ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 1064
Скачиваний: 0
В2001 г. была достигнута договоренность о поставке и производстве в Индии 310 танков Т-90С. Это можно было рассматривать как ответ Индии на поставки ранее в Пакистан 300 танков Т-80У из Украины.
В2007 г. был подписан контракт на поставку дополнительно 347 тан-
ков. Велись переговоры об аренде Индией у России атомной подводной лодки класса «Акула-2»1572.
В2004 г. был подписан контракт на поставку в Индию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», 16 истребителей корабельного базирования и 9 вертолетов противолодочной обороны для оснащения этого корабля, который проходил модернизацию в России и получил новое название «Викрамадитья». Имелось в виду, что этот корабль мог вступить в строй индийских ВМС в 2009–2010 гг. или несколько позже. В состав индийского
флота должны были войти три фрегата, которые строились на российских верфях1573.
Во время визита президента России В. Путина в Индию в январе 2007 г. были обсуждены крупные вопросы российско-индийского сотрудничества, в том числе и в военно-технической сфере. В этом контексте премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил, что, несмотря на огромные перемены в международных отношениях в тече-
ние последнего десятилетия, «Россия остается исключительно важной для стратегических интересов Индии»1574. В ходе этого визи-
та проводились переговоры по лицензированному производству в Индии МиГ-29 и совместной разработке и производству многоцелевого транспортного самолета. Обсуждались также вопросы создания многоцелевого истребителя пятого поколения на базе «Сухого». В октябре 2007 г. было достигнуто соглашение о совместной разработке и производстве такого самолета. По мнению министра обороны Индии А.К Энтони, оно означало начало сотрудничества в новейших системах вооружений1575.
Ранее была достигнута договоренность об использовании Индией российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС
вмирных целях. Предполагалось, что Индия может принять участие
всоздании и запуске спутников для этой системы. Обсуждались также планы покупки Индией вертолетов и дальнейшего сотрудничества
всовершенствовании сверхзвуковой крылатой ракеты совместного
производства «БраМос» и возможной ее продажи третьим странам1576. Россия участвовала в тендере на поставку Индии 126 многофункциональных фронтовых истребителей. Тендер был официально объявлен в августе 2007 г., но к концу 2010 г. этот вопрос еще не был решен. У России были серьезные конкуренты – США, Франция, Великобритания, ЕС и Швеция. От выбора Индией партнера по этой
730
крупной сделке во многом зависел характер ее военно-технического сотрудничества с Россией1577.
В августе 2009 г. состоялся спуск на воду первой индийской атомной подводной лодки «Арихант» («Истребитель врагов»). Планировалось принять эту подлодку на вооружение индийских ВМС
в2011 г. Таким образом, Индия пополнит число стран, у которых есть такое мощное оружие. Это – США, Россия, Франция, Великобритания и Китай. На церемонии спуска на воду индийской АПЛ премьер-министр Манмохан Сингх заявил: «Мы вошли в список избранных государств, способных строить атомные подводные лодки». Он выразил «признательность российским друзьям за последовательное и бесценное сотрудничество, символизирующее наше тесное стратегическое партнерство с Россией». Как сообщалось в индийской прессе, «Арихант» будет вооружен 12 баллистическими ракетами,
способными нести ядерные боеголовки на расстояние до 700 км, и со временем может быть оснащен ракетами дальностью до 3500 км1578.
Как отмечалось, важные конструкторские разработки, технологии и компоненты атомного реактора на АПЛ «Арихант» были получены из России. Об этом свидетельствовал, в частности, тот факт,
что на церемонии ее спуска на воду присутствовали 143 российских конструктора, инженера и консультанта1579.
Развитие и совершенствование вооруженных сил рассматривалось Индией как важное условие укрепления ее позиций в мире на пути становления великой державы. Стратегическая линия Индии определялась ее крепнущими отношениями с США, Японией, ЕС, нормализацией отношений с Китаем, стремлением поддерживать партнерские отношения с Россией, не попадая от нее в зависимость
ввоенно-технической сфере, а также ситуацией в Южной Азии, особенно отношениями с Пакистаном.
Индия продолжала наращивать свое военное преимущество
вотношении Пакистана. Тем не менее, ей приходилось уделять много внимания, в том числе и в военном аспекте, проблемным отношениям с этой страной, включая нерешенный кашмирский вопрос.
Как растущая глобальная держава Индия стремилась к достижению стратегического равенства в мощи вооруженных сил с Китаем. Однако для решения этой задачи требовалась долговременная мобилизация экономических и финансовых усилий.
Индия интенсивно развивала и совершенствовала свои вооруженные силы на основе передовых технологий. В первую очередь это касалось ядерных сил. Она стремилась удовлетворять свои запросы
ввооружениях за счет собственных ресурсов. Однако ее ВПК не мог полностью обеспечить потребности страны в высокотехнологичном
731
оружии и вооружениях. Поэтому Индия продолжала масштабные закупки вооружений и военных технологий за рубежом. Вместе с тем она все больше отдавала предпочтение совместным с иностранными партнерами разработкам и производству военной техники. Индия проводила политику альтернативных закупок вооружений и военных технологий в разных странах. Поэтому конкуренция со стороны партнеров Индии по ВТС нарастала, что вело к сужению реальных возможностей России в этой области. И, тем не менее, российскоиндийское военно-техническое сотрудничество оставалось важным элементом в оборонной политике Индии.
