Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 4069
Скачиваний: 13
Готовность к рождению ребёнка: понятие и критерии
Рождение первого ребенка - событие, которое кардинально меняет жизнь будущих родителей. Надо быть готовым к этому и справиться с возникающими чувствами. В ожидании пополнения родителей могут обуревать противоречивые чувства: желание скорейшего «свершения» и тревога. Эти эмоции играют определенную роль в подготовке к «родительской доле». Ребенок внесет изменения в уклад всей жизни, так что небольшие переживания и необходимость приспосабливаться к новым условиям помогут паре адаптироваться к потрясениям. А потрясения запросто могут с непривычки возникнуть, когда малыш появится на свет.
Беременность - очень важный период в жизни каждой женщины. Кто-то проживает его довольно позитивно, а кто-то - не очень. И именно об этом девушки знают заранее и не могут себя настроить на беременность. Беременность вряд ли сможет пройти лучше в 30 лет, чем в 25.
На готовность к рождению ребенка влияет несколько аспектов.
- Во-первых, стоит сказать о том, что с точки зрения психологии любую ситуацию можно рассмотреть с 4 сторон: телесной, духовной, интеллектуальной и социальной.
- В интеллектуальном плане рассматривается знание о том, как происходит зачатие, а также знания о процессе рождения и воспитания ребенка. Когда вы знаете, что такое календарь зачатия, развитие плода, правильный подход к здоровью и пр.
-С телесной точки зрения -- это интимные отношения, здоровый образ жизни, медицинские анализы.
- С социальной точки зрения этот процесс включает опыт человека, приобретенный им в течение жизни от родителей, близких, друзей и знакомых.
- С духовной же точки зрения рассматривается степень зрелости личности, уровень ее развития. Каждая из этих сфер влияет на готовность женщины к рождению ребенка.
То, как проходил процесс развития и взросления будущего родителя, имеет большое значение. Это развитие включает несколько этапов, начиная от внутриутробного развития и до самого процесса половой зрелости. Имеет значение то, как проходило взаимодействие ребенка с матерью, как формировались его представления об отношениях матери и ребенка в первые годы жизни, а также взаимодействие с ровесниками и ролевые игры, в которых ребенок пробует примерять на себя роль родителя [2].
Также немаловажную роль имеет «няньчанье», когда человек начинает заботиться о братьях и сестрах, взаимодействует с другими детьми. В этот период формируется потребность в заботе о ребенке и материнстве.
Совместимость мужчины и женщины -- еще один немаловажный аспект. Именно женщина выбирает отца для своих детей на уровне подсознания, оценивая его характеристики с точки зрения генетики.
Матвеева Е.В. определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.
Потребность в детях - центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует, как считает Борисов В.А. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению Бойко В.В. - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями.
Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно отмечает Орлевская М. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни.
В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни по определению Безрукова О.Н.
Ребёнок - неисчерпаемый источник жизненных стимулов. Это безгранично подвижная стихия, вносящая в жизнь не только заботу и тревогу, но и радость (З.Матейчек) [3].
Хорват Ф. считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы успешно. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль.
-
Детско-родительские отношения.
Самые разные исследования подтверждают, что наибольшему росту личности ребенка способствуют установки родителей на принятие ребенка, на демократические отношения с ним. В то время как дети родителей с такими установками обнаруживают ускоренное интеллектуальное развитие, оригинальность, эмоциональную уверенность и хороший самоконтроль, дети авторитарных родителей, отказывающих им в принятии, как правило, бывают эмоционально нестабильными, непослушными, агрессивными и задиристыми. Но решающим оказывается восприятие детьми того, как их оценивают родители. Если детям кажется, что родители оценивают их позитивно, они будут получать удовольствие от своей внешности и от особенностей своей личности. Если же они чувствуют, что их оценивают негативно, у них разовьется ощущение неуверенности в себе. По-видимому, знак, который будет иметь родительская оценка, в огромной степени отражает степень самоприятия самого родителя. Матери, которые принимают себя, имеют тенденцию принимать и своих детей.
Обширное исследование причин, влияющих на формирование самооценки, еще больше помогает оценить важность параметров, предложенных Роджерсом. Куперсмит провел исследование самооценки, которую он определил как оценку, которую индивид дает самому себе и которую обычно старается поддержать. Самооценка, следовательно, есть личное суждение индивида относительно собственной ценности. Это обобщенная личностная характеристика, а не моментальный аттитюд или аттитюд, характерный только для отдельных ситуаций. Он пришел к выводу, что на суждения о собственной ценности главным образом влияют условия жизни в семье и непосредственное межличностное окружение. Видимо, на суждения детей о себе оказывает влияние процесс отраженной оценки, т.е. они принимают мнения о себе, выраженные значимыми для них людьми, и затем используют эти мнения в своих собственных суждениях о себе.
Виды родительских установок на воспитание, влияющие на формирование самооценки.
Три сферы детско-родительских взаимодействий являются, по-видимому, наиболее важными. Первая касается степени принятия, интереса, любви и тепла, проявляемых по отношению к детям. Исследования показывают, что матери детей, имеющих высокую самооценку, больше их любят и находятся в более близких с ними отношениях, чем матери детей, имеющих низкую самооценку. Интерес со стороны матери, видимо, интерпретируется ребенком как показатель его значимости, показатель того, что он стоит заботы, внимания и времени тех людей, которые сами для него важны. педагогический родительский детский взаимодействие
Вторая решающая сфера детско-родительского взаимодействия -- это область дозволения и наказания. Исследования показывают, что родители детей, имеющих высокую самооценку, предъявляют ясные и четкие требования, на которых твердо настаивают. Наградой, как правило, служит предпочитаемая детьми форма проявления любви и привязанности со стороны родителей. В отличие от такой модели поведения, родители детей, имеющих низкую самооценку, мало направляют ребенка и к тому же резко и неуважительно с ним обращаются. Эти родители не устанавливают четких правил поведения для своих детей и не настаивают на исполнении, они склонны чаще применять наказание, чем награду, и склонны прибегать к силе и лишению любви.
И, наконец, третья сфера детско-родительского взаимодействия касается степени демократизма. Родители детей, имеющих высокую самооценку, устанавливают широкий набор правил и ревностно на них настаивают, но внутри этих рамок нет никакого принуждения, права и собственное мнение ребенка уважаются и признаются. Родители детей, имеющих низкую самооценку, устанавливают мало ограничений и плохо очерчивают их рамки, и в то же время они авторитарны, склонны к диктаторству, отвержению и бескомпромиссности в используемых ими методах контроля. Куперсмит обобщил результаты своего исследования следующим образом: «Самое общее заключение об истоках высокой самооценки можно сформулировать в виде трех условий: тотальное или почти тотальное принятие детей их родителями; четко определенные и неукоснительно соблюдаемые правила; уважение и свобода действий в пределах очерченных границ». Далее Куперсмит предположил, что для формирования самооценки по-настоящему важно именно то, как родители воспринимаются ребенком, а не сами по себе их конкретные действия. К этому можно добавить, что на то, как ребенок воспринимает родителей и их мотивы, влияет и общая атмосфера в семье.
Тема 4.2. Типы родительских позиций и их влияние на формирование личности ребенка.
1. Психологические основы типов родительских позиций. Воспитание ребенка в семье.
2. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Работа психолога с семьей.
-
Психологические основы типов родительских позиций. Воспитание ребенка в семье.
Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гипопротекция ( гипоопека ) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.