Файл: Тематическое планирование Музыка Бакланова Т.И. 4 класс.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ
4 класс
№ урока |
Тема урока, страницы учебника |
Задачи урока |
Основные понятия |
Характеристика учебной деятельности учащихся
|
|
||||
Путешествие по миру старинной европейской музыки
|
|
||||||||
1. |
Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах. С.6-9.
|
Формирование интереса учащихся к классической музыке и традиционным формам ее бытования (на материале творчества И.-С.Баха и музыкальных традиций его семьи). |
Композиторы-классики. И.С.Бах. Музыкант-виртуоз. Клавесин. Орган. Народные немецкие песни и танцы. Полифония. Фуга. Токката.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Одно из произведений И.С. Баха для органа (по выбору учителя).Пьеса И.С. Баха «Волынка». Песня В. Егорова «Играет Бах». Пение. Песня И.С. Баха «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского). Выразительное чтение нараспев текста песни В. Егорова «Играет Бах». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с портретами И.-С.Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с фотографиями музея и других памятных мест, связанных с И.-С.Бахом, на его родине. Музыкально-информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии.
|
|
||||
2 |
Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей Моцарт. С.10-13. |
Развитие интереса учащихся к классической музыке и традиционным европейским формам ее бытования (на материале творчества В.-А. Моцарта и музыкальных традиций его семьи). |
Композиторы-классики. В.-А.Моцарт. Канон.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор)».В.-А.Моцарт. Фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». Пение. Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с портретами В.-А. Моцарта и его семьи, с фотографиями памятника и музея В.-А.Моцарта в Австрии. Музыкально-информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по Австрии (городам Вене и Зальцбургу).
|
|
||||
3 |
В рыцарских замках. С.14-17.
|
Формирование у учащихся первоначальных представлений о традиционной светской бытовой музыкальной культуре (на материале рыцарских традиций). Общее представление о многообразии форм бытования музыки. Музыка в старинном светском быту, в жизни привилегированных сословий. Музыкальный быт средневековых рыцарей (воображаемое путешествие по европейским замкам). Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях, шпильманах, миннезингерах и мейстерзингерах. Воспевание средневековыми поэтами - музыкантами идеалов рыцарства - воспитанности, отваги, преданности Прекрасной даме, благородства, чести и достоинства, и др. Значение этих качеств в жизни наших современников. Современные театрализованные представления рыцарских турниров в старинных замках в различных странах Европы (например, в Испании). Их музыкальное оформление. |
Трубадур, менестрель, шпильман. Музыкальный турнир. Романс. Образы рыцарей в музыке.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. «Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом» (муз.М.И.Глинки, сл. Н. Кукольника). Пение. Песня «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Мелодекламация текста «Рыцарского романса» (сл. Н.Кукольника). Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка «Прекрасные дамы слушают «Рыцарский романс». Инсценировка песни «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкально-поэтической композиции. Сочинение рыцарского романса в честь Прекрасной дамы. Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами, музыкальных увеселений в рыцарских замках на картинах, в книжных миниатюрах. Музыкально-информационная деятельность. Виртуальная экскурсия по старинным рыцарским замкам и музеям (например, венскому Музею рыцарей).
|
|
||||
4 |
На балах. С.18-19.
|
Знакомство учащихся с балом как одной из традиционных форм бытования музыки. |
Бал как одна из форм бытования музыки. Бальные танцы. Ассамблеи. |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Пение. Повторение песен танцевального характера из программ для 1-3 классов. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Сцены балов в произведениях изобразительного искусства. Музыкально-информационная деятельность. Виртуальная экскурсия по европейским дворцам-музеям с «посещением» парадных залов для балов.
|
|
||||
5 |
На балах : полонез. С.20-21.
|
Знакомство с полонезом как одним из жанров танцевальной музыки. |
Танец полонез. Полонез как музыкальное произведение. Композитор Ф.Шопен. |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Ф.Шопен «Полонез (до минор)». М.-К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной». Другие полонезы (например, Ф.Шопена). Пение. Исполнение начала мелодии «Полонеза» М.Огинского - на звук «А». Музыкально-пластическое движение. Разучивание танцевальных движений полонеза. Музыкальная драматизация. Инсценировка на тему «Участники бала танцуют полонез». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-поэтическая композиция. Сочинение текста о Родине к мелодии «Полонеза» М. Огинского.
|
|
||||
6 |
На балах: вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус. С.22-23. |
Знакомство с вальсом как одним из жанров танцевальной музыки. |
Танец вальс. Вальс как музыкальное произведение. Композитор И.Штраус (сын).
