (скрипичный ключ, гамма до мажор, записанная разными длительностями).

Сказочная страна

9

Сказочные картины

С.38-39.

Развитие творческого воображения, ассоциативного музыкального мышления, чувства лада и других музыкальных способностей учащихся на основе интегриации музыки с изобразительным искусством. Формирование представлений об особенностях изображения движения в музыке и живописи.

Формирование духовно-нравственных идеалов личности на основезнакомства с отраженными в русских сказках образами-идеалами героя и красавицы.

Музыка и изобразительное ис­кусство. Музыкальные “краски” и рисунки. Мажорный лад. Минорный лад.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Нянина сказка” из цикла “Дет­ский альбом” П.И.Чайковского. Пьеса “Сказочка” С. С.Прокофь­ева. Пьесы “Сказочка”, “Резвушка”, “Плакса” Д. Б.Кабалевского.

Пение. Песня “Ковер-самолет” из к/ф “После дождичка в четверг” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Кима). Русская народная песня «Ах, вы сени».

Инструментальное музицирование. Звуковая картина “Полет на ковре-самолете” (музыкальные инструменты: металлофон, дет­ский синтезатор). Импровизация “Иван Царевич на сером волке” (ударные музыкальные инструменты-деревянные ложки, трещотка, барабан).

Драматизация музыкальных произведений. Игра-импрвизация «Ожившая картина» (по картине В.М.Васнецова «Несмеяна-царевна», под русскую народную песню «Ах, в сени»).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Сказочные облака”(под пьесу К.Дебюсси “Об­лака”). Пляска (под русскую нарудную песню «Ах, вы сени»).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения “Ковер-са­молет”,“Полет”,“Облачко”,“Спящая красавица”, “Царевна-ля­гушка”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Сказочный герой” или “Сказочная красавица”.

10

Курочка Ряба

С.40-41.

Знакомство учащихся с понятием «музыкальный образ», формирование первоначальных представлений о единой- художественно-образной природе всех

видов искусства, о взаимосвязях музыки и театра, а также умений и навыков выражения образного содержания музыкальных произведений с использованием средств театрального искусства.

Воспитание уважительного отношения детей к пожилым людям, чувств сострадания и сопереживания.

Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы сказочных персонажей

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Музыкальная сказка “Курочка Ряба” М.Магиденко. М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Пение. Русская народная песня “Курочка-рябушечка”. Русская народная песня “Ах, вы сени” (повторение).

Музыкально-пластическое движение. Пластические им­провизации “Дед и баба работают”, “Дед и баба бьют яичко”, “Дед и баба пляшут” (под музыку из музыкальной сказки “Ку­рочка Ряба”М.Магиденко). Пластическая импровизация “Танец цыплят”(под пьесу “Балет невылупив­шихся птенцов” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского).

Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка русской народной песни «Курочка-рябушечка». Сценка «Дед и баба плачут». Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба» (под музыку М.Магиденко)-проект.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Сценка-импровизация «Развеселим дедушку и бабушку песней «Ах, вы сени».

11

Колобок.

С.42-43.

Формирование музыкально-сценических умений и навыков на основе сказочных образов, отраженных в музыке и театральном искусстве.

Психолого-педагогическая коррекция излишней доверчивости детей, воспитание чувства осторожности, развитие коммуникативных умений и навыков.

Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Голос и характер персонажа музыкального спектакля.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Музыкальная сказка «Колобок» В.Герчик.

Пение. Песня “Ко­лобок” (муз. Г.Струве, сл. В.Татаринова). Песенки персонажей музыкальной сказки “Колобок” В.Герчик. Песня «Колобок» (муз. Г.Струве,сл. В.Татаринова).

Инструментальное музицирование. Звуковая картина “Колобок в лесу” (музыкальные инструменты: свистульки, ме­таллофон, трещотки). Звковая импровизация «Колобок катится все быстрее» (барабан, бубен, деревянные ложки). Звуковая ипровизация «Колобок катится на горку и с горки» (металлофон).

Музыкально-пластическое движение. Пластические этюды “Заяц”, “Волк”, “Медведь”, “Лиса”( под музыку из му­зыкальной сказки “Колобок” В.Герчик).

