Файл: 1 управление - наука искусство практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Спе­циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле­ние является частью больших политических, экономических, тех­нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез­ный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и не­престанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Глав­ным в теории является не подробное описание исследуемого объек­та, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управ­ленческого процесса и возникающие во время этого процесса от­ношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управле­ния и определяет способы предвидения и прогнозирования изучае­мых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскры­тие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жиз­ни, развивает материальную и духовную культуру общества. На­ука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опро­вержений своих концепций — великий процесс восхождения мыс­ли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непрелож­ными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в дру­гую. История развития теории управления с ее находками и пора­жениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощны­ми средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчлене­ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя­ет органическая, внутренне необходимая связь.


Теория управления персоналом или наука об административ­ном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таин­ственным инструментом — интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, "оза­рение", остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универ­сальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, со­вершенно иллюзорна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуи­тивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку управление является не только наукой, но и ис­кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи­тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор­чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ­ления.

Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, — порыв и полет фанта­зии, когда творческое озарение основано на солидном фундамен­те целесообразности, точном расчете и математически строгой гар­монии.

В практической деятельности управляющие находятся в по­стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос­новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха­рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про­цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене­нии науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управле­нии: "Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут по­нимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств".


Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления — искусст­во управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важней­шие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Кажется, что все есть у этого человека: глубокие професси­ональные знания, жизненный опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он так и не смог. Нужно что-то еще (это "что-то еще", это "чуть-чуть" так характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий ру­ководитель, и в первую очередь — это талант, да, именно та­лант, которым владеют мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в ремесло.

Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит реши­мости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, об­ладая талантом руководителя, он может стать настоящим органи­затором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерс­ки владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими зна­ниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно ут­верждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.


Жизненный опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения и воздействия авторитет­ной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и уладит семейный конфликт; судьба отдаленного киш­лака или горного селения в надёжных руках аксакалов; талантли­вый актер или опытный оратор силой своего искусства могут бук­вально покорить своих слушателей.

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа вы­полняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации, развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетичес­кие вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реаль­ные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Важная особенность искусства — спо­собность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Тео­рия и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю ис­торию, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.

Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Если в творчестве невозмо­жен плагиат, то репродукция определяет любую оригинальность, своеобразие как брак. Величайший подиум ораторского искусства может быть превращен в постыдное ложе растления слова, гнус­ного надругательства над речью, единая грамматика и словарь лежат в основе чиновничьего циркуляра и "Моцарта и Сальери". Правомерность, уместность речевого стиля зависят от жизненной ситуации и от характера документа. Можно сказать, что "атмос­ферные явления в виде осадков принесет циклон из средиземно­морской акватории, возможна гроза, ветер порывистый, временами сильный", и подобная информация Гидрометцентра привычна и уместна, но можно написать, что "тьма, пришедшая со Среди­земного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город" — при­мер репродукции и творчества. Смелый прорыв в неведомое, та­лант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реа­лизация великих открытий, развитие материальной культуры об­щества требуют не только репродуктивной деятельности, колос­сальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой актив­ности многих незаурядных личностей.


Весьма поучительно рассуждал о взаимопроникающей связи науки и искусства крупнейший немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (кстати, в Отечественную войну 1812 г. служивший в русской армии). Хочется привести длинную выдержку из знаме­нитой книги Клаузевица "О войне", где он утверждал, что цель науки — знание, цель искусства — умение. "Умение не могло бы быть изложено ни в какой книге — значит искусство не должно бы служить заглавием какой-то книги. Но раз уже образовалась привычка объединять под одним общим названием теории искусст­ва или попросту искусства все нужные для искусства знания (которые в отдельности могли бы составить законченные науки), то представляется последовательным проводить и дальше этот прин­цип расчленения и называть искусством все то, что имеет своей целью созидательное умение, например строительное искусство, а наукой то, где целью является чистое знание, например мате­матику, астрономию. Само собой понятно, что в каждой теории искусства могут заключаться отдельные научные построения. Как бы груба и наглядна ни была разница между знанием и умением в сложных результатах человеческого знания, проследить эти два начала в самом человеке и полностью разграничить их чрезвычай­но трудно. Где творчество и созидание составляет цель, там ца­рит искусство, наука же господствует там, где целью служит ис­следование и знание".

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но лю­бая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникаю­щие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произ­ведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управлен­ческих функций говорят: "Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его ос­нове организованное знание (концепции, теории, принципы, ме­тоды) и применяет его с учетом реальной обстановки для достиже­ния желаемого практического результата".

Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и вре­мени. В основе его лежат методология и принципы науки управле­ния, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода ин­теграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, фи­лософии, права, а также методы воздействия на алчность и соци­ум различных религиозных конфессий