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты вальсов из программы для 1-3 классов. Вальсы И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом», и др.). Пение. Исполнение на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен в ритме вальса из программ для 1-3 классов. Музыкально-пластическое движение. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс (дирижерская схема на ¾). Разучивание танцевальных движений вальса. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-поэтическая композиция. Сочинение текста о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса (сына). Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с портретами и скульптурами композитора И.Штрауса (сына).
|
|
||||
7 |
На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька. С.24-25 |
Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами танцевальной музыки. |
Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. В.А. Моцарт. «Менуэт». И.-С.Бах. Гавот (из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена. (по выбору учителя). Польки И.Штрауса (сына), С. Рахманинов «Итальянская полька». Пение. Исполнение на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Повторение песен танцевального характера из программ для 1-4 классов. Музыкально-пластическое движение. Разучивание танцевальных движений одного из бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или польки. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-поэтическая композиция. Сочинение к мелодии менуэта текста на темы «Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру».
|
|
||||
8 |
На карнавалах: Р.Шуман. Карнавал. С.26-27.
|
Знакомство учащихся с карнавалом как одной из форм бытования музыки и с образами карнавала в классической музыке. |
Карнавал как одна из форм бытования музыки. Образы карнавала в классической музыке. |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Р. Шуман. «Карнавал» (фрагменты). Песни о карнавале. Например, «Карнавал» (муз. В.Назарова, сл. А. Перова). Пение. «Песня Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Музыкально-пластическое движение. Пластическая импровизация на тему Арлекин (Пьеро, Коломбина и др.). Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка «Песни Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Музыкальная инсценировка фрагмента комедии дель арте (комедии масок). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкальной композиции. Сочинение музыкальных «портретов» карнавальных «масок». Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства. Музыкально-информационная деятельность. Виртуальное путешествие на карнавал в Венецию. |
|
||||
Музыкальное путешествие от Руси до России |
|
||||||||
9 |
С чего начинается Родина? С.36-37.
|
Патриотическое воспитание учащихся средствами музыкального искусства. |
Способность музыкального искусства переносить слушателей в различные исторические периоды (словно на музыкальной машине времени). Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времен до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине, к родной природе и родному дому.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Песня «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера Пение. Песня «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).
|
|
||||
10 |
Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная». С.38-39.
|
Знакомство с отраженными в музыке образами древнеславянской культуры.
|
Композитор И.Ф. Страивнский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы для «Русских сезонов» в Париже. Либретто балета «Весна священная». Отражение в этом балете образов древних славян, их плясок, игр, обрядов и ритуалов. Особенности музыкально-выразительных средств (музыкальных «красок») использованных И.Стравинским в музыке к этому балету.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Оркестровое вступление к балету И. Стравинского «Весна священная». Другие фрагменты балета. Инструментальное музицирование. Музыкальная импровизация - озвучивание картины Н.Рериха «Поцелуй земли». Музыкально-пластическое движение. Исполнение под музыку пластических импровизаций с элементами русских народных танцев на темы «Вешние хороводы» и «Выплясывание земли». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с эскизом декорации Н.Рериха к балету «Весна священная».
|
|
||||
11 |
Русь изначальная: М.Балакирев.Симфоническая поэма «Русь». С.40.
|
Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу» истории России.
|
Композитор М.А. Балакирев и организованный им музыкальный кружок прогрессивных композиторов под названием «Могучая кучка». Отражение в музыке М.Балакирева образов родной природы, быта и история русского народа. Интонации и мелодии народной музыки в произведениях М.Балакирева. История создания симфонической поэмы «Русь» Понятие «симфоническая поэма».
