ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Х.В.Глюк (1714 – 1787). Оперное творчество.
Христоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе. В 1726 году Глюк поступил в иезуитскую коллегию в чешском городе Комотау, где он проучился 6 лет и пел в хоре школьной церкви. Положительной стороной обучения явилось овладение Глюком греческим и латинским языками и античной литературой и поэзией. Оперному композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо.
В Италии композитор создаёт свои первые оперы. В 1746 году Глюк переезжает в Англию. Для Лондона он написал оперы-сериа ("серьёзные оперы") "Артамена" и "Падение гигантов".
Следующий важный период в творческой деятельности Глюка связан с работой в области французской комической оперы для французского театра в Вене, куда он переехал после пребывания в ряде других стран.
5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории оперного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене "Орфей" Глюка на текст Кальцабиджи. Это было начало оперно-реформаторской деятельности композитора. Через пять лет после "Орфея", 16 декабря 1767 года, состоялась там же, в Вене, первая постановка оперы Глюка "Альцеста". В "Альцесте" композитор еще более последовательно, чем в "Орфее", осуществил и привел в жизнь музыкально-драматические принципы, окончательно сложившиеся у него к этому времени. Живя и работая в 60-е годы в Вене, Глюк отразил в своем творчестве особенности складывающегося в этот период венского классического стиля.
В апреле 1774 года в Париже состоялась первая постановка новой оперы Глюка "Ифигения в Авлиде", французское либретто которое написано Дю Рулле по трагедии Расина того же названия. Эта постановка вызвала бурную реакцию в музыкальным мире той эпохи - "Ифигения..." явила собой переломный этап в оперном искусстве.
Заключительными реформаторскими операми композитора, поставленными в Париже, были "Армида" и "Ифигения в Авлиде". "Армида" написана не на античный (подобно другим операм Глюка), а на средневековый сюжет, заимствованный из знаменитой поэмы итальянского поэта 16 века Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим".
Оперная реформа К.В.Глюка.
Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо. Руссо занимался также музыкой, и если в философии он призывал вернуться к природе, то в оперном жанре ратовал за возвращение к простоте. Идея реформы носилась в воздухе. Расцвет разных видов комической оперы был одним из симптомов. Человеком, который воплотил реформу в жизнь, стал К. В. Глюк (1714-1787). Оперная реформа Глюка отвечала передовым устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д, Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга).
Подобно многим революционерам, Глюк начинал свой как приверженец традиции оперы-сериа. В течение ряда лет он ставил одну за другой трагедии в старом стиле и обращался к комической опере скорее под давлением обстоятельств, чем по внутреннему побуждению. В 1762 он познакомился с Раньеро ди Кальцабиджи (1714-1795), которому было суждено вернуть оперные либретто к идеалу естественной выразительности, выдвинутому Флорентийской камератой.
Глюк и Кальцабиджи создали три оперы на итальянском языке:
- Орфей и Эвридика (1762),
- Альцеста (1767),
- Парис и Елена (1770).
Ни одна из них не стала особенно популярной. Когда Глюк обосновался в Париже и начал сочинять оперы нового стиля на французские либретто, ему сопутствовал большой успех. «Ифигения в Авлиде» (1774) и последовавшая за ней «Ифигения в Тавриде» (1779) сочетали возвышенность драмы, характерную для оперы-сериа, с богатством немецкого гармонического письма, и музыкальное целое благородством лирического звучания соответствовало сюжетам из Эврипида, на которые написаны эти оперы. Глюк создал модель музыкальной драмы, которая затем стала основой для множества модификаций.
Суть оперной реформы.
-
В музыке Глюк стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания. В партитурах Глюка нет ничего, не вытекающего из потребностей драмы (за исключением большого количества танцев, что является уступкой вкусам эпохи). Здесь все оправдано, предусмотрено, необходимо. «Простота, правда и естественность суть великие законы красоты в любом виде творчества».
В предисловии к "Альцесте", явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Глюк писал: "Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями".
Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу:
- в ариях Глюк отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, арии Глюка – это индивидуальные высказывания героев драмы, а не лирические манифестации композитора. Отсюда – их разнообразие.
- в речитативных эпизодах усилил декламационную выразительность,
- повысил роль оркестра и оркестрового сопровождения, что сказалось на большой роли балетных инструментальных сцен и увертюры, которая, по мнению Глюка, должна была стать "вступительным обзором содержания".
Инструментальные и вокальные средства были направлены на выявление смысла каждого слова текста.
2. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Глюк объединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии.
3. Величественное звучание придавал операм хор. Хор у Глюка, как и в греческой трагедии, - это был голос народа, который отзывался на происходящее, это активный участник исторической драмы: такое понимание народа чрезвычайно близко предреволюционной эпохе. Глюк в трактовке хора – истинный классик: вместо генделевского богатства красок - экономность и лаконизм, вместо генделевской роскоши звучания - простота и строгость.
В реформе Глюка подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. От итальянцев Глюк взял мелодию, но в ее благородной форме, без пустых, формальных вокализов. От французов – мастерство музыкальной декламации. Он использует все виды речитатива, ариями. Уже доглюковская опера пользовалась этими средствами, где первое служило экспозицией драматической ситуации сюжета, а второе – давало возможность показать развитие нарастание чувства, но Глюк первым сумел сплавить эти формы в единое целое. Там, где драма того требовала, он вставлял в речитатив несколько тактов ариозо, и наоборот, вставлял в ариозо несколько речитативных тактов.
Наибольший резонанс реформа Глюка имела во Франции, где на сторону Глюка стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Глюка, противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччини. Бурная полемика, развернувшаяся в конце 70-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила название "войны глюкистов и пиччинистов". Конечная победа осталась за Глюком (влияние Глюка испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Глюк оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Глюка примыкало к венской классической школе и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Глюка нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера.
Для слушателей века Просвещения композитор Глюк был символом высоких гражданских чувств, строгости и силы. Его музыкальному стилю лучше всего подходит обозначение "революционный классицизм", то есть стиль, заключающий в себе идеал, стиль непреклонный и зовущий к действию. Устремления Глюка-классика поддерживало его увлечение древнегреческой трагедией, которое разделяли многие современники.
Оперные герои Глюка - это люди революционной эпохи, борцы за справедливость, люди чести. Они живут в мире больших страстей и больших испытаний: любовь к Отечеству, порыв к свободе, готовность к жертве во имя великой цели и презрение к несчастьям отличают этих людей-титанов. И в то же время они - всего лишь люди, в душе которых чувство долга борется с человеческими слабостями: страхом перед страданием и жалостью к самим себе. Персонажи глюковских опер - Альцеста, Орфей, Ифигения, Агамемнон - постоянно доказывают превосходство общего над личным, первенство интересов Родины и семьи над своими собственными интересами и желаниями. В этом монологе царя Агамемнона, не желающего приносить в жертву любимую дочь Ифигению, показан один из острейших моментов его внутренней борьбы. Он просит прощения у дочери, он жалуется, сетует на судьбу, угрожает богам - впервые со времен Монтеверди опера звучит так истинно, так правдиво, впервые голос и текст сливаются в одно целое. В музыке больше нет пестроты и излишеств барочной оперы: мелодии ясно очерчены, ритм суров, определенны и резки контрасты. В руках реформатора Глюка опера стала музыкальной драмой - театр и музыка здесь не спорят между собой, но поддерживают и дополняют друг друга.
Однако, реформа Глюка обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произведение национального своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Глюка преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.