Файл: Конгресс за качество образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.9  Обеспечить постоянную профессиональную, научную и творческую связь и взаимодействие ДШИ с творческими союзами, вузами, учреждениями культуры и искусства.

6.10          Организовать  подготовку  специалистов  нового  профиля в области арт-педагогики для  системы художественного образования.

6.11          Максимально расширить номенклатуру современных специальностей и профессиональных областей во всех вузах и ссузах искусства и культуры, с учетом потребностей развивающейся культуры, искусства и предпрофессионального художественного образования детей (см. приложение 2).

6.12          За счет привлечения возможностей других министерств и ведомств расширить круг учреждений постпрофессионального образования, на базе которых должны осуществляться повышение квалификации и переподготовка преподавателей и руководителей ДШИ по различной проблематике современного искусства, художественного и педагого-психологического образования, менеджмента и инноватики.

6.13          Предусмотреть в ФГТ:

а)  увеличение доли современного искусства в учебных программах;

б)  широкое внедрение педагогической методологии, опирающейся на интеграцию  различных видов искусства;

в) обеспечение возрастной адаптации учебных программ с учётом психофизических и  возрастных особенностей детей, в том числе с обязательным включением игровых  форм освоения материала для детей;

г) расширение использования новых технологий в методике преподавания дисциплин искусства, включая применение аудиовизуальных педагогических технологий;

д) обеспечение национальной составляющей художественного образования, повышенное    внимание к традиционной культуре и народному творчеству.

6.14          Обеспечить создание учебников и учебных пособий по художественной культуре и искусству, включающих применение информационных технологий.

6.15          Организовать научные исследования в области художественного образования, в том числе - определения понятия «одарённые дети», работы с ними, а также роли и механизмов воздействия художественного образования на развитие личностных качеств и творческих способностей детей, подростков и молодежи; обеспечить поддержку и пропаганду результатов исследований.

6.16          Организовать вузовские, региональные и всероссийские олимпиады в сфере предпрофессионального образования с целью повышения качества отбора наиболее талантливых кандидатов для приема на обучение в учреждения профессионального образования в области искусств.


6.17          Добиться того, чтобы местные и региональные органы власти были обязаны и обеспечивали – путем софинансирования – полноценную поддержку ДШИ.

6.18          При формировании целевых федеральных и региональных программ в области образования, искусства и культуры учитывать необходимость поддержки деятельности ДШИ.

6.19          Не допускать снижения объёмов муниципальных заказов для ДШИ, предусмотрев ежегодное увеличение финансирования на 10% и более.

6.20          Создать при Минкультуры РФ постоянно действующий общественно-государственный            оперативный рабочий орган - экспертно-консультативный совет по проблемам          предпрофессионального образования в области искусств и включить в его состав          представителей Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств,          профсоюза, церкви,  психологов, деятелей науки.

6.21          Организовать  и  провести  всероссийский  съезд представителей системы предпрофессионального образования: педагогического сообщества, научных работников и управленцев.

6.22 Доработать с учетом замечаний со стороны участников настоящего Гражданского конгресса и установить порядок введения в действие ФГТ к тем  предпрофессиональным  образовательным

        программам, которые Министерство культуры РФ представило  к декабрю  2011 г.  (см.  приложение 1).

6.23 Разработать новые качественные ФГТ к ряду других предпрофессиональных образовательных программ в области современных видов искусства и арт-технологий, перечень которых также требует согласования с общественно-государственным экспертно-консультативным советом (см. приложение 2).

6.24 Добиться обязательного включения в комиссии по аттестации преподавателей и концертмейстеров  ДШИ специалистов ведомства Минкультуры РФ.

6.25 Установить переходный период до 2-х лет для разработки и лицензирования  предпрофессиональных образовательных программ на основе ФГТ.

7.      Рекомендовать Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ согласовать между системой школ искусств (Минкультуры) и системой общеобразовательных школ (Минобрнауки) основополагающие подходы к художественно-эстетическому образованию детей.