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Симфоническая поэма М. Балакирева «Русь». Пение. Повторение русской народной песни (по выбору учащихся).
|
|
||||
Д/у
|
Русь изначальная: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь». С.41. |
Формирование у учащихся интереса к музыке современных композиторов, основанной на многовековых традициях русской культуры и народного художественного творчества. |
Композитор Г. В. Свиридов и его произведения, посвященные Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в песнях, хоровых и симфонических произведениях Г.Свиридова.Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г.Свиридова «Деревянная Русь». Повторение понятия «кантата».
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты кантаты Г.Свиридова «Деревянная Русь». Пение. Повторение или разучивание старинной русской народной песни. Инструментальное музицирование. Импровизированное озвучивание с помощью деревянных музыкальных инструментов одного из изображений (фотографии) памятника русского деревянного зодчества. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкальной композиции. Сочинение музыкальной картины на тему «Деревянная Русь». Музыкально - изобразительная деятельность. Рисунок на тему «Деревянная Русь».
|
|
||||
12
|
Русь православ-ная: церковные песнопения. С. 42-43.
|
Формирование и развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной культуре как одному из сокровищ культурного наследия России. |
Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Обиходные песнопения русской православной церкви, посвященные церковным праздникам. Песнопения при крещении детей, венчальные и заупокойные обиходные песнопения. Стихиры в честь русских святых, выдающихся исторических личностей и знаменательных событий русской истории. Православный партес. Хоровые партесные концерты. Понятия «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора».
. |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Партесное хоровое пение. Обиходные песнопения различных жанров. Фрагмент одного их старинных хоровых партесных концертов (например, М.Березовского или Д.Бортнянского). Пение. Песня «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока).Обиходные песнопения. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально - изобразительная деятельность. Подбор церковных песнопений к картинам религиозного содержания и к иконам. Музыкально-информационная деятельность. Поиск информации для сообщения о русских святых (например, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения. Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском и М. Березовском и их вкладе в развитие русского церковно-певческого искусства. |
|
||||
Д\у |
Русь право-славная: колокольные звоны. С.44.
|
Дальнейшее формирование и развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной культуре как одному из сокровищ культурного наследия России.
|
История колокольных звонов на Руси. Роль колокольных звонов в народной жизни. Виды церковных колоколов и колокольных звонов. «Отражения» церковных колокольных звонов в русской классической музыке
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке (например, в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С. Рахманинова «Колокола», в операх Н. РимскогоКорсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и других. Пение. Песня «Вечерний звон» (муз народная, сл. С.Козлова). Инструментальное музицирование. Исполнение на металлофоне, треугольнике или колокольчиках ритмических рисунков различных колокольных звонов. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с фотографиями и другими изображениями знаменитых колоколен (например, колокольни Ивана Великого в Москве, колокольни Троице Сергиевой Лавры, колоколен в городах. Суздали, Новгороде Великом, Ростове Великом, Угличе и других городах России) и колоколов (например, Царя-колокола в г. Москве, колоколов Софийского собора в Великом Новгороде и др.). «Отражения» колокольных звонов в русской живописи (напр., в картине И.Левитана «Вечерний звон»).
|
|
||||
Д/у |
Русь право-славная: духовные стихи. С.45.
|
Цель: формирование у учащихся представлений об исторической взаимосвязи церковной и народной музыки. |
Общие представления о жанре духовных стихов, об их создателях и исполнителях (каликах перехожих). «Отражения» духовных стихов в русской классической музыке (напр., в симфонической сюите А.Лядова «Восемь русских народных песен»).
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями (например, ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин»). Пение. Выразительное чтение нараспев текстов духовных стихов. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с образами калик перехожих в изобразительном искусстве (например, на картине В. Васнецова «Нищие-певцы»).
|
|
||||
13 |
Русь скоморошья. С.48-49.
|
Формирование у учащихся ценностного отношения к отраженной в музыке смеховой культуре Древней Руси.