Драматизация музыкальных произведений. Постановка музыкальной сказки В.Герчик «Колобок».-проект.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Записи звуков леса. Упражнения: “В лесу”, “Колобок”.

Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодии Колобка к словам «Я от дедушки ушел….».

12

Волк и семеро козлят.

С.44-45.

Развитие вокальных и музыкально-сценических умений и навыков учащихся на основе сказочных образов, отраженных в оперном искусстве.

Воспитание ценностного отношения к маме и большой дружной семье.

Опера. Вокальная музыка. Дет­ские и взрослые певческие голоса.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Фрагменты детской оперы “Волк и семе­ро козлят” М.Коваля.

Пение. “Песен­ка веселых козлят” из детской оперы “Волк и семеро козлят” (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Танец веселых козлят”.

Драматизация музыкальных произведений. Постановка детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».-проект.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “У кого какой голос?”, “Звуки и чувства”, “Нам не страшен серый волк”.

13

Волшебное озеро.

С.46-47.

Знакомство учащихся с понятием «классическая музыка» и ролью музыки в балетных спектаклях. Формирование у учащихся первоначальных умений и навыков индивидуально-личностного выражения содержания музыки через пластику и участия в коллективных музыкально-пластических композициях.

Снижение агрессивности личности, вооспитание способности к сочувствию, сопереживанию и утешению.

Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Симфоническая картина “Волшебное озеро” А. К.Лядова. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро” П. И.Чайковского.

Пение. Повторе­ние песен из урока на тему “У тихого пруда”: “Аленушка” (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векше­гоновой), “Тихая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова).

Инструментальное музицирование. Звуковая картина “Волшеб­ное озеро” (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, ме­таллофон, детский синтезатор).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая импровизация “Сказочные лебеди на волшебном озе­ре” под музыку из балета “Лебединое озеро” П. И.Чайковского (“Вальс” или “Танец маленьких лебедей”). Пластическая им­провизация “Смешной танец”( под “Песенку Водяного” из м/ф “Летучий ко­рабль” (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Звуковые волны”, “Звук нарастает”, “Волна”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок волшеб­ного озера и фантастического животного, которое в нем обитает (рисуночный тест «Несуществующее животное»).

14

Сказочный лес.С.48-49

Формирование у учащихся представлений о взаимосвязи музыки и искусства кино.Развитие на материале образов сказочных героев музыкально-образного воображения учащихся, формирование у них способности к «переводу» музыкальных образов в визуальные и наборот.

Воспитание чувства юмора.

Музыкальные образы сказочных героев.

Музыка и кино.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “В сказочном лесу” Д. Б.Кабалев­ского. Пьеса “Баба Яга” из цикла “Детский альбом” П.И.Чайковско­го. Шутка-фантазия “Баба Яга” А. С.Даргомыжского. «Частуш­ки бабок-ёжек” из м/ф “Летучий корабль” (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина). “Песня Лешего” из т/ф “Новогодние приключения Маши и Вити” (муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового).

Пение. Исполнение мелодии, сочиненной к стихотворным строчкам «Там ступа с Бабою Ягой…».Песни из мультфильмов (по выбору).

Инструментальное музицирование. Исполнение ритмического рисунка «Баба Яга-костяная нога».

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Звуковая игра «Неведомые голоса”. Повторение упражнений: “В лесу”, “Лесной родник”, “Опавшие листья”, “Ворона”, “Кукушка”, “Филин”.

Основы музыкальной композиции. Сочинение ритмического рисунка «Баба Яга-костяная нога». Сочинение мелодии к стихотворным строчкам «Там ступа с Бабою Ягой…».

15

В пещере Горного короля.

С.50-51.

Формирование у учащихся первоначальных представлений о взаимосвязях музыки и древних сказаний разных народов мира.Развитие воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами древних сказаний разных народов мира.

Формирование первоначальных умений сценического воплощения музыкальных образов.

Воспитание интереса к национально-культурным традициям разных народов мира.

Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних ска­заний.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “В пещере горного короля” из сюи­ты “Пер Гюнт” Э.Грига. “Кикимора”-народное сказание для симфонического оркестра А.К.Лядова.

Пение. Песня “Пестрый колпачок” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой).

Инструментальное музицирование. Звуковая картина “Сказочная пещера” (музыкальные инструменты: детский синтезатор; звуча­щие предметы: камушки).

