ВУЗ: Ростовский Государственный Медицинский Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Химия
Добавлен: 17.02.2019
Просмотров: 9958
Скачиваний: 53
6
организма, как проводники электричества второго рода………..76
3.7. Ионное произведение воды……………………………………….79
3.8. Методы определения рН растворов. Индикаторы………………81
3.9. Гетерогенные равновесия. Константа растворимости.
Условия образования и растворения осадков……………………….84
4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РАВНОВЕСИЙ И
ПРОЦЕССОВ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ……….85
4.1. Протолитическая теория кислот и оснований.
Протолитические реакции. Понятия о кислотах и основаниях…….85
4.2. Ионизация слабых кислот и оснований. Константа
диссоциации слабых кислот и оснований.
Закон разведения Оствальда………………………………………….96
4.3. Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза…………………..98
4.4. Амфолиты. Изоэлектрическая точка……………………………….103
4.5. Понятие о буферном действии, гомеостазе и
стационарном состоянии живого организма……………………….103
4.6. Буферные системы: определение, классификация………………...105
4.7. Зона буферного действия и буферная емкость.
Расчет рН протолитических систем………………………………..107
4.8. Механизм действия буферных систем……………………………..109
4.9. Буферные системы крови: гидрокарбонатная, фосфатная,
гемоглобиновая, белковая………………………………………...110
4.10. Механизм сопряженного действия буферных систем…………...112
4.11. Понятие о кислотно-основном состоянии организма:
рН крови, ацидоз, алкалоз, щелочной резерв крови……………...112
5. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
ХИМИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ…………………………...118
5.1. Типы окислительно-восстановительных (редокс) реакций
в организме человека……………………………………………..118
5.2. Механизм возникновения электродного и
7
редокс-потенциалов. Уравнения Нернста-Петерса…………….119
5.3. Сравнительная сила окислителей и восстановителей.
Прогнозирование направления редокс-процессов по
величинам редокс-потенциалов…………………………………..123
5.4. Физико-химические принципы транспорта электронов в
электронотранспортной цепи митохондрий………………………125
5.5. Основные положения координационной теории Вернера.
Природа химической связи в комплексных соединениях………127
5.6. Классификация и номенклатура комплексных соединений……...134
5.7. Изомерия и пространственное строение комплексных
соединений……………………………………………………………137
5.8. Полидентатные лиганды. Хелатирование.
Конкуренция за лиганд или за комплексообразователь…………..140
5.9. Классы комплексных соединений: внутрикомплексные,
макроциклические, многоядерные, сэндвичевые………………….143
5.10. Устойчивость комплексных соединений в растворах.
Константа нестойкости комплекса………………………………..147
5.11. Представления о строении металлоферментов и других
биокомплексных соединений……………………………………..…149
6. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСПЕРСНЫХ
СИСТЕМ И ПОВЕРХНОСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ………………………...152
6.1. Поверхностная энергия Гиббса и поверхностное натяжение
Сорбция. Абсорбция. Адсорбция……………………………………152
6.2. Адсорбция. Уравнение Ленгмюра ………………………………...154
6.3. Поверхностно-активные (ПАВ) и поверхностно-неактивные
вещества. Правило Траубе…………………………………………….160
6.4. Дисперсные системы и их классификация…………………………..162
6.5. Получение лиофобных коллоидных растворов.
Образование и строение мицелл……………………………………….165
6.6. Свойства лиофобных коллоидных растворов:
8
молекулярно-кинетические, оптические, диализ, электродиализ……...169
6.7. Устойчивость коллоидных растворов: седиментационная,
агрегативная. Факторы, влияющие на устойчивость лиозолей……173
6.8. Коагуляция. Пептизация…………………………………………….176
6.9. Грубодисперсные системы: суспензии, эмульсии, аэрозоли……..184
6.10. Электрокинетические явления в дисперсных системах:
электрофорез, электроосмос……………………………………….186
6.11. Мембраны и кровь как грубодисперсные системы………………189
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….195
9
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие: «Химия (модуль I)» структурировано согласно
разделам рабочей программы по учебной дисциплине: «Химия», содержит
информационный блок к каждому практическому занятию.
Учебное пособие составлено на основании Федерального государст-
венного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное
дело» и 060103 «Педиатрия» в соответствии с учебным планом по дисцип-
лине «Химия».
Предназначено для студентов медицинских вузов.
10
1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.
БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Квантово-механическая модель строения атома
В основу КММ положена квантовая теория атома, согласно которой
электрон обладает как свойствами частицы, так и свойствами волны (о ме-
стоположении электрона в определенной точке можно судить не точно, а с
определенной долей вероятности). Поэтому в КММ орбиты Бора заменили
орбиталями («электронные облака» - области пространства в которых су-
ществует вероятность пребывания электрона). Состояние электрона в ато-
ме описывают с помощью 4 чисел, которые называют квантовыми.
Таблица 1.1.
Квантовые числа
Квантовое
число
Символ
Описание
Значения
Главное
n
Энергетический
уровень орбита-
ли
Положительные
целые числа: 1,
2, 3...
Орбитальное
l
Форма орбитали
Целые числа от 0
до n-1
Квантовое
m
Ориентация
Целые числа от -
l до +l
Спиновое
ms
Спин электрона
+½ и -½
Главное квантовое число n описывает среднее расстояние от орби-
тали до ядра; энергетическое состояние электрона в атоме. Чем больше
значение n, тем выше энергия электрона и больше размер электронного
облака. Если в атоме несколько электронов с одинаковым n, то они обра-
зуют электронные облака одинакового размера - электронные оболочки.
Орбитальное квантовое число l (азимутальное) описывает форму