|
История скоморохов на Руси. Роль скоморохов в народной культуре. Музыкальные инструменты скоморохов, их песни и сценки. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке (например, в операх А. Бородина «Князь Игорь», Н.А. РимскогоКорсакова «Садко» и «Снегурочка» и др.). Образы скоморохов в учебных и художественных кинофильмах (например, в учебном фильме «По русским дорогам идут скоморохи» и в художественном кинофильме А.Тарковского «Андрей Рублев»). |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты сцен из опер с участием скоморохов (например, А.Бородин «Князь Игорь», Н.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка»). П.И.Чайквоский «Пляска скоморохов» (из сюиты к сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Пение. Русская народная песня «Скоморошья плясовая». Инструментальное музицирование. Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Музыкально-пластическое движение. Пантомима на тему «Скоморохи» (на основе изображений скоморохов на рисунке в учебнике и (или) на фреске в Софийском соборе в Киеве, на лубочных картинках). Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка старинной скоморошины (по выбору учителя и учеников). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Музыкально-оздоровительное упражнение «Улыбка - смех - хохот».-повторение. Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи (например, В.Васнецов. «В костюме скомороха», Ф.Н.Рисс «Скоморохи в деревне» и др.)
|
|
||||
14 |
Русь сказочная: И. Стравин-ский. Балет «Жар птица». С.50-51. |
Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отраженных в классической музыке сказочных образов русской старины. |
Актуализация знаний учащихся об отражении сказочных образов и сюжетов в музыкальном искусстве. Сказки как «зеркало» русской старины. История создания и либретто балета И. Стравинского «Жарптица». Особенности его музыкального языка. Постановка балета в Париже (во время Русских сезонов). Фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты музыки к балету И.Ф.Стравинского «Жар-птица». Например, «Пляска Жарптицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кащеева царства». Фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Пение. Восходящие мелодические рисунки на звук «А» -исполнение «светлым», «ярким» звуком. Музыкально-пластическое движение. Исполнение под музыку пластических импровизаций: а) для мальчиков – на тему «Царевич борется с Кащеем»; б) для девочек - на тему «Танец царевен». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И.Стравинского «Жар-птица». Рисование под музыку эскиза занавеса к балетному спектаклю «Жар-птица».
|
|
||||
15 |
Русь сказочная: Н. РимскийКорсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». С.52-53.
|
Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отраженных в классической музыке и поэзии А.С.Пушкина сказочным образам русской старины. |
Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащихся о композиторе Н.А.Римском-Коракове и его творчестве. Либретто оперы «Сказка о царе Салтане». Особенности музыкального языка оперы. «Отражение» в ней интонаций, мелодий и ритмов русской народной музыки.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты оперы (например, хор «С крепкий дуб тебе повырасти…», Ария Царевны - Лебеди, «Полет шмеля» и «Три чуда»). Инструментальное музицирование. Озвучивание иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина с помощью различных музыкальных инструментов, предметов (сосудов с водой и др.), записей звуков природы. Драматизация музыкальных произведений. Чтение нараспев (мелодекламация) по ролям фрагмента «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Волны» -повторение. Основы музыкальной композиции. Создание музыкального «портрета» одного из сказочных персонажей оперы Н.А.Римского-Корсакова. Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, с картиной М. Врубеля «Царевна-Лебедь», с эскизами костюмов и декораций к одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Создание в технике бумажной пластики макета города Леденца и его «озвучивание» аудиозаписью праздничных колокольных звонов.
|
|
||||
16 |
Русь былинная: Н. РимскийКорсаков. Операбыли-на «Садко». С.54-57. |
Цель: развитие ценностного отношения учащихся к отраженным в классической музыке былинным образам русской старины. |
Либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Садко». Отражение в ней образов русской старины: старинного русского города Новгорода, его жителей и торговых гостей, скоморохов, калик перехожих. Связь оперы с русским фольклором.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты оперы –былины Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (например, песни Садко, ария Любавы. Колыбельная песня Волховы). Фрагменты из 4 картины оперы, происходящей на торговой площади. Видеозапись оперы «Садко». Пение. Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня «На торгу». Былинный напев «Отъезд Добрыни из дома» (чтение нараспев). Инструментальное музицирование. Музыкальная картина на тему «Садко в подводном царстве». Музыкально-пластическое движение. Пляска –импровизация обитателей морского царства. Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка русской народной песни «На торгу». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде (Новгородским кремлем, Софийским собором, торговыми рядами и др.). Образы Садко, Волховы и других былинных персонажей в произведениях художников В.Васнецова М.Врубеля, И.Репина, К.Васильева, и др. Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане».
