Добавлен: 17.02.2019
Просмотров: 3800
Скачиваний: 2
1) Выполнение барщины (работа на господском поле)
2) Уплата рыцарю натурального или денежного налога.
Крестьяне имели и свои участки земли, которые считались собственностью феодалов. Сельская община полностью зависела от феодалов. Земля рыцаря представляла тогда маленькое мини-государство. Рыцарь был главнокомандующим своей армии, судил крестьян, объявлял войну или заключал мир с соседними рыцарями. Порядок вассалитета или зависимости феодалов друг от друга в разных странах немного отличался. Во Франции было правило: "вассал моего вассала, не мой вассал", в Германии было обратное правило. Феодализм, как общественная система, сложился в Западной Европе к 11 веку. Основными чертами феодализма являлись:
1) Наличие крупного феодального землевладения
2) Наличие мелкого крестьянского землевладения
3) Прикрепление крестьянина к феодалу, к его и своему наделу
4) Принудительный крепостной труд крестьянина на феодала (барщина), а также уплата феодалу натурального или денежного оброка в пользу феодала
5) Натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком, а также низкий уровень сельского хозяйства и ремесленной техники.
В раннее средневековье, с 5 по 11 век, одну третью часть пахотной земли занимала католическая церковь. Каждый европеец платил в пользу церкви одну десятую часть своего дохода (церковная десятина). Кроме того на церковных землях работали монастырские крестьяне, церковь занималась торговлей, особенно вином, а реку Рейн, по которой шла церковная торговля, называли поповской дорогой. Многие короли стран Европы, были вассалами папы Римского. Однако, наиболее сильные из них постоянно вели борьбу с церковью за верховенство власти - это король Франции и король священной Риской империи. Борьба за верховенство власти шла с переменным успехом, власть церкви стала ослабевать только в 14 веке. На жизнь европейских государств значительное влияние оказывали города. С 10 по 13 век, в Европе происходят массовые выступления горожан против чрезмерных налогов в пользу феодалов, потому что города находились на землях феодалов. Многие города путём борьбы против феодалов или путём выкупа, получали независимость от феодалов, становились " вольными городами". Это французский город Марсель, Итальянские города: Венеция, Генри и Флоренция, Немецкие города: Нюрбер и т.д. В конце 12-14 веках в Европе появляется новый тип государства сословно-представительная монархия. Многие города добивались того, что при королях стали создаваться парламенты, которые контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в создание новых законов, не давали возможности королю превращать свою власть в деспотическую. В отличие от горожан, крестьяне не были представлены в парламентах и вынуждены были отстаивать свои интересы путём восстаний. Наиболее крупными и известными в средневековой Европе были: восстание под названием " Жакерия" во Франции 1358 год, а также восстание под руководством Уолта Тайлера в Англии, 1381 год. Оба эти восстания происходили в период " 100-ней войны" когда во Франции и Англии резко возросли налоги с крестьян. Обострила обстановку эпидемия чумы 1348 года в Европе, от которой погибло более одной третьей населения в Англии и Франции. Восстание "Жакерия" началось в мае 1358 года, на северо-востоке Франции. Название восстания происходит от наиболее распространённого имени среди крестьян - Жак. Восстание произошло стихийно, без всякой подготовки. Непосредственным поводом к восстанию послужило нападение рыцарей-грабителей на одну из деревень. Крестьяне отбили это нападение, убили нескольких рыцарей. Крестьяне рыцарей обвиняли в том, что они не способными спасти страну от Англичан, а занимались грабежами населения. В восстание жакерия участвовало более 10 тысяч крестьян. Одним из руководителей этого восстания был крестьянин по имени Гильчи Каль. Сначала рыцари бежали от восставших, а затем при поддержке англичан перешли в наступление, восставшие сопротивлялись и тогда дворяне решили обмануть крестьян. Они пригласили Каля на переговоры, где схватили его заковали в цепи. Не смотря на поражение восстания, феодалы не решились увеличивать крестьянские повинности в свою пользу. В Англии много разорившихся крестьян бродили по дорогам в поисках заработка. Против бездомных власти стали издавать жестокие законы. Их заставляли соглашаться на любую работы, за любую плату, а в случае отказа этих людей арестовывали, иногда даже казнили. В Англии появились