ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Вступление
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Как видите, у каждой семьи своя история. Кто-то решил взять ребенка случайно – просто увидел малыша и сердце само сказало: нужно взять его к себе. Кто-то вынашивал такую идею годами, долго и мучительно. Кто-то не может иметь своих детей, у кого-то, наоборот, несколько родных сыновей и дочек.
Но есть кое-что, что объединяет всех этих людей: желание поделиться любовью, нежностью и заботой с ребенком.
Что нужно детям
Гек Финн, Питер Пэн, Маленький Принц… Только в сказках и приключенческих книжках дети, не имеющие семьи, живут веселой жизнью, полной интересных событий. Они перелетают с планеты на планету, борются с пиратами в волшебной стране Нетинебудет, дружат с разными людьми и животными, наслаждаются свободой и независимостью.
В реальной жизни ребенку нужно, чтобы его любили. Чтобы просто рядом был взрослый, который заботится о нем. Конечно, ребенок совсем не будет против того, чтобы его мама была красивой как Клаудия Шиффер и умела петь как Алла Пугачева, а папа был сильным как ЖанКлод ван Дамм и богатым как Билл Гейтс. Но поверьте, это вовсе не обязательно.
И все-таки, какими качествами должен обладать приемный родитель, чтобы ему было легче преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком? Как и любой родитель, приемный родитель, в первую очередь, должен любить детей и очень хотеть, чтобы в его семье появился ребенок. Хорошо, если приемный родитель общительный человек и ему легко устанавливать контакт с новыми людьми. Прекрасно, если он терпелив, уверен в себе, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи и оказывать ее, умеет и желает принимать ребенка таким, какой он есть. Немаловажное качество — желание и умение сотрудничать со специалистами, сопровождающими создание приемной семьи.
Приемный родитель должен оптимистично смотреть на жизнь, но в то же время надо стремиться преодолевать возникающие трудности, конструктивно решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет легче понимать ребенка, если он научится видеть, что на самом деле лежит за тем или иным его поведением, в чем нуждается этот маленький человек, уже успевший за свою короткую жизнь испытать немало неприятностей и разочарований.
11
Вступление
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Каким родителем вы хотите стать для своего приемного ребенка? Строгим и справедливым, как Мэри Поппинс? Властным и непреклонным, как Фрекен Бок? Добрым и порядочным, как папа Карло? По сути дела, это неважно. Вам предстоит многое изменить в себе и многому научиться, овладевая сложной наукой воспитания приемного ребенка. Впереди вас ждет столько всего интересного, тысяча тысяч маленьких радостей, открытий, подвигов, которые вы вместе с вашим ребенком будете совершать ради одного – ради любви.
Резюме
Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку, или желание помочь конкретному лишенному родительской ласки ребенку обрести семью. В любом случае, это решение достойно уважения. Главное, прежде чем идти дальше, задумайтесь еще раз, насколько вы готовы к появлению нового человека в вашей семье, действительно ли это именно то, что вам нужно? Если же вы уверены в правильности своего решения стать приемным родителем, то смело вступайте на этот путь и не бойтесь никаких препятствий и трудностей. Ну а мы постараемся помочь в решении вопросов, которые могут у вас возникнуть.
12
Вступление
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Глава первая. В начале пути
Из этой главы вы узнаете какие формы семейного устройства детей существуют в России, что такое приемная семья и как ее создать, что необходимо решить, прежде чем брать в свою семью приемного ребенка, а также где будущие приемные родители могут получить поддержку и что такое Школа приемных родителей.
13
В начале пути | Глава 1
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Какиесуществуютформысемейногоустройствадетей
Итак, вы решили взять в свою семью приемного ребенка. И, скорее всего, у вас есть
смутное представление о том, как это можно сделать. К сожалению, в нашей стра- |
|
не подобные знания можно почерпнуть разве что из мексиканских сериалов, да и |
|
там, как правило, ничего толком не объясняют. Ребенок просто оказывается в семье, |
|
а вспоминают, что он приемный только когда на горизонте появляются его биоло- |
|
гические родители. |
|
Итак, для начала, рассмотрим, какие формы устройства детей, оставшихся без |
|
попечения родителей существуют в России. Их несколько: |
|
• усыновление (удочерение); |
|
• опека (попечительство); |
|
• приемная семья; |
|
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
(дома ребенка, детские дома, детские дома семейного типа, школы-интернаты, го- |
Буратино ут- |
родские и частные приюты и т. д.). |
|
Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предус- |
кнулся носом |
мотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В |
в добрые руки |
настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные |
папы Карло. |
формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома |
– Выучусь, |
(Ковалевский епархиальный детский дом, приют при женском монастыре г. Кос- |
вырасту, куп- |
тромы и т. д.), патронатные семьи, созданные по инициативе органов управле- |
лю тебе тыся- |
ния образованием (в Московской, Владимирской, Пермской и других областях). В |
чу новых кур- |
Санкт-Петербурге и других городах России активно развивается такая форма реа- |
ток… |
билитации ребенка, как семейно-воспитательная группа. |
А. К. Толстой. Золотой ключик, |
То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его со- |
или приключения Буратино |
|
|
циально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей |
|
которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвест- |
|
ны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на |
|
усыновление либо по неуважительным причинам, не проживают более шести меся- |
|
цев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к ро- |
|
дителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под патро- |
|
натное воспитание до того момента, пока статус ребенка не прояснится. |
|
Глава 1 | В начале пути
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых житейских навыков и знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.
Усыновление
«Ага, я не против того, чтобы иметь семью!»
Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.
Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ (статьи
124–144).
Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
•лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
•лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
•лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;
•бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
•лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские пра-
ва;
•лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновитель;
•лиц, не имеющих постоянного места жительства;
•лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
•лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
16
В начале пути | Глава 1
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.
Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. 155 УК РФ.
В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.
Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка.
Усыновление как форма устройства ребенка-сироты являлась бы, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство
Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними – от 14 до 18 лет. Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также органами опеки и попечительства.
В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть
17
Глава 1 | В начале пути
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
|
совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, |
|
причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права |
|
и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть |
|
еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданс- |
|
ком Кодексе РФ. |
|
Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершенно- |
|
летние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечите- |
|
лями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опеку- |
|
на (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна |
|
(попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечи- |
|
теля), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к |
|
ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. |
– Люди забы- |
Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим |
алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязан- |
|
ли эту истину, |
ностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, |
– сказал Лис, – |
бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, |
но ты не забы- |
которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по вос- |
вай: ты навсег- |
питанию ребенка. |
да в ответе за |
На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установле- |
всех, кого при- |
на выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается зако- |
ручил. Ты в от- |
ном субъекта Российской Федерации. |
вете за твою |
Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назна- |
розу. |
чается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечи- |
– Я в ответе |
тели обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила |
за мою розу… |
предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего |
– повторил |
возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подрост- |
Маленький |
ку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образо- |
принц, чтобы |
вания или работой. |
лучше запом- |
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на об- |
нить. |
щение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит инте- |
Антуан де Сент-Экзюпери. ресам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).
Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.
Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.
18