8.      Гражданский Конгресс предлагает руководству и членам Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, - общественного объединения, известного своей ответственной, конструктивной, многолетней правозащитной деятельностью, - предпринять необходимые действия с целью согласования с МК РФ и достижения максимальной реализации позиций, изложенных в настоящем Заключительном документе Гражданского Конгресса. 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Заключительному документу Гражданского Конгресса

«За качественное, современное и свободное творческое

образование в России» (г. Москва, 3-5 июня 2012 г.)

 

 

Примерный перечень некоторых недостатков, присущих Федеральным государственным требованиям к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусства (ФГТ к ДОПП), а также проявляющихся в проводимой чиновниками Минкультуры РФ политике, которая связанна с созданием и введением в действие ФГТ

 

 

1.      В ФГТ не дифференцированы, не отслежены и потому недостаточно представлены общекультурные компетенции выпускника ДШИ.

2.      В разделе, посвященном итоговым результатам освоения предпрофессиональных программ, предписанных ФГТ, отсутствуют:

          описание интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в итоге освоения данной образовательной программы,

         указание на необходимость обеспечения сформированных умений выполнения проектной деятельности,

         указание на необходимость обеспечения сформированной способности к решению учебно-творческих задач,

         указание на необходимость использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

3.      В ФГТ к ДОПП даны непрофессиональные формулировки основных специальных компетенций выпускника ДШИ. Например, в ФГТ, относящихся к музыкальной области образования, из числа знаний, умений и навыков выпускника по неизвестной причине исключены либо даны в неконкретной, общелюбительской формулировке такие необходимые составляюшие современного предпрофессионального музыкального образования, как:

3.1  знание и определение тембров основных инструментов симфонического и народного оркестров;

3.2  знание, определение и воспроизведение ритмических последовательностей любой сложности продолжительностью от 2 до 4 тактов;

3.3  знание, определение и воспроизведение тональных, мелодических, интервальных, аккордовых последовательностей любой сложности продолжительностью от 8 до 16 тактов;

3.4  знание, определение и воспроизведение основных типов фактуры;

3.5  знание, определение и воспроизведение основных типов артикуляции;

3.6  знание и воспроизведение основных приемов и правил нотозаписи;


3.7  знание основ звукотехники;

3.8  знание основ творческого использования музыкально-компьютерных редакторов и синтезаторов;

3.9  знание истории развития искусств и художественной культуры, включая народное и внеевропейское искусство и культуру;

3.10          знание истории развития музыки;

3.11          умение художественного исполнения музыкальных произведений разной стилистики, склада, жанровой основы, уровня идейной, технической, композиционной, технологической, эмоциональной сложности, соответствующего приемным требованиям к репертуару при поступлении на отделение  специального инструмента музыкального колледжа, училища искусств;

3.12          умение произвести анализ композиционных, выразительных, технологических средств, стилевых, жанровых, фактурных, тембро-фонических, артикуляционных, исполнительских и иных особенностей музыкальных произведений, пройденных в  классе специального инструмента, ансамбля, оркестра, аккомпанемента и истории музыки (музыкальной литературы);

3.13          свободное оперирование существенными фактами из биографий, творческой и общественной деятельности выдающихся музыкантов – композиторов, исполнителей, импровизаторов;

3.14          свободное оперирование музыкальной терминологией;

3.15          знание основных музыкальных эпох, стилей, направлений и их видных представителей;

3.16          знание и умение выразить в музыке различные эмоции, настроения чувства, их сочетания и взаимные переходы;

3.17          знание основных категорий и понятий, содержащихся в отечественных учениях о музыкальных эмоциях, музыкальной семантике, и умение самостоятельно пользоваться ими в своей учебно-творческой работе;

3.18          умение мыслить музыкальными образами и создавать их в процессе музыкальной импровизации.

4.      В ФГТ полностью отсутствуют требования к психолого-педагогическим, условиям реализации предпрофессиональных программ. ФГТ и не предусматривают ни содержания, ни методов какой-либо психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

5.      В ФГТ откровенно недостаточны требования к кадровым и финансово-экономическим условиям реализации предпрофессиональных программ.

6.      В ФГТ чрезмерно избыточны и фантастичны требования к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ.


