ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
• формирование приказной системы;
• продолжение губной реформы — отмена кормлений (1555—
1556 гг.), вся власть в уездах перешла к выборным губным и
земским старостам, а в городах - к излюбленным головам.
Опричнина (1565-1572)
•Цель опричнины - усиление самодержавной власти; неразвитость центрального аппарата компенсируется жестокостью.
•Содержание опричной политики:
•выделение части государства в личной особый удел (опричнину), разделение страны на две части: опричнину и земщину;
•государь волен казнить и миловать по своему усмотрению, не советуясь с Боярской Думой;
•создание особого опричного управления: "опричный двор" со своей Боярской думой, приказами, особая опричная казна, опричное войско;
•привилегированное положение опричнины перед земщиной.
Восточное направление внешней политики Ивана Грозного
2 октября 1552 г. Казань была взята штурмом.
В 1556 к Русскому государству было присоединено Астраханское ханство, в 1556-1557 гг. покорена Ногайская Орда и земли Башкирии.
Западное направление внешней политики Ивана Грозного.
Ливонская война
(1558—1583 гг.)
Причины войны:
•стремление к завоеванию Прибалтики;
•расширение выхода в Балтийское море и торговли с Европой;
• недружественная политика Ливонского ордена.
• 1 этап - победы русской армии, взяты Нарва, Юрьев, Мариенбург и Феплин. Магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен, распад Ливонского ордена (1558-1561
гг.).
• 2 этап - вступление в войну Польско-Литовского
государства, Швеции (все против захвата русскими Прибалтики). В 1563 г. русские войска овладели Полоцком, но уже в следующем году потерпели два поражения - на реке Уле и под Оршей. Война принимает затяжной характер. В 1569 г. Польша и Литва, заключив Люблинскую унию, объединились в единое государство - Речь Посполитую (1561-1577
гг.).
• 3 этап - новый польский король Стефан Баторий отвоевывает Полоцк (1579 г.) и вторгается в пределы Русского государства. Одновременно в новгородскую землю вторглись шведы. В 1581-82 гг. Баторий осаждает Псков (отбит 31 приступ), шведы в это время захватили Нарву, Ивангород, Копорье.
• в 1582 г. - Ям-Заполъское перемирие с
Речью Посполитой: отказ Русского государства от Ливонии за возврат утраченных приграничных русских
крепостей;
• в 1583 г. -Плюсское перемирие со Швецией: отказ от Эстляндии, уступка шведам Нарвы, Копорья, Ивангорода и Корелы;
Причины поражения:
• неверная оценка расстановки сил в Прибалтике;
• ослабление государства в результате внутренней политики Ивана Грозного.
Культура XVI века
1.Новый облик столицы.
Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия
Блаженного. Дитография 19 в.
Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы.
Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал административным и культурным центром страны.Здесь
появились представительства иностранных госу-
дарств, и государственные учреждения.
1.Новый облик столицы.
Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классичес кие соборы соседствовали с шатровыми.
В 1555-60 гг.на Красной площади воздвигнут храм Василия Блаженного, посвященный взятию русскими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.
В.Васнецов.Соборы Московского кремля.
2.Крепостное и церковное строительство.
Церковь Вознесения в Коломенском.
По границам русского государства развернулось кру пное крепостное строительство.В Поволжье,в Центральном районе и в Сибири появилось несколько мощных крепостей.В Смоленске под руководством Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями.
ВКазани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп-лекс Казанского Кремля.
Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Казань неприступными.
3.Живопись.
Дионисий.Митрополит Алексий с житием.
Русская живопись развивалась в рамках иконописи.
Самым известным иконописцем стал Дионисий расписавший часть Успенского собора Московского Кремля.Его работы отличают праздничность и светлая радость.
На его иконах святые изображаются в обрамлении жанровых сцен, описывающих эпизоды их жизни.
Впериод правления Грозно го в иконы стали включаться исторические сюжеты.
3.Живопись.
Церковь воинствующая. Икона 16 в.
Всер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая».
Впобедоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».
4.Просвещение.
Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников.
Простых людей обучали специальные мастера «недуховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ потребовало издания учебников.
4.Просвещение.
«Апостол»-первая русская книга.
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»- первая книга для обучения грамоте.
И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редакторомпереводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
5.Литература.
«Апостол»-первая русская книга.
В 1пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе.
В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.
6.Общественная мысль.
В 16 в. В литературе появляется жанр публицистики. Иван Пересветов в письмах Грозному предложил царю ряд проектов реформ.В переписке Грозного с Иваном Курбским рассматриваются проблемы взаимоотношения государства и общества.Курбский предлагал сословно-пред- ставительскую монархию, а царь отстаивал идею самодержавной власти.
Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому вопросу.
«Мономахов трон» Ивана Грозного
в Успенском соборе.
6.Общественная мысль.
Он доказывал, что богатство государства создается
крестьянским трудом, и что только благодаря народу мо гут существовать другие сословия.
В 60-е гг. появляется «Сказание о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и возвратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится большое количество сведений об истории Казани, опирающихся на различные ис-
точники.
«Колокольня Ивана Великого в Москве.
7.Быт.
А.Корзухин. Девичник.
Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитаемым праздником была Пасха посвященная Воскрешению Иисуса Христа.Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся.