Добавлен: 17.02.2019
Просмотров: 3806
Скачиваний: 2
Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Пиры, которые устраивал князь на своем подворье, - тоже своеобразная оплата труда дружины. Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Между киевским князем и дружиной установились вассальные отношения. Князь советовался с дружинниками по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. Младшие дружинники носили название «отроки» «или «гриди». Бояре часто выступали в качестве воевод, отроки же становились младшими администраторами. Сначала дружинники заменяли всеобщее вооружение народа, затем превратились в административно-военный слой, а позже - в сословие феодалов. Княжеско-дружинная власть была до поры ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от предыдущих времен. Это «вече» - народное собрание, «старцы градские». Особенно сильны были эти институты на окраинах страны.
Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.
До середины Х в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод - сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.
В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.
Социально-экономические отношения обусловили и социальную структуру древнерусского общества. О характере этой структуры можем судить на основе изучения свода законов того времени - «Русской Правды», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого (1019 - 1054). Согласно «Русской Правде» в Киевской Руси существовало две группы населения: «люди служилы и неслужилы», «сели княжи люди» и просто люди. Первые лично служили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре - верхушка знати, а среди простого люда - смерды, закупы и рядовичи.
Много статей «Русской Правды» посвящено рабам, известным под названием «челядь» или «холопы». Большинство историков склоняются к тому, что «челядь» - термин более раннего периода, который употребляется наравне с новым названием «холоп». Холопы были полностью бесправны - ударивший свободного человека холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию.
Кроме холопов, «Русская Правда» называет закупов, рядовичей и изгоев. Закуп - это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не совсем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же - это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).
Важную роль в развитии Древнерусского государства сыграло принятие христианства. Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I веке н. э., который якобы после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дружинники князя Владимира.
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями. Религия - это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире и т.д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т. д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта.
Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.
На период IX-XI веков Древнерусское государство, в силу своего положения, оказывало существенное влияние на жизнь своих соседей.
12. Эволюция древнерусской государственности в 11-12 вв. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Политическая раздробленность страны.
Древняя
Русь представляла собой раннефеодальную
монархию, в которой боролись центробежные
(сепаратистские) и центростремительные,
централизаторские тенденции.
Во
второй половине XI — в XII в. произошел
распад Руси на отдельные самостоятельные
княжества. Начался период феодальной
раздробленности.
Ее
причинами были:
- раздел территории
на уделы между наследниками различных
ветвей Дома Рюриковичей происходил в
результате действовавшего принципа
«по старшинству» (к старшему в роду);
-
постоянные княжеские усобицы, в основе
которых часто лежали политические
амбиции тех или иных конкретных лиц, не
согласных с «лествичным правом»;
-
рост крупного землевладения, укреплявший
чувство уверенности в своих силах у
крупных владетелей, обладавших
значительными материальными ресурсами;
-
натуральный характер хозяйства, сходность
номенклатуры производимых видов
продовольствия и промышленных изделий,
что обуславливало самообеспеченность,
самодостаточность каждой из земель,
слабость стимулов к развитию торговых,
межрегиональных экономических связей;
-
активное развитие ремесел, что укрепляло
автаркические тенденции;
- рост и
усиление городов, собственных крупных
центров политической, хозяйственной и
культурной жизни;
- усиление местного
аппарата управления, не заинтересованного
в подчинении какому бы то ни было
центральному аппарату.
В
советской историографии было принято
считать, что феодальная раздробленность
имела некоторые положительные стороны.
Так, быстро развивались производительные
силы в различных землях. Если в IX–X вв.
на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в
XII в. – 119 городов. В некоторых исследованиях
говорится даже о 300 городах, о том, что
Древнюю Русь называли «гардарикой»,
«страной городов». В каждой земле
развивались свои иконописные школы,
строились каменные храмы с целью
посрамить соседей. Улучшилась управляемость
каждой из земель. При этом почему-то
редко упоминается о тех больших людских
и материальных потерях, которые несли
непрерывные феодальные войны. Под одними
и теми же иконами русские люди, в языковом,
культурном и этническом отношении
близкие друг другу, убивали друг друга
во имя политических амбиций Рюриковичей.
Древнерусское государство находилось
в весьма уязвимом геополитическом
положении – между кочевым, ненасытным
и безжалостным Востоком и оседлым, но
агрессивным и не менее безжалостным
Западом. Такая геополитическая ситуация
требовала сохранения крепкого
централизованного государства, а не
той аморфной конфедерации древнерусских
земель, в которую превратилась держава,
созданная Олегом, Святославом, Владимиром
Святым и Ярославом Мудрым. То, что для
некоторых европейских государств
оказывалось терпимым, для русских земель
было смертельно опасно. Съезд русских
князей в городе Любече недалеко от
Чернигова в 1097 году, по–видимому,
руководствовался благими намерениями,
когда стремился установить определенные
«правила игры». Однако, с учетом
последующего развития событий нельзя
не признать, что установление принципа
«каждый да владеет своей отчиной»
фиксировало факт распада единого
государства на наследственные владения
князей из Дома Рюриковичей. Тем самым
был подписан приговор древнерусскому
государству. Но цивилизации, созданной
русским народом, предстояла более
сложная судьба.
