ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
5.Внимание.
П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Корректурная проба (Тест Бурдона) Методика «Таблицы Шульте», Методика Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)
1Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.
Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.
Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.
2 Виды внимания:
Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)
Причины возникновения непроизвольного внимания:
Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.
Особую роль играют: доминирующая мотивация ( испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания на емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).
Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Послепроизвольное внимание было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание., например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет ручку, то разговаривает и т.д. Продолжение работы требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции.
3 Формы внимания
внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
внутреннее внимание (интеллектуальное) — Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
моторное (двигательное) внимание;
4 Основными функциями внимания являются:
Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
5 Свойства внимания.
Свойства.
• Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.
• Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 - 7 объектов.
• Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
• Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:
· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.
• Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
6 Классификации видов.
1. классиф-ия Рибо:
• непроизвольное внимание (природное, биологически обусловленное, не требует спец. усилий для поддержания)
• произвольное внимание (имеет социальную природу, впервые у человека возникает как продукт воспитания)
2. классиф-ия Вундта:
• по способу поддержания: непосредственное (в основе поддержания – интерес к объекту) и опосредованное (объект не представляет интереса, но косвенно связан с тем, что интересно, полезно)
• по объекту: чувственное (восприятие) и интеллектуальное
• непроизвольное
• произвольное
3. классиф-ия Титчинера (виды, как стадии в развитии внимания):
• непроизвольное=пассивное=первичное
• произвольное=активное=вторичное
• производное первичное или послепроизвольное (вторичное внимание переходит в первичное)
4. классиф-ия Добрынина:
• непроизвольное (пассивное, эмоциональное)
• произвольное (активное, волевое)
• послепроизвольное – он ввёл этот термин
Функции внимания:
- обраужение сигнала.
- бдительность
- поиск
-активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,
-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.мыслительной деятельности.
-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.
-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
-для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Виды и сравнительная характеристика.
Непроизвольное – биологическое, нецеленаправленное, неволевое. Причины возникновения:
• внешние (особенности действующих раздражителей): сила раздражителя, новизна, величина, движение, длительность, контрастность
• внутренние (связаны с особенностями самого человека): интерес+эмоции+потребности
• соответствие между внешними и внутренними факторами = значимые раздражители
Произвольное – социальное, целенаправленное, волевое. Объект – то, что необходимо для какой-либо деятельности. Наличие цели. Требует от человека усилия воли.
Послепроизвольное – социальное, целенаправленное, неволевое. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание.