ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопр.1 и 2. Всякая деятельность, которой занимается человек, связана с тратой нервной и мышечной энергии. В зависимости от вида работы, тратится больше одна или другая, что и служит основанием для деления людей по виду их деятельности на людей; умственного и физического труда. В результате траты энергии возникает явление утомления, которое обычно снимается последующим отдыхом. Под целесообразным общим режимом следует понимать умение так рационально его построить, чтобы все жизненные функции протекали нормально, обеспечивая высокий тонус во время работы, и не оставляли бы утомления. Ежедневная большая творческая работа певца должна распределяться так, чтобы она протекала в период наибольшего подъема и активности организма. Нормальный жизненный режим и соблюдение гигиенических правил обеспечивает здоровье человека. Певец — это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной системой, и с состоянием внутренних органов. Режим жизни должен быть построен так, чтобы нервная система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению, чтобы, утомляясь в процессе жизни и певческой деятельности, — она систематически получала возможность полного восстановления. При неустойчивой нервной системе, при сильной ее реактивности и быстрой утомляемости легко возникают различные нарушения нервной деятельности, немедленно сказывающиеся на голосе.

Даже в том случае, когда ученик обладает устойчивой нервной системой, хорошо переносит сильные нагрузки, он должен с большим вниманием относиться к гигиеническим правилам, способствующим сохранению высокого тонуса и длительной работоспособности нервной системы.

Мышечная система тесно связана с нервной. Для певца необходима достаточная мышечная активность. Мышечная активность зависит от тонуса нервной системы. С другой стороны, и умеренная работа мышц оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Хорошо развитые и активно действующие мышцы всегда способствуют хорошему жизненному тонусу. Не случайно там, где профессия связана с повседневной тренировкой мышц (как, например, в институтах физкультуры, в балетных школах), люди не- только иначе двигаются, но у них другой, более высокий жизненный тонус. Уныние, упадок настроения, вялость — здесь более редкое явление. Певец не может не обращать внимания на состояние мышечной системы, которая должна получать систематическую умеренную нагрузку. Пассивность в движениях, лень, сидячий образ жизни не способствуют хорошему состоянию организма, снижают его активность. Кроме того, работами последнего десятилетия было установлено, что общая мышечная активность непосредственно воздействует на тонус мускулатуры гортани, т. е. на самый механизм голосообразования. Таким образом, деятельность мышечной системы является мощным стимулятором жизненного тонуса организма вообще и голосового аппарата в частности. Каждый певец должен знать об этой взаимосвязи и использовать ее в целях поддержания активности своего организма и голосового аппарата. На общем состоянии организма и на работе голосового аппарата в сильной степени отражается состояние внутренних органов. Работа внутренних органов, учет особенностей их функции должен входить как один из элементов при составлении режима дня. Состояние многих внутренних органов, в частности желудка, сердца, может непосредственно сказываться на работе голосового аппарата, тормозя его деятельность, не говоря уже о заболеваниях этих органов, при которых рефлекторно может нарушаться работа гортани. Болезненное или особое функциональное состояние этих органов в момент пения в сильной степени способно затруднить певческую функцию. На полный желудок — петь трудно не только из-за механических причин, вследствие ограничения движений диафрагмы, но и рефлекторно. Поэтому певцу рекомендуется в дни выступления обедать за 3—4 часа до выступления, не перегружая себя едой. Составление определенного и твердого распорядка дня, режима отдыха, работы и питания для большинства учащихся представляет значительные трудности в связи с различными условиями жизни, работы и учебы. Общегигиенический режим должен включать в себя определенный распорядок отдыха, труда, питания, физических движений и т. п. Чередование утомления и отдыха позволяет организму выполнять любую деятельность постоянно, в течение всей жизни. Вспомним, что и вся жизнь человека строится на этом чередовании активности и отдыха. За временем дневной активности, когда человек тратит много энергии, наступает сон — когда восстанавливаются затраченные силы, и с утра человек оказывается снова в деятельном состоянии. Благодаря смене активности и последующего отдыха (сокращения и расслабления) сердце человека способно работать в течение всей жизни. Задача отдыха — снять утомление, восстановить работоспособность организма в целом или какого-либо его органа.