Драматизация музыкальных произведений. Карнавальное шест­вие гномов и эльфов под музыку Э.Грига (пьеса “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт”).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Танец эль­фов”, “Воздушные создания”. Повторение упражнений: “Эхо в го­рах”, “Высоко - низко”, “Горный ручеек”, “Пробуждающийся гей­зер”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы “Корона Горного короля” и “Кикимора”(рисуночный тест «Несуществующее животное»).

16

Царство Деда Мороза.

С.52-53.

Развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся (на материале музыкальных образов зимы и Нового года). Формирование у учащихся представлений о важной роли музыки и пения в старинных и современных праздниках.

Знакомство с различными видами певческих голосов.

Освоение учащимися правил поведения на праздничных мероприятиях.

Подготовка к школьному празднику «Новый год».

Музыка и праздник.

Певче­ские голоса.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Арии Снегурочки и Деда Мороза из опе­ры “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова.

Пение. Песня “Елочка” (муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой). Песня “Сне­жинки” (муз. В.Шаинского, сл. А.Внукова).Песня “К нам при­ходит Новый год” (муз. В.Герчик, сл. З.Петровой). Звуковая имитация «Ветер».

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация “Звуки зимы” (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник,свирель). Звуковая картина “У елки: наши музыкальные подарки” (музыкаль­ные инструменты: дудочки, барабаны, свистульки, колокольчики и др., а так же звучащие игрушки: куклы, мишки, резиновые игрушки, юла, воздушные шарики, мячик и другие).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Ветер во­ет”, “Холод и тепло”, “Снежинки”, “Метель гудит”.

Д/у

Рождествен-ские чудеса.

С.56-57.

Знакомство учащихся с музыкальными традициями празднования Рождества.

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и ее традициям.

Подготовка к школьному празднику Рождества.

Музыка и праздник. Образы праздника Рождества в музыке.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Декабрь. Святки” из цикла “Вре­мена года” П. И.Чайковского. Фрагмент “Танец феи Драже” из балета “Щелкунчик” П. И.Чайковского. Пьеса “В церкви” из цикла “Детский аль­бом” П. И.Чайковского.

Пение. Песня-ко­лядка “Добрый тебе вечер”. Народное песнопение “Рождествен­ское чудо”.

  • Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Вальс снежных хлопьев” под музыку из балета “Щел­кунчик” П. И.Чайковского.

На родных просторах

17

Моя Россия.

С.64-65.

Знакомство учащихся с музыкальными образами России. Формирование представлений о хорвых произведениях и различных видах хоровых коллективов. Знакомство с куплетной формой. Патриотическое воспитание учащихся на материале музыкальных произвдений о России.

Хор, солист, дирижер. Песня. Запев и припев.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Записи песен о России в исполнении детских хоро­вых коллективов.

Пение. Песня “Моя Россия” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой). Песня “Наш край” (муз. Д. Б.Кабалевского, сл. А.Пришельца). Песня “Край, в котором ты живешь” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Родники и река”, “Мельница”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Иллюстрация к одной из песен о России.

18

В песне душа народа.

С.66-69.

Развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры. Формирование представлений учащихся о народных песнях как важном источнике вдохновения русских композиторов-классиков.

Этнокультурное воспитание учащихся.

Народные песни. Колы­бельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Русская песня” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Детский фольклор народов России (по выбору).

Пение. Русские народные песни: “У кота-воркота” (колыбельная); “Сорока, сорока” (прибаутка); “Ладушки” (потешка); “Дождик”, “Жаво­ронушки” (заклички); “Бояре” (игровая). Песни народов России (по выбору).

Драматизация музыкальных произведений. Народная игра «Бояре».

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение “У колыбе­ли”.

Основы музыкальной композиции. Сочинение колыбельной песенки. Сочинение закличек о временах года, радуге, дожде, пти­цах и др.

19

В гостях у народных музыкантов.

С.70-71.

Развитие у учащихся интереса к народной инструментальной музыке как части традиционной российской культуры.

Формирование представлений учащихся об изображении звучаний различных народных музыкальных инструментов в русской классической музыке.

Этнокультурное воспитание учащихся.

