ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
От авторов
Вам знаком такой разговор? «Почему получил двойку? Опять до полуночи в компьютерные игры играл?» Сын опустил голову и молчит. «Ты что язык проглотил? У тебя язык к гортани прилип? Или он у тебя отсох?». «Какие нелепые вопросы, — думает сын. — Как я могу язык проглотить? И как прилипнуть или отсохнуть он может? Причем тут язык? Учительница вчера была сердитая, ко всем придиралась».
Действительно, причем тут язык? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Начнем с определения. Скажите, что называет слово язык? Первоначальное его значение — «подвижный мышечный орган в полости рта, позволяющий определять вкус пищи». Именно об этом значении подумал школьник, когда услышал вопросы отца. Но разве это значение имеет слово язык в сочетаниях проглотил язык, язык прилип к гортани, язык отсох?
И это и не это. Согласны? Дело в том, что язык у человека служит не только органом вкуса, с его помощью образуются звуки человеческой речи. В результате слово язык приобретает значение «орган речи, при помощи которого человек может говорить». Это значе-
Отавторов
му овладение родным языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.
Пособие «Русский язык и культура речи» поможет вам:
•осмыслить и усвоить основные понятия русского языка и культуры речи;
•приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
•сделать свою речь грамотной, яркой и вырази-
тельной.
Помните: только терпение и труд к успеху ведут.
Русский язык и культура речи
не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.
Литературный язык помимо письменной и устной формы в акте общения может быть представлен в виде книжной или разговорной речи. Чтобы понять, как они между собой соотносятся, необходимо вспомнить особенности форм речи.
Задание 13. Прочитайте высказывание литературоведа И.Л. Андроникова. Каково его суждение об особенностях устной и письменной речи?
Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать — такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она
26
Русский язык и культура речи
•владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
•умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
•соблюдение этики общения.
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этнический.
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить — еще не заслуга, и неумение — уже позор, — писал знаменитый Цицерон, — потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуры, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, своим обязанностям. Последнее в первую очередь относится к работникам радио, телевидения, преподавателям школ и вузов, чиновникам высшего разряда, т.е. всем тем, кому по своей должности приходится часто выступать перед аудиторией.
Культура речи требует от говорящего или пишущего умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения.
34
Русский язык и культура речи
На использование речевого этикета большое влияние оказывают: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Русский язык и культура речи
Различаются нормы:
Задание 17. Пользуясь схемой, назовите нормы, характерные только для устной, только для письменной речи и относящиеся к обеим формам речи. Чем такое разделение можно объяснить?
Задание 18. Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится каждая из них.
1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание.
6.Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону.
7.Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал.
38