Вопр.3. Значение сна. Полный отдых организм получает во время сна. Сон — это разлитое торможение нервных клеток мозга, во время которого они восстанавливают энергию для последующего дневного возбуждения. Сон, достаточный для восстановления энергии нервных клеток, должен длиться 7—8 часов для взрослого человека. В более молодом возрасте норма сна несколько увеличивается — до 9 часов в сутки. Эти нормы весьма условны и в значительной степени зависят от свойств нервной системы того или другого человека. Каждый должен знать норму своего сна, после которой он чувствует себя действительно полностью отдохнувшим, готовым к новой работе. Для того чтобы сон наступал скоро, был глубоким и ровным, необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего важно ложиться в постель всегда примерно в одно и то же время, тогда, в силу сложившегося стереотипа, сон будет приходить скорее и легче. Важно на ночь не перегружать свою нервную систему мыслями, требующими большого сосредоточения, не занимать ее волнующими проблемами, не давать ей большой умственной работы. За 1—2 часа до сна нужно переключаться на спокойную беседу. Еще более целесообразно выйти на полчаса — час на спокойную прогулку по улице. Такая прогулка — лучший отдых после работы, дающий хорошее переключение энергии с умственной работы на двигательную. Весьма существенно не есть много на ночь и принимать пищу не позже чем за 2—3 часа до сна. На ночь не следует пить ничего возбуждающего (кофе, крепкий "чай, алкоголь) и не есть острого. Все эти доступные каждому мероприятия помогают легко и спокойно засыпать, спать глубоким сном и просыпаться бодрым, хорошо выспавшимся, с желанием быстро встать. Большое значение для сна имеет чистота воздуха и температура комнаты, где проходит сон. Комнату на ночь необходимо хорошо проветрить, и, если позволяет погода, оставить открытым окно или, по крайней мере, форточку. Сон в душном, жарком помещении не протекает глубоко и спокойно. На режим сна должен обратить самое серьезное внимание каждый певец, так как только хороший сон способен восстановить утомленную нервную систему.

Вопр.4. Питание. Еда человека, занимающегося пением, должна быть достаточно калорийной, разнообразной и необильной. Певцу следует избегать острых блюд, раздражающих слизистые оболочки, а также излишне горячих, обжигающих или, наоборот, слишком холодных. Излишне горячие напитки, например очень горячий чай, обжигающе действует на слизистую оболочку, рот и глотку, в результате чего нарушается ее нормальная функция и возникает катаральное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнуть, легко подвергается воспалительным процессам. Необходимо, чтобы питание распределялось равномерно в течение дня. Нельзя питаться всухомятку, кое как, между делом. Правильное, регулярное, калорийное, разнообразное питание — залог хорошего бодрого состояния организма. Особенно важное значение имеет распределение питания в течение дня. Важно всегда питаться в одно и то же время, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Организм привыкает к определенному стереотипу смены различного вида работы, питания и отдыха. Этот стереотип надо всемерно поддерживать.