Народные музыкальные ин­струменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Мужик на гармонике играет” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Звучание различных народных музыкальных инструментов.

Пение. Песни-за­гадки о народных музыкальных инструментах: “Балалайка”, “Гармонь”, “Дудоч­ка” (муз. В.Агофонникова, сл. З.Петровой).

Инструментальное музицирование. Музыкальная игра-загадка “Кто на чем играет?” (музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, детская гармоника и другие).Ритмическое сопровождение песен-загадок: “Балалайка”, “Гармонь”, “Дудочка”.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение “Гармош­ка».

20

Большой хоровод.

С.72-73.

Развитие у учащихся интреса к музыкальному творчеству народов России.

Воспитание культуры межнационального общения.

Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Записи песен народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору).

Пение. Русская народная песня “Во поле береза стояла”. Песня “Большой хоровод” (муз. Б.Савелье­ва, сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта). Русская народная песня “В хороводе были мы”. Песня “Дружат дети всей Земли” (муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова). Песни на­родов России (по выбору).

Музыкально-пластическая деятельность. Разные виды хорово­дов: круговой и орнаментальный.

Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка русской народной песни “В хороводе были мы”.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение“Солнышко просыпается".

21

Здравствуй,

масленица!

С.74-75.

Формирование и развитие представлений учащихся о музыке народных календарных праздников и о календарных народных песнях.

Развитие у учащихся потребностей в творческом самовыражении и самореализации при подготовке и проведении школьных праздников народного календаря.

Подготовка к школьному празднику «Масленица».

Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической му­зыке.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Февраль. Масленица” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского. Сцена проводов масленицы из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова. Сцена «Гуляние на масленой» из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского. Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов.

Пение. Масле­ничные народные песни: “А мы масленицу дожидали”, “Едет масленица” и др. Хор “Прощай, масленица!” из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова (фрагмент).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Сугробы и солнышко”, “Костер”, “Снежинки тают”, “Танец ручейка”.

22

Бравые солдаты.

С.76-77.

Знакомство с солдатскими песнями как одним из жанров русских народных песен, а также с военным духовым оркестром и составом его музыкальных инструментов.

Первоначальное знакомство с музыкальными традициями Российской армии. Формирование и развитие потребностей в творческом освоении и развитии этих традиций.

Патриотическое воспитание учащихся.

Подготовка к школьному празднику «День защитника Отечества».

Военные песни и марши. Духо­вой оркестр. Народные солдатские песни.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Марш “Прощание славянки” В. И.Агапкина. Старинные песни и марши в исполнении во­енного духового оркестра.

Пение. Песня “Бравые солдаты” (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной). Русские народные песни “Славны были наши деды”, «Солдатушки, бравы рябятушки».

Инструментальное музицирование. Звуковая картина “Парад войск”(музыкальный инструмент-барабан).

Музыкально-пластическое движение. “Марш военных му­зыкантов на параде” — имитация игры на инструментах военного духового оркестра под музыку военного марша.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение “Парад войск”.

23

Мамин праздник

С.78-79.

Дальнейшее развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся.

Воспитание ценностного отношения к матери, материнству, семье и родному дому.

Подготовка к школьному празднику «Международный женский день 8 марта».

Музыкальный образ мамы.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Мама” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского.

Пение. Песня “Ты на свете лучше всех” (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцков­ского). Песня “Пусть всегда будет солнце” (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).

Инструментальное музицирование. Звуковая картина-импровизация “Звуки весны” (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик).

Д/у

Путешествие по музыкальному городу.

С.80-81.

Цель: развитие музыкального кругозора учащихся в процессе знакомства с музыкальной жизнью современного города.

Музыкальная жизнь современно­го города

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса «Клоуны» Д.Б.Кабалевского.

Пение. Песни“Край, в котором ты живешь” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина), “Веселый барабанщик” (муз.И.Шварца, сл.Б.Окуджавы). “Песенка крокодила Гены” из м/ф “Чебурашка” (муз. В.Шаинского, сл. А.Тимофеевского).

Инструментальное музицирование. Звуковая картина- импровиза­ция “Звуки большого города” (музыкальные инструменты: свирель, трещотка, барабан, детский синтезатор).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Иллюстрация к пьесе “Клоуны” Д. Б.Кабалевского.