народные проповедники из местных священников, которые осуждали жестокость феодалов, продажность чиновников, жадность епископов. Эти проповедники утверждали, что Бог создал всех людей равными и все обязаны трудиться, что даже первые люди Адам и Ева - трудили. Адам пахал, а Ева пряла. Проповедника по имени Джон Болл отлучили от церкви, сажали в тюрьму, но он продолжал призывать крестьян к восстанию. Восстание в Англии началось в мае 1381 года, на Юго-востоке Англии. Там крестьяне начали расправляться с местными чиновниками, которые собирали подати. За короткое время восстание охватило большую часть Англии, 25 графств из 40. Во главе восстание был сельский плотник Уолт Тайлер. Грамотный человек, участник 100-ней войны, знаток военного дела, талантливый организатор. Цель восстания отмена барщины и сведение к минимуму налогов. Восставшим удалось взять Лондон. Король спрятался в городской крепости. Король пошёл на переговоры с восставшими, обещал выполнить из требования. Но крестьяне расширили свои : помимо отмены барщины и уменьшения налогов, требовали отменить жестокие законы о безработных, изъять земли у церкви и разделить их между крестьянами, возвратить крестьянским общинам леса и другие угодья, которые отобрали у них феодалы, уравнять в правах сословья, отменить личную зависимость людей от других. Однако, во время переговоров мер Лондона убил Тайлера, рыцарские войска выгнали крестьян из города, а затем разгром восстания произошёл по всей Англии. Несмотря на то, что эти восстания потерпели поражения, они оказали огромное влияние на положение крестьян в лучшую сторону. Во Франции не были увеличены повинности крестьян, в Англии была отменена барщина, а в течение 15 века почти все английские крестьяне выкупились на волю. В средние века в Европе продолжали развиваться наука и культура, уже в империи Карла Великого, при монастырях и храмах появляются школы для обучения грамоте на латинском языке. В школах изучали 7 предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Освоив эти науки, изучали богословие или теологию, а также религиозную философию (скалластику). Тот, кто овладел богословие, должен был знать наизусть библию и разъяснять её содержание. Помимо библии нужно было знать учение церковных авторитетов, например, святого Августина церковного деятели 4 века. В 1088 на основе юридической школы в Итальянском городе Болонья был основан первый в Европе университет. В 1167 Англии в Оксфорде, в 1160 году во Франции. А к 15 веку имелось 60 университетов. В университет принимали юношей с 13-ти летнего возраста. Сначала они обучались на подготовительном факультете по 7 наукам, а затем поступали либо на юридический, либо на богословский, либо на медицинский факультет. Высшим богословским центром считался парижский университет. В 1231 он добился полной автономии от областей. Порядок обучения в университетах был следующим: отучившись половины срока, студент сдавал экзамен на учёную степень бакалавра, бакалавра - это уже не ученик, но ещё и не полноценный специалист. После окончания медицинского, юридического и богословского факультета. Можно была сдавать экзамен на магистра. Учиться на магистра было трудно, обычно учились в университете на магистра 3-4 человека. Выдающимися философами средневековья были Пьер Абеляр(1079-1142) и Фома Аквинский(1225-1274). Эти философы доказали, что можно успешно сочетать веру в Бога и науку. Выдающимся учёным, который занимался физикой, астрономией и другими науками был англичанин Роджер Бэкон (1214-1294), преподавал в университетах Англии и Франции, он считал, что любые знания надо перепроверять при помощи опята. Проводил опыты с химическими веществами, магнитной стрелкой, увеличительными стёклами, занимался астрономией, пытался изобретать лодку, без гребцов, летательные аппараты. Средневековая наука была очень тесно связана с богословием, для средних веков характерны в основном рукописные книги, которые создавались в скрипториях, то есть центрах при монастырях. Книги были дорогие, писали на пергаменте, то есть обработанной кожей телят и ягнят. Первая печатная книга была выпущена в 1456 году, изобрёл книгопечатание немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Среди литературных произведение раннего средневековья преобладали Евангелие и житие святых. С 6 века появляются, так называемые хроники, аналоги летописей. Художественная литература раннего средневековья представлена устным народным творчеством, так называемыми сагами, аналоги былин. В 11 