|
|
||||
17 |
Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». С.58-59. |
Развитие интереса учащихся к шедеврам русской классической музыки и древнерусской литературы,отражающим события и образы военной истории Древней Руси и России. |
Либретто оперы А.Бородина «Князь Игорь», его связь со знаменитым памятником древнерусской литературы - «Словом о полку Игореве». Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных песен (величальных, песен-плачей и др.), восточной музыки.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, Ария Игоря, Плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны). Инструментальное музицирование. Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы «Князь Игорь». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере А.Бородина «Князь Игорь».
|
|
||||
18 |
Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
|
Патриотическое воспитание учащихся на примере отраженного в музыке подвига Ивана Сусанина.
|
Либретто оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Отражение в этой опере подлинного исторического события, различных элементов традиционной русской народной культуры, образов русского народа и поляков. Связь музыки оперы с русским народным песенным творчеством.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» (например, Ария Ивана Сусанина, Рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!»). Пение. Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», Прощание славянки (Муз. В. Агапкина, Сл. В. Лазарева). Инструментальное музицирование. Воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов из финала оперы «Жизнь за царя». Музыкально-пластическое движение. Разучивание и исполнение под музыку танцевальных движения бальных танцев из сцены польского бала в опере «Иван Сусанин» (полонеза, краковяка, вальса или мазурки). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
|
|
||||
Музыкальный мир России ХХ века
|
|
||||||||
19
|
Музыка революции. С.70-73.
|
Формирование у учащихся первоначальных представлений об отраженной в музыке истории России ХХ века. |
Продолжение путешествия на музыкальной машине времени по истории России. Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина. Записи революционных песен в исполнении хоровых коллективов. Пение. Песня «Крейсер Аврора» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально - изобразительная деятельность. Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам.
|
|
||||
20 |
У пионер-ского костра. С.74-75.
|
Дальнейшее формирование у учащихся первоначальных представлений об отраженной в музыке истории России ХХ века |
Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о пионерских песнях и маршах.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Пионерские песни: «Взвейтесь, кострами, синие ночи» (муз. С.Кайдан-Дежкина, сл. А.Жарова) и др. Пение. Песня «Картошка» (муз.В.Попова, сл.В.Попова и А.Жарова).
|
|
||||
21 |
В кинотеатре и у теле-визора. С.76-79.
|
Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов для кинофильмов.
|
Актуализация знаний учащихся о взаимосвязи музыкального искусства и искусство кино. Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Музыка и техника (кинопроекционная аппаратура, телевизоры и т.д.). Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевский, сл. В. ЛебедеваКумача). Пение. Песня «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевский, сл. В. ЛебедеваКумача). Песня «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И.Дунаевского, сл.В.Лебедева-Кумача). Инструментальное музицирование. Озвучивание фрагмента «немого» кинофильма (например, «Броненосец Потемкин»). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Улыбка-смех-хохот» -повторение.
|
|
||||
22 |
Музыка о войне и на войне: песни советских композито-ров. С.80-81.
|
Патриотическое воспитание учащихся на материале музыкальных образов Великой Отечественной войны. |
Актуализация представлений учащихся о способности музыки влиять на нас настроения, чувства, мысли и поступки людей. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Великой Отечественной войны, чувств и мыслей защитников Родины, подвигов советских солдат и полководцев.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Песни военных лет («Священная война» (муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача и другие). Песни о войне, написанные в послевоенный период. Например: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), Пение. Одна из песен военных лет. Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка песни о войне (по выбору учителя и учащихся).
|
|
||||
23 |
Музыка о войне и на войне: Д.Шостакович. Симфония №7 (Ленин-градская). С.82-83. |
|
Актуализация представлений учащихся о способности музыки влиять на нас настроения, чувства, мысли и поступки людей. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Великой Отечественной войны, чувств и мыслей защитников Родины, подвигов советских солдат и полководцев.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Симфония №7 (ленинградская) Д.Шостаковича –первая часть. Пение. Тема нашествия из симфонии №7 Д.Шостаковича.-на звук «А» и с закрытым ртом. Песня «Мальчишки» (муз. А.Островского, сл. И.Шаферана). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Иллюстрация одной из песен о войне. Музыкально-информационная деятельность. Рассказ о композиторе Д.Шостаковиче.