Остров музыкальных сокровищ

24

Океан море синее.

С.88-89.

Знакомство учащихся с музыкальным наследием разных стран.Закрепление представлений учащихся об образах природы в музыкальном искусстве. Развитие творческого воображения и музыкально-творческих способностей.

Воспитание любви к природе и потребности жить в гармонии с ней.

Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. «Океан-море синее» (оркестровое вступление к опере “Сад­ко” Н.А.Римского – Корсакова), «Море» (сим­фоническая композиция из трех «эскзизов» К.Дебюсси). Фрагмент “Полет шме­ля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова.

Пение. Песня “Синяя вода” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина). Песня “Чунга-чанга” из м/ф “Катерок” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина).

Инструментальное музицирование. Звуковая импровизация “На морском берегу” (музыкальные инструменты: гусли, свистульки, дудочки, детский синтезатор).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записи шума морских волн. Упражнения: “Шум моря”, “Звуковые волны”, “Игра с вол­ной”, “Ветер по морю гуляет”, “Буря”, “Качка”, “Лодочки в океане”.

25

Три чуда.

С.90-91.

Развитие интереса учащихся к музыкальному наследию России, к шедеврам русской классической музыки. Раскрытие ее взаимосвязей с народным музыкальным творчеством.

Развитие творческого воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на материале сказочных музыкальных образов русских богатырей и красавиц.

Воспитание эстетического отношения личности к искусству и жизни. Дальнейшее формирование у учащихся идеалов человека в контексте образов-идеалов традиционной отечествнной худолжественной культуры.

Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные “портреты” сказочных героев.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. “Три чуда” из оперы “Сказка о ца­ре Салтане” Н. А.Римского-Корсакова.

Пение. Русская народная песня “Во саду ли, в огороде”.

Инструментальное музицирование. Игра по нотам на металлофо­не русской народной песни “Во саду ли, в огороде”.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение “Богатыр­ская сила”.

Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Выступает, будто пава” под музыку из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова (тема Ца­ревны Лебеди).

26

Чудесные цветы

С.92-93

Дальнейшее развитие интереса учащихся к сокровищам русской классической и народной музыки. Раскрытие взаимосвязей между разными видами искусства на материале образов цветов.

Самовыражение и самореализация учащихся в творческой деятельности.

Знакомство с традициями празднования на Руси народного праздника «Иван Купала» и его символом –волшебным цветком папортника.

Воспитание эстетических чувств красоты и гармонии.

Музыка и природа. Музы­кальные “краски” и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского. Тема феи Сирени из балета “Спящая красавица” П. И.Чайковского. Русская народная купаль­ская песня “На святого Ивана”.

Пение. Русская народная песня “Василек”. “Песня о волшебном цветке” (муз.Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского).

Инструменталное музицирование. Игра по нотам на металлофо­не или детском синтезаторе русской народной песни “Василек”.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения с элементами ароматерапии: “Цветик-семицветик”, “Аромат цветов”, “Под­снежник”, “Аленький цветочек”, “Разговор цветов”, “Засыпа­ющий цветок”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Волшебный цветок”.

27

Карнавал животных.

С.94-95.

Продолжение знакомства учащихся с шедеврами зарубежной классической музыки.

Развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся на материале музыкальных и пластических образов животных.

Развитие интереса к классической музыке. Музыкально-экологическое воспитание.

Музыка и природа. Музыкаль­ные образы животных.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Цикл пьес “Карнавал животных” К.Сен-Санса.

Пение. Песня “Чунга-чанга” из м/ф “Катерок” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина) — повторение. “Песенка Львенка и Черепахи” из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню” (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова).

Инструментальное музицирование. Импровизация на тему «Звуковой “портрет” живот­ного с Острова музыкальных сокровищ» (музыкальный инструмент: детский синтезатор).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая им­провизация “Угадай, кто появился?” под музыку из цикла “Кар­навал животных” К.Сен-Санса (пьесы “Черепахи”, “Слон”, “Кенгуру”, “Лебедь”).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Слушание записей голосов птиц и зверей. Упражнения: “Черепаха”, “Слон”, “Кенгуру”, “Павлин”, “Цапля”, “Смешная обезьянка”.

28

Музыкаль-ный клад: волшебная флейта.