веке был записан французский эпос "песни о Роланде". Рыцарь Карла Великого, который воевал против арабов в Испании. В 11 веке на юге Франции возникает рыцарская поэзия, поэтов песенников. Назывались во Франции трубадуры, а в других местностях их называли руверы, то есть певцы о любви. В других странах западной Европы, появляются рыцарские романы и повести, из которых наиболее известным романом является " Тристан и Изольда". Самым знаменитым поэтом средневековья был итальянец "Данте Алигьери" годы жизни 1265-1321. Написал произведение "Божественная комедия", в которой через загробный мир обличает пороки людей земной жизни. В архитектуре наряду с романским стилем с середины 12 века появляется готический стиль. В скульптуре средневековья преобладают изображения Иисуса Христа и Божьей матери Мадонны. Для живописи были характерны книжные миниатюры то есть небольшие рисунки , которые сопровождались текстом, а также мозаичные витражи из разноцветного стекла.
9.
Арабский Халифат. Средневековый Восток.
Исламские цивилизации.
До
18 века Восток в своём экономическом и
культурном развитие не уступал западу.
И лишь с 18 века, когда Европа вступила
в период индустриализации, Восток стал
отставать от Запада. В отличие от запада
на востоке не получилось развитие
частная собственность на земле. На
Востоке почти вся Земля считалась
собственностью государства в лице
монарха. Этой землей наделялись чиновники
за службу, а также крестьянские общины,
которые за пользование землёй платили
государству налоги и выполняли другие
повинности. На Востоке государство
очень жёстко контролировало земельные
отношения. Хотя земля считалась
государственной, она постепенно
переходила во владение знати. В средние
века на Востоке существовали огромные
империи, которые часто распадались,
потому что они включали в себя огромные
территории с разным уровнем развития
экономики и этническим составом
населения. Управлять такими территориями
из одного центра было сложно. В середине
7 и до середины 10 века, на огромный
территории от Испании до Индии и
центральной Азии располагалась огромная
империя Арабский Халифат. Существование
арабского халифата было связано с
появлением новой цивилизации Исламской
или Мусульманской. В средние века борьба
различных слоёв населения за свои
интересы часто приобретала религиозную
форму. Так было и у арабов. Новая религия
Ислам, появилась, прежде всего, в
купеческой арабской среде. Арабские
купцы боролись против иноземных
конкурентов, прежде всего иранских. До
принятия ислама арабы поклонялись силам
природы, то есть были язычниками. В
Арабском городе Мекка был языческий
храм под названием "Кааба"(куб). В
нём молились арабы разных языческих
религий. Главной святыней в этом храме
был священный камень, возможно метеорит,
тёмного цвета. Арабы считали, что раньше
этот камень был светлого цвета, но из-за
человеческих грехов потемнел. Среди
арабских племён было стремление к единой
религии, которая бы противостояла
междоусобным войнам разных арабских
племён. Одни из основателей новой религии
Ислама был пророк по имени Мухаммед,
годы жизни (570-632). Родился и рос он в
купеческой среде, но сначала был бедным,
работал пастухом, но потом разбогател,
женившись на богатой вдове родственнице,
что позволило ему размышлять о новой
религии. Он призывал арабов отказаться
от язычества и уверовать в единого бога
по-арабски Аллаха. Мухаммед с уважением
относился к христианству, иудаизму, но
считал, что эти религии были лишь
предшественниками ислама. В основе
священной книги ислама-Каране, много
заимствований из христианской библии
и иудейского талмуда. В каране говориться
о том, что мусульманин обязан соблюдать
5 основных правил: 1. Признавать, что нет
другого бога кроме Аллаха, а Мухаммед
его пророк; 2.Каждый день совершать 5
обязательных молитв в определённое
время; 3. Соблюдать 30-ти дневный пост в
месяц под названием Рамадан, это 9 месяц
лунного календаря, который сдвигается
в зависимости от фазы луны, по нашему
календарю - это февраль март. В месяц
рамадан нельзя днём от восхода до захода
солнца пить, есть, курить и развлекаться;
4. Отдавать 5-ую часть своего дохода на
милостыню бедным и на общественные
дела; 5. Стремиться совершить хотя бы
один раз в своей жизни паломничество в
Мекку. Тот, кто это совершил, получает
титул Хаджи. После смерти Мухаммеда в
632 году нашей эры, к основным положениям
ислама добавили ещё одно положение о
том, что распространение ислама с оружием
в руках является религиозным долгом.