|
|
||||
24 |
Музыка на защите мира: Д.Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира». С.86-89.
|
Формирование у уащихся представлений о миротворческих способностях музыки. |
Актуализация представлений учащихся о музыке как уникальном языке общения, помогающем людям разных стран понять друг друга и подружиться. Роль музыки в укреплении мира и дружбы между разными странами и народами. Песни послевоенных лет. Творчество композитора и педагога Д.Б.Кабалевского. Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира» (сл. Ц. Солодаря). Повторение понятия «кантата».
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодёжи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз.В. Мурадели, сл. А.Соболева). Кантата «Песня утра, весны и мира» (муз.Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря). Пение. «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл.Л. Ошанина). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-изобразительная деятельность. Рисование плаката, призывающего к защите мира. Подбор к нему музыкальных «красок».
|
|
||||
25 |
На космодроме. С.90-93. .
|
Дальнейшее формирование у детей представлений о взаимосвязи музыки с различными сферами жизни нашей страны (на материале музыки о космосе и космонавтах) |
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Песни о космосе и космонавтах. «Музыка космоса» А.Рыбникова. Пение. Песня «Четырнадцать минут до станрта» (муз. О.Фельцмана, сл. В.Войновича). Инструментальное музицирование. Озвучивание картин о космосе мелодическими импрвизациями на любых музыкальных инструментах .Ритмическая импровизация «Метеоритный дождь». Музыкально-пластическое движение. Пластические импровизации на темы «Звездный вальс» и «Хоровод летающих тарелок».
|
|
||||
26 |
На стадионе. С.94-97.
|
Дальнейшее формирование у детей представлений о взаимосвязи музыки с различными сферами жизни нашей страны(на материале музыки о спорте). |
Актуализация знаний учащихся о способности музыки укреплять физическое и душевное здоровье людей. Музыка на спортивных состязаниях, прошлых и будущих олимпиадах (например, на зимних Олимпийских играх в г.Сочи в 2014г.). Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения, вдохновляющие спортсменов на спортивные победы.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Пение. Государственный гимн РФ.-повторение. Песня «Спортивный марш» (муз. И.Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача). Песни «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) и «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Арт-терапевтическая деятельность.Музыкально-оздоровительные упражненения –повторение (по выбору учащихся). Дыхательная гимнастика. Основы музыкальной композиции. Сочинение песни к Олимпиаде 2014 года.
|
|
||||
27 |
На фестивале авторской песни. С.98-101.
|
Развитие у учащихся интереса к авторскому музыкальному творчеству (на примере движения авторской песни в России). |
Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в России. Известные создатели и исполнители авторских песен. Авторские песни о детях и для детей. Участие школьников в концертах и фестивалях авторской песни.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Песни Ю.Визбора, В.Высоцкого, В.Егорова,Ю.Кима, С. Никитина, Б.Окуджавы, и др.(по выбору учителя). Пение. Авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, «Люди идут по свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл. И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-информационная деятельность. Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни |
|
||||
В гостях у народов России |
|
|
|
В гостях у народов России |
|||||
28
|
У колыбели. С.108-111.
|
Формирование у учащихся ценностного отношения к семье, матери и материнству в процессе творческого освоения детского фольклора народов России. |
Актуализация знаний учащихся о жанре колыбельных песен и их роли в воспитании и развитии личности ребенка. Колыбельные песни народов России, воплощенная в них народная мудрость. Особенности их музыкально-образного содержания и музыкальных «красок» -интонаций, мелодий, ритмических рисунков и т.д. Необходимость сохранения и развития традиции пения детям колыбельных песен в современных семьях.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Колыбельные песни народов России. М. Балакирев «Колыбельная» (сл. Арсеньева); П. Чайковский «Колыбельная» (сл. А. Майкова); П. Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (сл. А. Плещеева); А. Лядов «Колыбельная» (из оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»). Пение. Повторение народных колыбельных песен из программ для 1-3 классов (по выбору учащихся). Русские народные колыбельные песни «Зыбка поскрипывает», «Ой, качи, качи, качи», «Ай, баю, баю». Драматизация музыкальных произведений. Выразительное чтение нараспев (мелодекламация) и инсценирование стихотворения М.Джалиля «Колыбельная дочери». Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Основы музыкальной композиции. Сочинение плавной, убаюкивающей мелодии к первому четверостишью стихотворения М.Джалиля «Колыбельная дочери». Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Музыкально-информационная деятельность. Поиск информации о роли традициях семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании.