С.96-97.

Развитие интереса учащихся к шедерами зарубежной классической музыки и старинным музыкальным инструментам.

Развитие навыков хорового пения и элементарного музицирования.

Воспитание художественного вкуса.

Старинные музыкальные ин­струменты.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Звучание флейты в опере “Волшебная флейта” В. А.Моцарта. Записи звучаний кугикл и авлоса.

Пение. Хор “Откуда приятный и нежный тот звон?” из оперы “Волшебная флейта” В.-А. Моцарта.–начало. Повторение песен о музыкальных инструментах.

Инструментальное музицирование. Импровизированное озвучива­ние картины М.Врубеля “Пан” (музыкальные инструменты: губ­ная гармошка, детский синтезатор).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение “Флейта”.

29

Музыкаль-ный клад:

старая шарманка.

С.98-99.

Первоначальное знакомство учащихся с историей шарманки и других старинных механических музыкальных устройств. Формирование первоначальных представлений об имитации в музыкальных произведениях «механической» музыки. Раскрытие взаимосвязи музыки и техники.

Формиование у учащихся первоначальных представлений о творческой роли исполнителя музыкального произведения как его интерпретатора.

Развитие навыков выразительного пения.

Воспитание любознательности.

“Механическая” и “живая” му­зыка. Старинные механические музыкальные устройства.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Шарманщик поет” из цикла “Дет­ский альбом” П. И.Чайковского. Запись звучания шарманки. Пьеса “Шарманка” из цикла “Танцы кукол” Д. Д.Шостаковича. Пьеса “Шарманщик” Ф.Шуберта.

Пение. Исполнение русской народной песни “Во саду ли, в огороде” “механическим” звуком - статично, без изменений динамических оттенков и ее выразительное, “живое” исполнение (му­зыкальный эксперимент).Пение собственной мелодии для шарманки.

Повторение русских народных песен из программы для первого класса.

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкальной композиции.Сочинение мелодии для шарманки..

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок шарманки.

30

Музыкаль-ный клад:

музы-кальная шкатулка.

С.100-101.

Дальнейшее знакомство учащихся со старинными музыкальными механическими

устройствами. Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых создаются образы старинных музыкальных механических устройств.

Закрепление навыков выразительного пения.

Воспитание любознательности и музыкально-познавательных потребностей.

Старинные механические му­зыкальные устройства.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьеса “Музыкальная шкатулочка” С.Майкапара. Пьеса “Музыкальная табакерка” А. К.Лядова. Звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музы­кальных игрушек с мелодиями детских песен.

Пение. Повторе­ние песен из программы первого класса (по выбору). Песня “Музы­кальная шкатулка” (муз. Ю.Чичкова, сл. З.Петровой).

Инструментальное музицирование. Повторение звуковых картин, созданных в течение года (по выбору).

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений (по выбору).

31

Музы-кальный клад:

музы-кальные картинки.

С.102-103.

Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальной культурой и музыкальным наследием России, с шедеврами русской классической музыки.

Закрепление знаний учащихся о художественно-образной природе музыкального искусства.

Развитие художествнено-образного мышления.

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности по освоению музыкального наследия России и других стран.

Связь музыки с изобразитель­ным искусством.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. Пьесы из цикла “Картинки с выставки” М. П.Мусоргского, например: “Старый замок”, “Гном”, “Из­бушка на курьих ножках”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Богатырские ворота”.

Пение. Песня “О кар­тинах” (муз. Г.Гладкова, сл. А.Кушнера).

Музыкально-пластическое движение. Пластическая игра-импровизация “Ожившие картинки” под музыку из цикла “Кар­тинки с выставки” М. П.Мусоргского «Гномы», «Танец птенцов», «Пляска Бабы Яги».

Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Музыкальная находка».

Д\у

Музы-кальный клад:

музы-кальный альбом.

С.104-105.

Дальнейшее знакомство учащихся с русской классической музыкой и музыкальной культурой зарубежных стран.

Расширение художественного кругозора. Первоначальное формирование готовности к межкультурным коммуникациям в современном мире.

Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Слушание музыки. П.И.Чайковский. «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»(из цикла «Детский альбом»).Песни народов мира.

Пение. Песни народов мира (например, «Японская детская песня»).



22