Особо следует сказать о количестве пищи. Питание должно быть достаточным, но не обильным. Чувство насыщения у большинства людей приходит позднее того момента, когда организм получает необходимое количество пищи. В результате многие люди переедают, желая во что бы то ни стало встать из-за стола с ощущением сытости. Как считают многие специалисты в области питания, большинство людей в наше время страдает от переедания, а не от недоедания. Переедание ведет к тому, что в организме помимо ожирения скапливаются различные шлаки, излишки неиспользованных веществ. Ожирение наносит большой и непоправимый вред внешнему облику артиста, а также может нарушать деятельность ряда его систем: сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Каждый артист всегда обязан следить за своим внешним видом, так как полнота может сильно мешать воплощению многих образов. К сожалению, жизнь показывает, что многие певцы, и особенно певицы, сильно полнеют после 30—40 лет. Это значительно снижает впечатление от их выступлений на сцене. Большинство оперных героинь — девушки, молодые женщины, и выступление в этих ролях располневших певиц производит крайне отрицательное впечатление, даже несмотря на великолепное пение. В наше время оперная сцена требует создания полноценного образа героя как в смысле вокально-драматического его воплощения, так и внешнего, сценического. Обычно так называемые склонные к полноте люди стараются не есть тех или иных продуктов, чаще всего мучных и сладких блюд. Действительно, эти углеводные продукты способствуют накоплению жира. Но в конечном итоге решает вопрос не столько качество, а количество пищи, которое съедает человек, и та мышечная работа, которую он производит за день. Вообще же суточную пищу надо делить на 3—4 раза, принимая максимум питания в первой половине дня.

Вопр.5. Роль физической работы. Умеренная физическая нагрузка, связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стимулом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной утренней 15—20-минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц. Зарядка не только переводит организм из сонного состояния в активное, но и способствует развитию многочисленных мышц. Зарядка должна носить легкий, непринужденный характер, без больших физических напряжений. В этом она отличается от тренировки, целиком рассчитанной на выработку силы, выносливости и ловкости определенных групп мышц. Кроме того, зарядка ведет и к минимальной закалке, так сак делается в легкой одежде и при открытой форточке. Зарядку целесообразно закончить водной процедурой. Не надо думать, что закалка организма — это обязательное обливание холодной водой и т. п. Обычный теплый душ с последующим растиранием тела полотенцем, помимо гигиенических соображений, является тем минимальным закаливающим средством, которое приучает организм к лучшей выносливости против перемены температуры. Зарядка и душ — это те виды закалки, которые доступны каждому человеку и которые всегда оказывают благотворное влияние на организм. Однако зарядка — это лишь 15—20-минутная работа мышц. В течение дня певец обязательно должен выполнять другие виды умеренной мышечной работы, которые всегда благотворны для людей, затрачивающих в своей основной деятельности много умственной и нервной энергии. Такой минимальной формой мышечной работы может быть прогулка в течение 1—2 часов в спокойном темпе, желательно на лоне природы, или, еще лучше, различные виды спорта, более активно воздействующие на организм. Певцу не противопоказаны занятия любыми видами спорта, однако спортивные занятия певец не должен доводить до сильной степени утомления. Как показали исследования, — лучший отдых от основной деятельности — не бездеятельность, а переключение на другой вид работы. Общеизвестна польза смены труда умственного на физический.


Вопр.6. Организация дыхания. Дыхание — это та сила, которая приводит в движение весь механизм голосообразования, весь голосовой аппарат.

«Певческий процесс может быть отлично организован при различном типе дыхания. Все дело в этой организации», — пишет Л. Б. Дмитриев. Наиболее целесообразным типом следует считать естественное полноценное смешанное дыхание, способное гибко изменяться от «верхнего» до «нижнего», в зависимости от выполняемой певцом музыкальной задачи.

Известно, что физиологически наиболее верно и полноценно дыхание организуется при вдохе через нос. При этом легче достигается и головное резонирование, что характеризует обычно правильное голосообразование. Но добиться от певца умения брать дыхание через нос при работе над художественным материалом очень трудно. В вокально-ладовых упражнениях это становится возможным, поскольку задача здесь максимально упрощена и целенаправленна.

Перед пением любого упражнения всегда дается настройка в определенной тональности (трезвучие или каданс).

Традиционно различают 4 типа дыхания в пении (выдержки из книги Л.Б. Дмитриева «Основы вокальной методики»):

1. Чисто грудной тип (рёберный, костальный) и его разновидность — ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) - дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за её движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются;

2. Грудобрюшной тип — 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) — во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма;

3. Грудобрюшной тип — 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) — то же, но с преобладанием брюшного дыхания;

4. Чисто брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный) — грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

И еще один важный момент при дыхании — это организация певческого выдоха. На самом деле, не столь важен тип вдоха, сколько организация выдоха. Здесь выработаны общие правила:

по окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох;

выдох должен быть постепенным.