|
|
||||
29 |
На свадьбе. С.112-115.
|
Дальнейшее формирование у учащихся ценностного отношения к семье в процессе знакомства со свадебными песнями народов России. |
Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Отражение в свадебных песнях народов России складывавшихся веками представлений о семейном счастье и благополучии.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов. Музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»). Пение. Русские народные песни «Отдавали молоду» и «Семейка». Свадебные песни народов России (по выбору). Драматизация музыкальных произведений. Выразительное, нараспев чтение текста старинной русской свадебной песни (с элементами инсценирования). Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-информационная деятельность. Самостоятельный поиск информации о свадебных традициях народов России, о звучащих на свадьбах народных музыкальных инструментах и песнях, о свадебных танцах и народных свадебных костюмах.
|
|
||||
30.
|
На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли. С.116-117
|
Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам (на материале фольклорных ансамблей). |
Понятие «фольклор». Фестивали фольклора в России. Известные российские фольклорные ансамбли (например, Фольклорный ансамбль Д.Покровского, «Карагод», «Казачий круг», «Судьбинушка» и др.). Детские фольклорные коллективы разных регионов России. Детские фольклорные ассамблеи. |
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных фольклорных ансамблей. Записи песен народов России. Пение. Повторение народных песен.
|
|
||||
31 |
На фольклорном фестивале: кто на чем играет? С.118.
|
Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам (на материале народных инструментов и творчества народных музыкантов). |
Музыкальные инструменты народов России. Связь звучания народных инструментов со звуками и образами природы. Фестивали и конкурсы юных исполнителей на народных иснтрументах.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Записи звучания музыкальных инструментов народов России. Инструментальное музицирование. Игра на народных музыкальных инструментах.
|
|
||||
32 |
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца. С.119-121.
|
Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам (на материале народных танцев). |
Известные ансамбли народного танца. Фестивали и конкурсы народного танца. Детские коллективы народного танца, их участие в фольклорных фестивалях.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Пение. Песня «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого). Музыкально-пластическое движение. Разучивание народных танцев (например, орнаментального хоровода, кадрили, перепляса). Драматизация музыкальных произведений. Инсценировка песни «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого).
|
|
||||
Школа Скрипичного Ключа
|
|
||||||||
Д\У
|
Урок игры на гитаре. С.126-127.
|
Формирование у учащихся первоначальных представлений о гитаре и игре на этом музыкальном инструменте. |
История гитары. Традиционная семиструнная гитара, электрогитара и ее различные виды - соло гитара, бас гитара, ритм гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях ее звучания и основных способах игры на ней.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Запись музыкального произведения в исполнении на гитаре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары. Инструментальное музицирование. Элементарные приемы игры на гитаре ( игра на открытых струнах, исполнение нескольких аккордов).
|
|
||||
Д\У
|
Урок фольклора. С.128-129.
|
Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа фольклора. |
Повторение понятия «фольклор». Общее представление о фольклористике и фольклористах. Деятельность по сохранению фольклора в России и других странах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Актуализация знаний учащихся о фольклорных ансамблях, о собирании и изучении фольклора русскими композиторами-классиками. Участие детей России в собирании, изучении и сохранении фольклора.
|
Основные виды учебной деятельности учащихся Слушание музыки. Слушание записей аутентичного фольклора (песен, инструментальных наигрышей). Пение. Повторение народных песен. Инструментальное музицирование. Игра на народных музыкальных инструментах. Музыкально-пластическое движение. Народные танцы -повторение. Дополнительные виды учебной деятельности учащихся Музыкально-информационная деятельность. Знакомство учащихся с современными источниками информации о фольклоре и способами ее фиксации, включая информационно-компьютерные технологии.
|
|