7.      Из ФГТ к предпрофессиональным программам в области музыкального искусства исключены положения и знания, разработанные отечественной теорией музыкального содержания.

8.      К сожалению, столь же очевидно, что ФГТ не предусматривают решение задач:

         формирования устойчивого интереса к творческой деятельности;

         приобретения опыта работы в разных техниках в различных видах искусства, в т.ч. базирующихся на информационно-компьютерных технологиях (ИКТ);

         развития потребности в общении с произведениями искусства;

         формирования образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениями жизни и искусства на основе восприятия, анализа и моделирования художественных образов;

         формирования мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность;

         овладения методами проектно-творческой деятельности и решения творческих задач;

         формирования умений устанавливать взаимосвязь знаний, умений и навыков по разным учебным предметам для решения прикладных учебных и творческих задач;

         формирования представлений о мире профессий, связанных с областью обучения и осваиваемыми технологиями;

         установления  связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из изучаемых предметных областей;

         приобретения опыта организации самостоятельных систематических занятий искусством;

         развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

         формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;

         овладения приемами творческого сотрудничества и социального взаимодействия в совместной проектной деятельности.

  1. Согласно ФГТ, содержательные разделы предпрофессиональных программ не предусма-тривают включение в них какой-либо программы воспитания и социализации учащихся и, в частности, программы духовно-нравственного развития и воспитания. Очевидно, чиновникам Минкультуры ничего не известно о разработанных арт-педагогикой и имеющих строго научное обоснование эффективных методах реализации и диагностики достижения результатов в этой важнейшей, востребованной обществом и государством, области воспитания.

  2. ФГТ лишь декларируют, но фактически никак не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей, обучающихся по предпрофессиональным программам, и не сообразуются с принципами и подходами, предлагаемыми теорией развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, личностно-ориентированным методом И.С.Якиманской, технологиями вариативного образования, обучения через проектную деятельность и другим инновационным инструментарием педагогического мастерства.

  3. ФГТ не направлены на приобретение  детьми системы опорных знаний, умений и способов художественной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего продолжения самостоятельного знакомства с искусством, художественного самообразования, художественного творчества и самовоспитания.

  4. ФГТ не направлены на развитие эмоционального мира ребенка, его системы мотивации, гражданской позиции и социальных ориентиров.

  5. ФГТ не учитывают потребности современной культуры и информационного общества в новых профессиях и областях художественной деятельности, вызванных к жизни процессами синтеза и интеграции, идущими в культуре и искусстве, а также мощным информационно-технологическим развитием.

  6. ФГТ не гарантируют, не требуют, но всего лишь декларируют возможности использования современных педагогических технологий по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ.

  7. ФГТ не гарантируют использования возможностей, заложенных в вариативной части учебных планов, составленных на основе ФГТ.

  8. ФГТ не предусматривают создания условий для выявления одаренных детей младшего школьного возраста в первые годы обучения в ДШИ.

  9. Задача духовно-нравственного воспитания детей только декларируется ФГТ, но ее достижение никак не обеспечивается и не диагностируется.

  10. ФГТ устанавливает минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации предпрофессиональных программ, однако эти условия для большинства муниципальных ДШИ, функционирующих во всех регионах, не выполнимы, а указания на роль МК РФ в этом отношении отсутствуют.

  11. Количество аудиторных часов, предлагаемое для реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (ДОПП), ничем не обосновано и сильно отличается от тех профессиональных традиций, на которые предпочитают ссылаться разработчики ФГТ. Например, в ФГТ к ДОПП для народных музыкальных инструментов со сроком обучения, равным 9 годам, дается на 66 аудиторных часов больше, чем для духовых и ударных инструментов; для струнных инструментов – на 107,5 аудиторных часов больше, нежели для духовых и ударных инструментов; для фортепиано – почти на 400 аудиторных часов меньше, чем для народных инструментов; но больше всего аудиторных часов предусмотрено для музыкального фольклора: на 460 аудиторных часов больше, чем у пианистов. И подобного рода несуразности просто переполняют ФГТ.