Междоусобицы
продолжались. Владимиру II Мономаху
(1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго
удалось восстановить былое единство.
Во второй половине XII в. имелось 14
самостоятельных земель, а в первой трети
XIII в. – около 30. Князья встречались и
совместно действовали очень редко. По
мнению современных исследователей,
Русь превратилась в конфедерацию,
сообщество слабо связанных между собою
земель.
В
30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать
власть киевского князя. Русь распадается
на отдельные княжества («земли»). За
Киев началась борьба разных княжеских
ветвей. Сильнейшими землями были
Черниговская, Владими-ро-Суздальская,
Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись
князья, чьи владения (уделы) входили в
состав крупных земель. Предпосылками
раздробленности считаются рост местных
центров, уже тяготившихся опекою Киева,
развитие княжеского и боярского
землевладения.
Владимирское
княжество возвысилось при Юрии Долгоруком
и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум.
1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212).
Юрий и Андрей не раз захватывали Киев,
но Андрей, в отличие от отца, посадил
там брата, а не княжил сам. Андрей пытался
править деспотическими методами и был
убит заговорщиками. После смерти Андрея
и Всеволода вспыхивали распри между их
наследниками.
Галицкое княжество
усилилось при Ярославе Осмомысле (ум.
1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын
Ярослава Владимир, Галич захватил Роман
Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы
сын Романа Даниил. На развитие этой
земли влияли Польша и Венгрия, активно
вмешивавшиеся в местные распри, а также
боярство, куда более влиятельное и
сильное, чем в других княжествах.
Новгородцы
в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали
с тех пор приглашать князей по решению
веча. Реальная власть находилась у бояр,
чьи группировки боролись между собою
за влияние. Та же ситуация была и во
Пскове, зависевшем от Новгорода.
В
1170-х гг. усиливается половецкая опасность.
Южные князья во главе со Святославом
Киевским нанесли им несколько поражений,
но в 1185 г. был разбит и пленен половцами
Игорь Новгород-Северский, кочевники
разорили часть южной Руси. Но к концу
века половцы, распавшись на множество
отдельных орд, прекратили набеги.
13. Монгольское нашествие на Русь и его последствия.
Русь и орда: проблемы взаимовлияния
В XII веке монголы кочевали в Центральной Азии и занимались скотоводством. Данный вид деятельности требовал постоянной смены мест обитания. Для приобретения новых территорий нужна была сильная армия, которая у монголов была. Ее отличала хорошая организация и дисциплина, все это обеспечило победное шествие монголов.
В 1206 году состоялся съезд монгольской знати – курултай, – на котором хана Темучина избрали великим ханом, и он получил имя Чингис. Сначала у монголов вызывали интерес обширные территории в Китае, Сибири и Средней Азии. В дальнейшем они направились на запад.
Первыми на их пути встали Волжская Булгария и Русь. Русские князья «познакомились» с монголами в сражении, которое состоялось в 1223 году на реке Калке. Монголы напали на половцев, а те обратились за помощью к своим соседям, русским князьям. Поражение русских войск на Калке было обусловлено разобщенностью и неорганизованными действиями князей. В это время русские земли были значительно ослаблены междоусобицами, а княжеские дружины больше заняты внутренними разногласиями. Хорошо организованное войско кочевников сравнительно легко одержало первую победу.
Нашествие
Победа на Калке была только началом. В 1227 году умер Чингисхан, и во главе монголов встал его внук Батый. В 1236 году монголы решили окончательно разобраться с половцами и в следующем году разбили их возле Дона.
Теперь настала очередь русских княжеств. Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена. После наступила очередь Коломны и Москвы. В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, княжеская семья погибла в пожаре.
После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок. На реке Сити русичи потерпели поражение. Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.
Южная Русь всю тяжесть нашествия ощутила весной 1239 года. Первыми жертвами стали Переяславль и Чернигов. К осаде Киева монголы приступили осенью 1240 года. Защитники отбивались три месяца. Взять город монголы смогли только с большими потерями.
Последствия
Батый собирался продолжить поход уже в Европу, но состояние войск не позволило ему этого сделать. Они были обескровлены, и новый поход так и не состоялся. А в отечественной историографии период с 1240 по 1480 год известен как монголо-татарское иго на Руси.
В этот период практически прекратились все контакты, в том числе и торговые, с Западом. Монгольские ханы контролировали внешнюю политику. Сбор дани и назначение князей стали обязательными. Всякое неповиновение жестоко каралось.