Во время визита премьер-министра Индии М. Сингха в Москву
вдекабре 2009 г. было подписано соглашение о программе ВТС на 2011–2020 гг. В соответствии с ней были предусмотрены поставки и послепродажное обслуживание российских вооружений для индийской армии на общую сумму в 10 млрд. долл., включая продажу 80 российских вертолетов Ми-17, совместную разработку ракеты класса «воздух–земля» БраМос для оснащения индийских истреби- телей-бомбардировщиков «Су» и совместное производство многоцелевого транспортного самолета. Обсуждались вопросы создания боевого самолета пятого поколения, совместные программы в области исследования космического пространства и Луны. Достигнута
принципиальная договоренность о поставке в Индию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»1580.
Во время визита премьер-министра РФ В. Путина в Индию 11– 12 марта 2010 г. он заявил, что Индия без всяких преувеличений является стратегическим партнером России. Это прежде всего свидетельство почти полного совпадения наших геополитических интересов. Главная задача нынешнего этапа двусторонних отношений, сказал Путин, заключается в развитии того, что было наработано еще
всоветский период. Он напомнил, что при поддержке СССР была создана основа для экономического роста Индии. Со своей стороны, премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал, что Россия – доверительный и надежный партнер, значение которого со временем растет. В ходе визита был подписан дополнительный контракт на модернизацию крейсера «Адмирал Горшков» (окончательная стоимость всей сделки 2,3 млрд. долл.), который может быть поставлен Индии в конце 2012 г. Также были подписаны соглашение на поставку 29 палубных истребителей МиГ-29К, документ о создании СП по производству навигационного оборудования для приема сигнала российской системы ГЛОНАСС, соглашение о со-
трудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях1581.
732
Глава 41 ПУТЬ ИНДИИ К ЯДЕРНОМУ СТАТУСУ
В своем отношении к вопросу о возможности создания ядерного оружия Индия прошла через несколько этапов. На первом из них, еще на стадии становления индийского независимого государства, не отрицалась возможность ядерного выбора для страны. В 1948 г. Джавахарлал Неру заявил, что если Индия «будет вынуждена», то она не остановится перед использованием атомной энергии в военных целях. Однако позже Индия утверждала, что не намерена и не будет производить ядерное оружие. Выступая в парламенте в апреле 1954 г., Неру сказал, что это оружие угрожает существованию человечества, и поэтому необходимо приложить все усилия для его запрещения и уничтожения. Неру выдвинул предложение запретить ядерные испытания1582. Это предложение было сделано вскоре после того, как США в марте 1954 г. произвели взрыв термоядерного устройства на атолле Бикини в Тихом океане.
Еще раньше, в июле 1946 г., Махатма Ганди осудил использование Америкой атомной бомбы в Японии в августе 1945 г. Он писал в этой связи: «Атомная бомба убила самые возвышенные чувства, которые помогали человечеству в течение веков. Прежде существовали так называемые законы войны, которые делали ее терпимой.
Теперь нам известно лишь одно: война не знает других законов, кроме закона силы»1583.
Индия начала развивать свою атомную промышленность уже с середины 1950-х годов. Она купила у Канады ядерный реактор для исследовательских целей. Тяжелая вода для его работы была поставлена из США. Индийская ядерная программа на ее начальном этапе и позже была непосредственно связана с событиями в Азии и на Южно-Азиатском субконтиненте. Среди них главное – поражение Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г., когда от нее были отторгнуты значительные территории на северовостоке и северо-западе. А в 1964 г. Китай произвел испытание ядерного устройства. За этим последовало размещение китайского ядерного оружия в провинции Синьцзян и в Тибете. В то же самое время происходило наращивание военного сотрудничества между Китаем и Пакистаном.
733
Индийско-пакистанская война 1965 г. из-за Кашмира сыграла существенную роль в продвижении Индии к ядерному статусу. Ряд индийских экспертов считает, что именно в этот период премьерминистр Индии Лал Бахадур Шастри принял решение о начале военной ядерной программы. Впоследствии И. Ганди в письме президенту США Линдону Джонсону (1966 г.) достаточно определенно заявила, что китайская ядерная программа вынуждает Индию произвести свои ядерные испытания. В этой связи в меморандуме Совета по национальной безопасности США, направленном Джонсону в июне 1966 г., отмечалось: «Такое решение Индии может начать цепную реакцию распространения ядерного оружия. Это противоречило бы основным национальным интересам США»1584.
В1967 г. и 1968 г. США проводили активную работу по вовлечению Индии в число государств, готовых подписать Договор
онераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Об этом свидетельствуют рассекреченные в июне 2008 г. документы Государственного департамента США. В одной из телеграмм посла США в Индии Честера Боулса сообщалось о целесообразности оказания влияния на Викрама Сарабхаи, председателя Атомной энергетической комиссии, который был одной из главных фигур, определявших позицию Индии по вопросу об участии в ДНЯО. В ней указывалось на требования, которые, по мнению Сарабхаи, должны быть внесены в текст ДНЯО для того, чтобы Индия смогла приступить к рассмотрению вопроса о подписании этого договора. Эти требования состояли в следующем: замораживание существовавших ядерных потенциалов ядерных держав; равноправие в отношении ядерных испытаний, означавшее, что все государства должны иметь равные права по подготовке и производству ядерных взрывов в мирных целях, или же все государства не должны этого делать; необходимость серьезных гарантий, которые обес-
печивали бы недискриминационное применение этих гарантий всеми участниками ДНЯО1585.
Вдокументах госдепа США также сообщалось, что «занятая более насущными проблемами Индия может отложить решение по вопросу о ДНЯО на несколько лет». Однако политический и военный вызов коммунистического Китая может, по всей вероятности, привести к решению Индии присоединиться к «ядерному клубу». Указывалось и на то, что Пакистан располагает потенциальными возможностями произвести ядерные испытания, поскольку его политика привязана к политике Индии. США говорили Пакистану, что его имидж в мировом сообществе «существенно вырастет», если он подпишет ДНЯО, а Индия откажется сделать это. США также отме-
734