Война против не верных, не мусульман,
считается священной войной Джихад, а
мусульманин погибший в такой войне,
попадает в рай. Мусульманский рай
представляется мусульманами как
блаженство похожее на Земной со всеми
прелестями, как земной сад, немного
прекрасного питья, еду и прекрасной
женщины. Есть представления об аде, но
ад это муки в основном от огня. Сначала
Мекки выступили против Мухаммеда,
считая, что он предал веру предков,
пришлось Мухаммеду бежать из города в
622 году, в другой город Ясриб-Медина, это
бегство или переселение по-арабски
звучит как хиджра. Этот год, 622, у мусульман
считается первым годом мусульманского
календаря. Мединцы долго воевали против
Мекки с переменным успехом, но в конце
концов одержали победу, а языческий
храм Кааба был превращён в мусульманский,
случилось это в 630 году. В 632году, когда
умер Мухаммед, Ислам ещё не охватывал
всей территории Аравийского полуострова.
Наместники пророка Мухаммеда стали
называть Халифами. В их руках сосредоточена
религиозная и светская власть. Первые
4 халифа, которые управляли государством
после Мухаммеда, называются праведными
халифами. В мусульманском языке буквы
АИУ, часто сливаются, поэтому в наших
книгах не часто можно прочитать название
халифов. Первым был Абу Бакр, году
правления 632 - 634. Второй халиф был Умар
и Амар 634-644, третий Асман или Усман
644-656, четвёртый Али 656 - 661. После убийства
четвёртого халифа Али, ислам распался
на две ветки : Шииты и Сунниты. Шииты
считают Али святым и то, что его власть
должны передаваться по наследству,
Сунниты не верят в святость Али, а считают
священным только Коран и священные
придания Хадисы, которые состоят из
священных глав, которые называются
Суннами. В настоящее время Суннитов,
примерно в 10 раз больше чем Шиитов.
Шиитов 60 миллионов, а Суннитов 600.
Пользуясь войной между Византией и
Ираном, арабы завоевали огромную
территорию на Востоке, создали свою
империю, Арабский Халифат, которая
занимала огромную территории. От Испании
на западе, до Индии на востоке, включала
в свой состав Индии, Палестину, Ливию,
часть Ирана, аравийский полуостров. С
661 -750 годы Арабским Халифатом управляла
династия Омейдов, а с 750 по 1258 династия
Аббсидов. Как единое государство Арабский
Халифат распался в 945 года на Эмираты,
но верховным религиозным правителем
Эмиры, подчинялись халифам как религиозным
правителям до 1258 года, пока эта территория
не была завоёвана Монголами. При первых
халифах Омейядов 661 по 680, столицей
Халифата считался Дамаск, а с 762 Багдад.
Население Арабского Халифата быстро
принимало Ислам, потому что Мусульмане
платили льготный налог, одну десятую
часть дохода, хотя остальные платили
от одной третьей до двух третьих урожая
и ещё подушную подать. Арабский халифат
был хорошо управляемым государством,
здесь действовал многочисленный
чиновничий аппарат, хорошо работала
почта. Чиновники получали за службу
жалования от казны и земельные наделы.