Вопр.7. Закалка и простудные заболевания. Большое значение для здоровья имеет закалка организма и соблюдение определенных гигиенических правил, связанных с ней. Следует приучить себя к прогулкам на свежем воздухе и не кутаться. Приучив себя к постоянной теплой температуре, певец подвергает себя опасности простудиться при перемене температуры: от открытой форточки, легкого сквозняка и т. п. Ведь работа заставляет всех людей, и певцов в том числе, ежедневно сталкиваться с различными условиями жизни: приходится из теплой комнаты выходить на холод, ждать транспорта, стоять в раздевалке, находиться в прохладных или наоборот сухих и жарких помещениях, дышать пыльным, накуренным и душным воздухом, снова выходить на улицу, на мороз и т. п. Говоря о гигиенических правилах, помогающих организму в борьбе с простудными заболеваниями, о закалке организма, следует сказать несколько слов о простудных заболеваниях. Надо помнить, что простудное заболевание — это пробуждение инфекции, имеющейся в дыхательных путях. Эта инфекция усиливаемся, если имеется непосредственный контакт с больными. Однако заболевание может не возникнуть, если сопротивляемость организма высока. Охлаждение здесь играет роль фактора, понижающего сопротивляемость, но не оно, собственно, вызывает заболевание. Таким образом, чтобы не болеть простудными заболеваниями, следует, во-первых, по возможности не контактировать с больными; и, во-вторых, стремиться к тому, чтобы жизненный тонус организма, его сопротивляемость были высокими. К этому и ведет закалка.


Вопр.8. Курение и алкоголь. Никотин, содержащийся в табаке, как и алкоголь, являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны. Однако в результате систематического приема небольших доз этих ядов организм постепенно привыкает к ним, приспосабливается к их воздействию и снижает их ядовитое действие. Оба эти яда вызывают в результате привыкания потребность систематического приема. Отвыкнуть от них трудно, а поэтому кто еще к ним не привык — не должен и пробовать. Курение, кроме сильного общеотравляющего действия, вызывает местное раздражение всех слизистых оболочек дыхательных путей, поэтому у курильщиков они обычно находятся в состоянии хронического воспаления. Курильщики всегда страдают кашлем, при котором отхаркивается много мокроты. Такое постоянно раздраженное состояние слизистых оболочек весьма неблагоприятно для пения. Однако приспособляемость организма велика, и многие певцы позволяют себе курить. Но учащемуся пению курение особенно вредно, ибо меняющееся состояние слизистой оболочки меняет певческие ощущения. Педагог бывает в затруднении, не понимая, является ли охриплость голоса и мокрота результатом неправильных приемов или следствием курения. От курения голос становится более грубым, в нем появляются призвуки, сипотца — как следствие постоянного прохождения мокроты между связок во время пения. Алкоголь является ядом для нервной системы и отрицательно действует на голосовой аппарат. У некоторых голос «садится» после одной-двух рюмок вина. Алкоголь, хотя и в меньшей степени, чем курение, но все же раздражающе влияет на слизистые оболочки. Поэтому у алкоголиков голос обычно изменен: он более низкий и хриплый. Как и многие яды, алкоголь вызывает привыкание, и многие люди могут вначале без заметного ущерба для работы употреблять небольшое количество вина. Однако систематическое его употребление всегда вызывает нежелательные сдвиги в нервной системе, появляются признаки ее расстройства: раздражительность, плохой сон, неточность движений и т. п. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь перед экзаменом или выступлением. Действие его основано на растормаживании нервной системы — пьяный человек — это «человек без тормозов». В отношении движений растормаживание ведет к дискоординации их, поэтому движения пьяного неточны, размашисты, плохо согласованы. Принятие алкоголя «для смелости» не может привести ни к чему, кроме ухудшения выполнения вокального задания.