ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой благодаря стимуляции интереса к ней.

В какой форме может вообще проводиться НП? Я насчитал три основные схемы.

Первая - прагматическая. Она практиковалась в советское время и представляет собой форму профориентации. Направлена на молодежь, которой еще предстоит получить профессиональное образование. Кружки физики, математики, журналы типа "Кванта". Обеспечивает отбор интересующихся. Схема работает великолепно при условии внешнего финансирования со стороны государства или крупнейших корпораций.

Вторая схема популяризации - развлекательная. Прекрасно работала в это же время на Западе. Ее идея в том, что наука превращается в шоу, которое оправдывает затраты на науку в глазах налогоплательщика. Если можно потратить сотни миллионов долларов на кинофильм, то почему за те же деньги не послать вездеход на Марс. Люди понимают, что наука - это весело, интересно, забавно.

Проблема - в кризисе науки. Предыдущие 100 лет мы шли за позитивистскими манками. А теперь какой-то основополагающей идеи ни в науке, ни в искусстве не прослеживается. Поэтому стало трудно собрать под это энтузиазм, интерес масс. В 60-х годах книги "Думающие машины" или про космос шли у подростков нарасхват. А теперь это исчезло из-за какой-то растерянности в познании мира. Наука перешла в состояние количественного развития. Тот же геном человека можно еще расшифровывать сто лет...


еще третья модель, существующая вполне автономно, которая базируется совсем на другом. На самом деле она единственная по-настоящему рыночная модель, хотя рынок у нее очень маленький. Я условно назову ее "классической". У людей есть список потребностей – есть, спать, обеспечивать безопасность. Потом возникает потребность в самосовершенствовании и в какой-то момент возникает такой вопрос. Вот, у меня сейчас все более или менее благополучно, но где это я оказался? Речь не про этот уютный подвальчик, а – бери больше – что это за планета, на которой я живу, что за Галактика? Что это внутри меня происходит? То есть, возникает вполне бескорыстный открытый интерес к тому, что есть мир, в котором протекает наше существование, к которому мы оказались вынуждены без нашей к тому явно выраженной воли. Мы вроде бы и не против, но хотелось бы узнать, где мы.

Такое пожелание возникает с некоторого момента, когда есть определенное душевное спокойствие. И вот, на удовлетворении этой потребности, этого спроса, может строиться популяризация совершенно другого типа. Только на такую популяризацию рассчитаны, например, книжки Хокинга "Краткая история времени" или Пенроуза "Новый ум короля". Так вот это направление популяризации – единственное по-настоящему рыночное, оно удовлетворяет реальную потребность. Рынок мал, спрос мал. Что с этим делать?

!1 стратегия - РАЗРАБОТКА НОВЫХ ТЕМ, Профессионализм научной журналистикиПрофессионализм научной журналистики, Научный миф

3 Эскалация популяризации (гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки.

Примеры:

Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующей области науки и техники. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории.

По мнению Алексея Шварева, популяризация нанотехнологий ведется многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег[8], он даже придумал синоним излишней популяризации нанотехнологий — неологизм «нанопурга»[9], соответствующий англ. nano-hype[10]. Хотя первый вице-премьер Сергей Иванов, говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий, упомянул этот неологизм так:))

, Разрушители легенд. Несколько лет назад появилась целая группа популяризаторов науки на телевидении. Их команда, как и одноимённая телепередача, называется «Разрушители легенд» (англ. Mythbusters). «Разрушители» экспериментально опровергают (а иногда и подтверждают) различные современные мифы, которые можно проверить научно. На первый взгляд их опыты могут показаться простым развлечением, но на самом деле и Джейми, и Адам следуют научной методологии, подсчитывая, измеряя скорости, мощности и просчитывая ход эксперимента, пытаясь найти пути научного решения любой проблемы


ВИКИ Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое вращение небесной сферы, первого — перемещение Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце считается неподвижным относительно звёзд.

1)

А прав ли Коперник? Интернет СМИ -

naturalworld.ru

Наступил двенадцатый год нового двадцать первого века. Современная наука достигла, казалось бы, небывалых высот в своем развитии. Космонавтика и ядерная физика, генетика и медицина, квантовая физика и околоземные орбитальные станции, и еще многое другое. Но наряду с достижениями последних десятилетий в науке оставались и остаются, ряд не разрешимых до сей поры фундаментальных проблем.

Что же это за проблемы?

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно люди пользуются таким понятием как Время, но еще никто и никогда не дал этому понятию научного определения. Все знают, что живем мы в трехмерном пространстве, но еще, ни один ученый не объяснил, чем же она, эта трехмерность обусловлена. В настоящее же время в научных кругах все более укрепляется мнение о том, что наше пространство четырехмерное. И называют четвертым измерением Время, хотя, что это такое не знает никто! Все еще со школьной скамьи знают Закон всемирного тяготения И. Ньютона, но никто не знает что это такое и как оно, тяготение возникает. И таких неразрешимых научных проблем более чем достаточно.