Экономика Арабского Халифата была под
жестким контролем государства, высокого
уровня достигла культура, потому что
арабы активно заимствовали всё лучшее,
что было в науке и культуре покорённых
народов. Особенно большое развитие
получила математика, медицина, астрономия,
химия, поэзия, философия, история и
правом. Широко распространялась не
только наука, но и арабский язык. Арабский
язык стал на Востоке языком науки и
литературы, подобно тому, как в Европе
был латинский язык. В отличие от латыни,
на котором в Европе почти никто не
говорил, на Арабском языке говорило
население. Без знания арабского языка,
нельзя было получить должность чиновника.
Начальное образованием Мусульмане
обычно получали на дому, приглашая
наёмных учителей за деньги. А затем
учились при мечетях. В больших городах
и в мечетях работали высшие мусульманские
школы, которые назывались "Медресе".
Особого расцвета достигла арабская
культура в период правления Аббсидов
750-1258. В 8-9 века на Арабский язык были
переведены труды учёных древней Греции,
Ирана, Индии. В Багдаде был открыт дом
мудрости, цент мусульманской науки. Где
насчитывалось в библиотеке более 4 тысяч
книг на разных языках. При доме мудрости
учёные не только пользовались книгами,
но и получали жильё и денежные средства.
Мировыми центра арабской науки культуры
были Багдад - это Ирак и Кордова - Испания.
Нигде в мире не было столько ученых,
сколько в Багдаде. Арабские математики
знали труды Пифагора, Архимеда, Евклида,
Индийских математиков. Арабы первыми
в мире стали использовать индийские
цифры, которые вскоре стали называться
арабскими. Арабские были более удобные,
чем римские, ими стал пользоваться весь
мир, и пользуются до сих пор. В Багдаде
и Дамаске работали обсерватории. Там
впервые стали считать, что центром
вселенной является Солнце, а не Земля.
Арабские историки стали хорошо знать
историю древнего Рима и хорошо знать
Ислам. Продолжительное время в Европе
самым авторитетным врачом считался
Арабский врач Авиценна 980-1037. Продолжительное
время этот человек считался самым
известным врачом в мире. Европейцы в
основном знали арабскую науку и культуру,
в основном через Испанию, которая
продолжительное время входило в состав
Арабского мира.
10.
Восточные славяне в древности
Территории
и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Поляне
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Киев
Словене ильменские
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Новгород, Ладога
Кривичи
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Полоцк, Смоленск
Полочане
Южнее Западной Двины
Полоцк
Дреговичи
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Туров
Древляне
Южнее реки Припять
Искоростень
Волыняне
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Белые хорваты
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Дулебы
Жили восточнее белых хорватов
Тиверцы
Территория между Прутом и Днестром
Уличи
Между Днестром и Южным Бугом
Северяне
Территории вдоль реки Десны
Чернигов
Радимичи
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вятичи
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
11. Древнерусское государство 9-11 вв
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX – X вв.
«Повесть временных лет» дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях общинно-родового строя. Южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам. Но северные племена однажды прогнали варягов. И стали искать себе князя среди своих племен. Но это не принесло результата, так как племена не смогли прийти к единому мнению. Поэтому наши предки и призвали к себе варяжских князей.
Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев. Население этой территории было довольно пестрое. В состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из финских: чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская и мурома по Нижней Оке.
Киевская Русь не была статичным обществом. Его политическая структура и экономические отношения претерпевали определенные изменения. На первом этапе своего существования Киевская Русь была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили дань. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала всему правящему роду Рюриковичей. Представители правящей династии правили частью территории, т. е. соуправляли через институт причастия. Но это не означало коллективного руководства, должен быть человек, который был старшим, т. е. была система принципата - старейшинства. Старейшиной становился старший в роду. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии. Но этот принцип часто нарушался, что чрезвычайно запутывало ситуацию.