ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
18. Понятие об интеллекте и его измерении.
М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов:
1. Социокультурный – интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Лурия, Выготский, Брунер, Леви-Брюль, Коул и Скрибнер).
2. Генетический – интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (Пиаже, Чарлсворз).
3. Процессуально – деятельностный – интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (Рубинштейн, Брушлинский, Венгер, Талызина, Тихомиров, Абульханова-Славская).
4. Образовательный – интеллект определяется как продукт целенаправленного обучения (Фишер, Менчинская, Калмыкова).
5. Информационный – интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки информации (Айзенк, Хант, Штернберг).
6. Феноменологический – интеллект как особая форма содержания сознания (Келер, Дункер, Мейли, Вертгеймер).
7. Структурно–уровневый – интеллект как система разноуровневых познавателных процессов (Ананьев, Степанова, Величковский).
8. Регуляционный – интеллект как форма саморегуляции психической активности (Терстоун).
Айзенк выделяет три концепции,
1. биологический – понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга.
2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тесами измерения IQ.
3. социальный (практический) как проявление социально-полезной адаптации, выделяются исследуются такие проявления как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).