Одной из таких научных непонятностей являет собой теория Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Взяв ее на вооружение в пику библейскому видению построения Солнечной системы наука, вместе с этим отвергла и теорию Геоцентризма, созданную в свое время Птолемеем. Почему это было сделано? Во-первых, потому, что и библейское видение и теория выдвинутая Птолемеем вторили друг дружке. Во вторых в теории Птолемея орбиты планет Солнечной системы были, сложными по причине того, что Птолемей считал Землю хоть и центральной, но планетой не подвижной.

С орбитами планет конечно можно было ученым мужам, и разобраться, но вот признать правоту Библии они не могли. Признать правоту Библии значило навсегда лишиться науке своей самостоятельности и быть вечной тенью религии. А вот этого наука не могла допустить!


Взяв на вооружение Гелиоцентрическую систему Н. Коперника, наука некоторым образом избавилась от сложных планетных орбит птолемеевской теории. И вместе с тем получила «неопровержимые» доказательства не состоятельности библейских утверждений о том, что Земля является центром Вселенной. Но теория, это умозрительное предположение требующее доказательств. В процессе поиска неопровержимых научных доказательств, правоты теории гелиоцентричности, ученые столкнулись с существенными проблемами. Одной из них был механизм смены времен года на Земле.

Необходимо было объяснить, не только как происходит, смена времен, но также требовало объяснений, то обстоятельство, что в северном и южном полушариях времена года были прямо противоположными. На выручку пришло предположение, что Земля вращается вокруг Солнца по вытянутой эллиптической орбите. И это предположение тут же было принято наукой астрономией.

Только вот незадача! При движении Земли вокруг Солнца по вытянутой элептической орбите протяженность времен года должна быть разной! А это уже прямо противоречило реальности! И тогда астрономы нашли «ну очень разумный» выход. Недолго «сумяшися» они объявили, что в своем движении вокруг Солнца, планета Земля периодически, то ускоряет, то замедляет свое движение! Тогда, если это утверждение соответствует действительности, ныне существующей науке необходимо признать один из двух фактов: или то, что Земля разумна, или то, что процессом ускорения и замедления движения кто-то управляет. Третьего в данном случае науке не дано.

Чем больше астрономы пытались найти доказательств в пользу теории Н. Коперника, тем больше сталкивались с необъяснимыми фактами. Следующим фактом стало то, что все математические расчеты приводили к одному и тому же выводу, Луна в Солнечной системе лишняя! Лишняя! И все тут! И на этой благодатной почве родилась уйма самых не вероятных гипотез.

От гипотезы о том, что Луна, искусственно созданная база инопланетян, до гипотезы о том, что она образовалась вследствии столкновения Земли с неизвестным науке небесным телом. Последнее предположение и было принято наукой, как наиболее правдоподобное. Этим предположением астрономы «убили» сразу двух зайцев. Как- бы объяснили происхождение Луны и тем же фактом объяснили наклон земной оси. Остается не понятным только одно. Почему в результате выброса вещества после столкновения Земли с космическим телом образовалась планета Луна, а не околоземный пояс астероидов? Ведь последнее должно было произойти с наибольшей долей вероятности.


Не получили внятного научного объяснения такие явления как прецессия оси Земли, фазовая светимость одних планет и смена яркости свечения других планет. Таким образом, надежда ученых астрономов объяснить с помощью теории Гелиоцентричности все происходящие в нашей планетарной системе процессов не оправдались. Вместо четких и ясных ответов наука получила ряд не разрешимых вопросов.

А сейчас давайте обратимся к отвергнутой теории Геоцентрической планетарной системы предложенной в свое время Птолемеем. Но прежде чем мы попытаемся теперь уже с ее помощью объяснить происходящие в Солнечной системе процессы, условимся, что находящаяся в центре планета Земля не является не подвижным объектом. Но если она подвижна, то, как она движется?

А движется планета Земля, вращаясь в трех взаимозависимых плоскостях. Первой плоскостью вращения является суточное вращение Земли вокруг собственной оси.

Второй плоскостью вращения является вращение самой земной оси в годовом круге.

Третьей плоскостью вращения является движение всей Солнечной системы в круге 12 зодиакальных созвездий. Математически взаимозависимость все трех плоскостей выражается равенством 360=1.

Выглядит это следующим образом. Один оборот Земли вокруг собственной оси дает подвижку самой оси в годовом круге равной 1 градусу. Таким образом, 360 оборотов Земли вокруг собственной оси (суток) дает поворот самой оси в годовом круге на 360 градусов.

Исходя из этого, мы можем смело утверждать, что земной год равен 360 суткам! Но тогда на законном основании возникает вопрос. Почему в календаре суток 365, а через 3 года их в году 366? Данное не соответствие календаря земному году мы рассмотрим и объясним несколько позже.

А сейчас продолжим рассмотрение следующей взаимозависимости, которая гласит, что 360 оборотов земной оси в годовом круге, дает продвижение всей Солнечной системы в круге зодиакальных созвездий ровно на 1 градус. Еще со школьной скамьи каждый из нас знает, что круг любой величины равен 360 градусам. К тому же мы только что выяснили, что 1 градус круга зодиакальных созвездий равен 360 земным годам. Зная это, можем ли мы вычислить общую протяженность круга 12 зодиакальных созвездий в земных годах?

ВИКИ Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.