ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Приложения
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Приложение 3. Ссылки
Библиография и рекомендованная литература
1.Андреева Ю., Хотите усыновить ребенка? Спб, 2004
2.Бабурин С. Н. и др., Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ, Москва, 2004
3.Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
4.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Знание, 1994
5.Дитрих А. К., Юрмин Ю. А., Кошурникова Р. В. Почемучка. — М., 1990
6.Забрамная Т. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1987
7.Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. М., 1991
8.Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. М., 1993
9.Коляда М. Г. Настольная книга заботливых родителей. Донецк, 2002
10.Красницкая Г.С., Прихожан А.М., Вы решили усыновить ребенка. М., 2001
11.Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. М., 2000
12.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1989
13.Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1991
14.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991
15.Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций М., 1990
16.Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет: Пер. с англ. 2-е изд. М., 1988
17.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001
18.Макфарлейн А., Макферсон А. Дневник подростка: Пер. с англ. М., 1992
19.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991
20.Методические материалы по подготовке приемных родителей. СПб, 2006
21.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
22.Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опе-
кунам. М., 2002
23.Никитин Б. С. Развивающие игры. М., 1985
24.Положение детей в России. 1992. (Социальный портрет), М., 1993. (НИИ детства РДФ)
25.Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ./Общ. ред. Я. В. Пилипов-
ского. М., 1992
26.Популярная психология для родителей. (Под ред. А. А. Бодалева). М., 1990
27.Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992. (НИИ детства РДФ)
28.Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990
29.Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987
109
Приложения
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
30.Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М.., 1992
31.Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. М., 1982
32.Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986
33.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
34.Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991
35.Тархова Л. П. Воспитать мужчину. М., 1992
36.Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. М., 1988
37.Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990
38.Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1992
39.Фурутан Али Акбар. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ. М., 1992
40.Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989
41.Чейпи Д. Готовность к школе. М., 1992
42.Швейцар И. Забота о ребенке: Пер. с чеш. Прага, 1990
43.Caring for children with special needs, NY, 2003
110
|
|
|
Приложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие |
||
Полезные сайты |
|
|
|
|
http://vd-spb.ru |
http://www.opeca.ru |
|||
Санкт-Петербургская Общественная орга- |
Благотворительный фонд «Приют Де- |
|||
низация «Врачи детям» |
тства». |
|||
http://www.usynovite.ru |
http://innewfamily.narod.ru |
|||
Усыновление в России. Интернет-проект |
Проект «К новой семье» |
|||
Министерства образования и науки РФ |
|
|
|
|
|
http://detskidom.info |
|||
http://www.detskiedomiki.ru |
Ежеквартальный журнал «Детский дом» |
|||
Проект помощи детям-сиротам и детям с |
|
|
|
|
особенностями в развитии: воспитанникам |
http://pomogi.org |
|||
детских домов, домов ребенка, приютов, |
Благотворительный Интернет-фонд «По- |
|||
школ-интернатов России. |
моги» |
|||
|
http://hereandnow.ru |
|||
http://www.detskiedomiki.ru/guide/opeka/ |
Фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сей- |
|||
Справочная информация по всем органам |
час», Москва. |
|||
опеки и попечительства России |
|
|
|
|
|
http://www.april-deti.ru/chhome.php |
|||
http://opekainfo.ru |
Детские дома Ленинградской области |
|||
Россия без сирот. Ссылки на сайты с произ- |
|
|
|
|
водной информацией о детях. Статистика, |
http://www.7ya.ru/conf/conf-Adopt.aspx |
|||
новости, конкурсы для органов опеки и по- |
Конференция о приемных детях |
|||
печительства. |
|
|
|
|
|
www.adoption.com |
http://www.sirota-spb.ru
«Ищу маму» – социальный проект Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по труду и социальной защите населения.
http://assistance.foxline.ru/pesp.htm
Санкт-Петербургский региональный общественный фонд «Содействие»
http://www.fostercare.ru
Санкт-Петербургский Общественный благотворительный фонд «Родительский мост»
Информационный сервер, посвященный проблемам семейного устройства детей (на английском языке)
http://www.childpsy.ru
Детский психолог
111
Приложения
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Приложение 4.
Контакты |
Санкт-Петербургская региональная |
Комитет по труду и социальной защите |
общественная организация по |
населения |
работе с детьми и молодежью «Центр |
193060, Санкт-Петербург, Смольный |
“Инновации”», проект «Права детей – |
Тел.: (812) 276 11 15 |
детям!». Оказание юридической помощи |
|
по вопросам защиты прав детей |
Управление по делам семьи, женщин и детей Комитета по труду и социальной защите детей
190000, г. Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 6
Тел.: (812) 315-30-97
Региональный оператор банка данных о детях-ситротах, Комитет по труду и социальной защите населения СПб
Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 6
Тел.: 315-67-38, 315-30-97
Центр помощи семье и детям
Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д.10
Тел.: 764-08-71, 712-22-12
Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», Школа приемных родителей
197376, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, дом 7, офис 707
Тел.: (812) 335-11-65 E-mail: info@vd-spb.ru www.vd-spb.ru
191011, Санкт-Петербург, ул. Думская д. 1/3
Тел./факс: (812) 315-62-09 (прием по предварительной записи!)
E-mail: innovations@peterlink.ru www.innovations.spb.ru
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних (ГУСРЦН) «Альмус»
192174, Санкт-Петербург, ул. Шелгунова,
д. 25 Тел.: (812) 568-33-52
E-mail: almus@km.ru
СПб ГУСРЦН «Дом милосердия»
199034, Санкт-Петербург, наб. Лейт. Шмидта, д. 39
Тел.: (812) 321-07-76 E-mail: dom-mil@mail.ru
СПб ГУСРЦН «Воспитательный дом»
198261, Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 32, корп. 1 Тел.: (812) 759-43-28
112
Приложения
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Приложение 5. Словарь
Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям.
Агрессия – поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Астенические чувства – негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Астенический синдром – психопатологический синдром. Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. При этом происходит нарушение внимание и памяти.
Аутоагрессия – агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках самоубийства.
Гиперактивность детская – отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке.
Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная «дефицитом» общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, «холодных» матерей, которые не уделяют ребенку необходимое внимание.
Депрессия – психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчемности, со снижением порогов побудительной активности, заторможенностью движений.
113
Приложения
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Задержка психического развития – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
1.Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“);
2.Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“);
3.Органические поражения центральной нервной системы. У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособность, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также возникают эмоциональные и личностные нарушения.
Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Капризы детей – стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что–то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.
114